Празднование юбилея Александра Сергеевича Пушкина продолжается, и, пожалуй, самый необычный подарок для зрителей приготовили в «Сатириконе». Во Дворце на Яузе дают неклассического «Дубровского», от которого тем не менее сложно оторваться – здесь и гротесковая пластика, и экспрессивные метафоры, и оглушительное звуковое сопровождение.
Фабула, впрочем, остается прежней: жили как-то два приятеля-дворянина – победнее и побогаче, – да однажды разругались вдрызг. Андрей Гаврилович Дубровский обиделся на шутку соседского холопа и слишком решительно взялся отстаивать задетую честь. А Кирила Петрович Троекуров, ослепленный раболепством окружающих, в ответ взбесился и вздумал старинного друга проучить, оставив без поместья. Так гордыня не только лишила обоих покоя и разума, но и принесла немало горя тем, кто оказался рядом – по кровному родству или в силу чистой случайности.
Режиссер Яков Ломкин доводит на сцене каждую черту до крайности: приближенные Троекурова, держащего десятки гончих и борзых, и сами ведут себя как псы, стремясь выслужиться и тем самым избежать барского кнута. Только вот псы безродные, пресмыкающиеся, не имеющие ни малейшего чувства достоинства. Поведение подкрепляет пластика и жесты – перед Кирилой Петровичем стелются по земле, высовывают языки от напряжения и страха.
Особенно усердствует секретарь Шабашкин, выжидавший шанса проявить себя на протяжении десяти лет: Арсен Ханджян носится по сцене как заведенный, напоминая не то чертика из табакерки, не то просто мелкого беса. В нем подобострастие отбивает любую брезгливость, но чем ярче вкус победы, тем горше дальнейшее разочарование: герой в итоге остается без последней рубашки, но даже тогда, окончательно лишившись незначительной своей инфернальности, не прекращает истеричной суеты.
Совсем иное дело – старший Дубровский, которого Денис Суханов выводит сначала с чинным благородством, лишь подернутым роковой ошибкой, а во втором акте – уже с нескрываемой издевательской иронией. В этой версии после смерти Андрей Гаврилович не уходит в небытие, но остается со своим обидчиком, доводит его до ужаса, заставляя проявлять то кипящий гнев, то ледяную суровость.
Троекуров (Игорь Гудеев) расхаживает в парче и коже, а его жестокий нрав обещает плохой финал для любого, кто ему не понравится. Ничуть не боится он и Владимира Дубровского (Никита Смольянинов), избравшего путь мести. Именно здесь двойственность – фраз, намерений, интонаций – становится тройственностью и повторяется не только в двух людях с похожей судьбой, но и в отпрыске одного из них. Разница лишь в том, что Владимир находит возможность свою гордыню сдержать, усмирить, запечатать. Любовью, конечно же, – к чистой и возвышенной душе, в которой тоже что-то обязано сломаться.
За узнаваемыми эпизодами наблюдает, изредка делая пометки, сам Пушкин. Далеко не всегда – иногда великий писатель любуется цыганками, а иногда дерется с медведем за бутылку чего-то крепкого. Он же великодушно помогает несчастному французскому гувернеру Дефоржу, оставшемуся на просторах России без денег. Партию мгновенно подхватывает Дубровский-младший, и вот уже целые сцены разыгрываются на беглом французском – и за эмоциональными пикировками зал наблюдает, словно за теннисным турниром.
Во всем этом многообразии обращает на себя функциональность пространства: вот героев скрывает от зрителей полупрозрачная завеса. Вот летит по кочкам да ухабам телега – да с такой скоростью, что путники едва удерживают себя и багаж на месте. Сцена масштабного пожара решена под рок-композицию, а момент нанесения смертельной обиды подсвечивают кровавые всполохи. Огромный крест в церкви же отдает холодным неоном, заливая всех героев этой трагедии неуютным, практически мертвецким светом – даром что несколько минут назад здесь произошло таинство венчания.
То же отрезвляющее впечатление производит и тишина, которая оказывается куда пронзительнее слов и мелодичной музыки. При однозначно эпатажной форме – чего только стоят шипящие химеры и люди с песьими головами – актерам удается точно, без малейшего переигрывания, донести самую суть. Ну а гротеск их сценического существования (за хореографию отвечает Альберт Альбертс) каким-то необычайным образом переводится в поэтическую плоскость и добавляет происходящему воздуха. Не будь которого все бы схлопнулось в один миг.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…