Кристофер Нолан предпочитает, чтобы зрители знали как можно меньше перед просмотром его фильмов. Официальный локализованный синопсис гласит: «Эпичный экшен, события которого развиваются в мире международного шпионажа». Известно, что герой Вашингтона попытается предотвратить третью мировую войну, а в его арсенале будет загадочное слово «довод» (в оригинале — tenet), которое «может открыть правильные и неправильные двери». Миссия будет разворачиваться за гранью реального времени. Однако речь идет не о путешествиях во времени, а о его обратном течении. Учитывая, что в историях Нолана уже фигурировали клоны, погружения в сознание, нейтронное оружие, черные дыры и путешествия во времени, стоит ждать, что режиссер вновь создаст коктейль из философских и научных идей.
Центральная концепция «Довода» — некая «инверсия», которая позволяет героям видеть будущее. Одни персонажи смогут двигаться назад во времени, пока другие идут вперед. Неизвестно, как именно Нолан объяснит это явление, но, видимо, оно будет связано с квантовой физикой. К релизу фильма приурочен выход книги «Секреты «Довода»: Внутри квантовой холодной войны Кристофера Нолана». Кинематографист-материалист старается делать реалистичными даже самые дикие идеи в своих весьма фантастических сюжетах. Так, его Темный рыцарь побеждает благодаря технологичным гаджетам и тщательной подготовке. «Престиж» о соперничающих иллюзионистах основан не только на магии, но и на науке. В «Начале» придуманы жесткие правила погружения в сон, а «Интерстеллар» выстроен вокруг современных теорий физика и астронома Кипа Торна.
Оригинальное название фильма Tenet — это палиндром, то есть слово, которое одинаково читается слева направо и справа налево. Более того, это часть древней фразы-палиндрома Sator arepo tenet opera rotas, которую ранние христиане использовали как талисман или заклинание. Ее можно перевести как «Сеятель Арепо управляет плугом». Надпись можно найти на разных древностях по всей Европе, а самый известный пример — фрагмент стены старого города-коммуны Оппед во Франции. Таким образом, уже самим названием Нолан намекает, как герои фильма будут воспринимать время.
Трейлер фильма обещает сложнопостановочные сцены, в которых автомобили переворачиваются вспять, самолеты врезаются в ангары, а люди бегают по стенам здания. Говорят, в Норвегии Нолан протаранил танком трамвай. Режиссер действительно обещает невиданный ранее масштаб.
«Фильм начнется как шпионский триллер, но затем развивается в разных направлениях. Мы соединяем несколько жанров, и надеюсь, что комбинация получится свежей и захватывающей. Мы с Эммой Томас (продюсер и супруга Нолана, — КР) организовали множество масштабных съемок, но «Довод» — наш крупнейший проект с точки зрения географии. Мы снимали в самых разных местах в 7 странах, у нас внушительный актерский состав и огромные декорации. Нет сомнений, это самый амбициозный фильм, над которым мы работали».
Семь стран, о которых говорит Нолан, — это США, Дания, Эстония, Индия, Италия, Норвегия и Великобритания. В Таллине кинематографисты не сошлись во взглядах с мэром эстонской столицы, когда предложили на целый месяц перекрыть внушительный участок дороги в крупнейшем по численности населения районе Ласнамяэ. Компромисс был найден: дорогу закрыли «всего» на 11 дней, а горожанам предложили альтернативные маршруты.
Производство «Довода» обошлось студии Warner Bros. в более чем $200 млн. Некоторые источники даже указывают бюджет в $225 млн. В фильмографии Нолана дороже был лишь «Темный рыцарь: Возрождение легенды», но то был супергеройский комикс и завершение уже крайне успешной трилогии, а не оригинальная идея без дорогостоящих звезд. Издание Observer подсчитало, что только чтобы отбиться в прокате, «Доводу» нужно заработать по миру $450–500 млн.
Любовь Нолана к компании IMAX и пленке 70 мм давно известна. Режиссер уже больше 10 лет использует широкоформатную кинематографическую систему, которую считает единственной современной инновацией, превосходящей старые форматы пленки. «Темный рыцарь» был первым художественным фильмом, в съемках которого режиссер использовал формат IMAX (в супергероике было 4 IMAX-сцены, включая открывающее ограбление банка). Для сиквела Нолан снял уже больше часа хронометража в этой технологии. Дальше количество запечатленных IMAX-камерами эпизодов в его фильмах только росло. Вероятно, «Довод» не стал исключением.
Как и большинство нолановских фильмов, «Довод» может похвастаться незаурядным актерским ансамблем, однако на этот раз в нем нет мировых звезд уровня Леонардо ДиКаприо и Мэттью МакКонахи. Большинство артистов снимаются у режиссера впервые, но есть и те, кого уже можно было увидеть в его предыдущих работах. Вот неполный список:
В декабре зрителям заключительного эпизода «Звездных войн», смотревшим космическую сагу в кинотеатрах IMAX, показали пролог из «Довода». В шестиминутной открывающей сцене герой Вашингтона пытается освободить американца из украинского оперного театра, захваченного террористами. The Hollywood Reporter считает, что на эпизод повлиял теракт в Театральном центре на Дубровке, произошедший в Москве в 2002 году. Учитывая, что антагонистом станет русский персонаж в исполнении Кеннета Браны, а в названии путеводителя по фильму фигурирует словосочетание «холодная война», Россия действительно будет связана с сюжетом «Довода».
Трудно поверить, но «Довод» обойдется без участия композитора «Темного рыцаря», «Начала» и «Дюнкерка» Ханса Циммера. Немецкий музыкант, получивший за фильмы Нолана 3 номинации на «Оскара», предпочел написать саундтрек для «Дюны» — экранизации своей любимой книги в подростковом возрасте. Музыку для «Довода» готовил другой оскароносец — швед Людвиг Йоранссон. В его резюме — «Крид», «Веном», «Мандалорец» и «Черная Пантера». Вне кинематографа Йоранссон участвовал в создании композиций для Childish Gambino и Chance the Rapper.
В этот раз Нолан впервые работает не только без любимого Циммера, но и без монтажера Ли Смита, который монтировал все фильмы режиссера, начиная с «Бэтмена: Начало». Причиной ухода также стали не творческие разногласия. Смит не успевал присоседиться к команде «Довода» из-за работы над «1917» Сэма Мендеса. Место 60-летнего австралийца заняла Дженнифер Лэйм — постоянный монтажер Ноа Баумбака. Помимо «Милой Фрэнсис», «Брачной истории» и «Историй семьи Майровиц», Лэйм соединила воедино «Реинкарнацию» Ари Астера — один из главных хорроров 2018 года.
Русскоязычный ролик не называет дату выхода ленты в России. В США релиз запланирован на 17 июля, однако многие аналитики все еще сомневаются, что «Довод» выйдет в прокат. Если релиз не случится, то это будет нарушением уже сложившейся традиции: за исключением «Интерстеллара» все последние нолановские блокбастеры стартовали в июле. Кроме того, 30 июля режиссеру исполнится 50 лет. Большинство американских кинотеатров все еще не открылись после эпидемии коронавируса, и нет уверенности, что они смогут это сделать к середине июля. Аналитики считают, что такой большой релиз, как «Довод», сможет оживить киноиндустрию после долгого карантина.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…