Конфликт внутренней природы человека и общественных устоев — одна из главных тем спектакля «Пробуждение весны» в Театре Наций, адресованного в первую очередь молодежи.
Новое пространство Театра Наций было задумано как площадка для экспериментов и одновременно своего рода молодежный клуб. Здесь помимо спектаклей проходят самые разные мероприятия, собирающие молодых. Именно им, рожденным в третьем тысячелетии, так называемому «поколению Z», адресован и новый спектакль «Пробуждение весны», поставленный итальянским режиссером Маттео Спьяцци.
Самое любопытное, что первоисточник, пьеса немецкого драматурга Франка Ведекинда, была написана 130 лет назад. Ее тема — взросление подростков и те трудности, с которыми они сталкиваются в этот период своей жизни: пробуждение сексуальности, неприятие жизни с ее установившимися правилами и табу, и, конечно же, проблемы отцов и детей. То есть, темы, актуальные во все времена.
Режиссер перенес эту пьесу в современный мир и, по его словам, не поменял ни одного слова в тех фрагментах постановки, что взяты из пьесы 1891 года. При этом текст был переработан так, чтобы смартфоны зрителей стали частью спектакля. Да и сам спектакль наполнен главными атрибутами дня сегодняшнего — гаджетами. Именно телефоны и планшеты с видеокамерами, мессенджеры и социальные сети — главные средства коммуникации в наше время. Они как будто всех объединяют, при этом безнадежно и бесповоротно отдаляя людей друг от друга.
Через них герои спектакля общаются друг с другом, и даже с родителями, у которых для собственных детей в нашем торопливом мире просто не остается времени. Главные герои спектакля — 15-летние школьники — два близких друга Моритц и Мельхиор, и их сверстницы Вендла и Марта. Время о времени будут появляться и другие действующие лица, в числе которых родители подростков. Но заострив внимание на разговорах, переписке в чатах, которая транслируется на большой экран, поведении и поступках этих четырех персонажей, режиссер сумел показать главную жизненную драму большинства подростков в этот непростой отрезок жизни.
Герои спектакля предстают перед зрителями людьми мыслящими и достаточно образованными. В разговоре они упоминают героев древнегреческой мифологии, а то и вовсе обсуждают «Фауста» Гете. При этом их в первую очередь волнует сексуальная сторона отношений Фауста и Маргариты, что вполне естественно. Именно секс больше всего занимает умы тинейджеров, и тут у подростков возникает масса вопросов, главный из которых — что есть норма. Режиссер заострил внимание на этой теме на примере отношений двух друзей: Моритц явно влюблен в Мельхиора, до конца не осознавая еще свою ориентацию. И потому идет на сексуальный контакт с девочкой Вендлой. А Вендлу больше всего занимает вопрос — как появляются на свет дети? Она пытается выяснить это у матери по телефону, а та явно не готова к подобным откровениям. Но оставить вопрос без ответа не может — включает громкую связь, изменив при этом свой живой голос на некий механический.
Отсутствие живого контакта с родителями приводит к драме: Вендла из разговора с матерю поняла, что дети рождаются только в браке. Не подозревая, что может забеременеть «полежав на сеновале» с мальчиком. Впечатляют некоторые необычные режиссерские решения. Например, Моритц рисует помадой вдоль всего тела Вендлы тонкую красную линию как символ аборта, в результате которого Вендла погибает. Сам Моритц покончит жизнь самоубийством, а взрослые так и не смогут понять, что это был акт отчаяния.
Больные и болезненные вопросы поднимает спектакль «Пробуждение весны», название которого можно трактовать как пробуждение естественной природы в человеке, оказавшемся в мире искусственного правопорядка. Не случайно в этом мире смартфонов и больших экранов на всем пространстве импровизированной сцены — слой земли как образ живой природы. Зрители из числа молодых живо реагировали на все происходящее, тогда как взрослая часть публики смотрела на сцену с долей скепсиса. Что и понятно — они давно перешагнули тот рубеж и многие успешно вписались в этот мир, где чувствуют себя вполне комфортно. Что и показал придуманный режиссером ход для вовлечения публики в действо. В самом начале спектакля зрителей просили не отключать свои смартфоны. Каждый мог пройти интерактивный опрос, если наведет камеру на экран с QR-кодом. Режиссер спектакля задает зрителям три вопроса: 1) можно ли подавить вашу внутреннюю природу; 2) противоречат ли друг другу ваша внутренняя природа и общественные устои; 3) можно ли выжить независимо от того, что вы ответили на предыдущие два вопроса. Зрители, как выяснилось в конце спектакля, в этом опросе приняли самое активное участие. И большинство призналось, что вполне можно выжить, подавив свою внутреннюю природу.
Комментарии