О том, почему наша классика снова свежа и востребована, рассказывает директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение» Иван Кудрявцев.
С 18 августа в рамках проекта «Мосфильм». Золотая коллекция» выходит в повторный прокат фильм «Ширли-мырли», а затем, 8 сентября, – «Покровские ворота». О том, почему так важно показать эти картины сейчас на большом экране, мы побеседовали с директором по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение» Иваном Кудрявцевым.
Почему показ советской и постсоветской классики в кинотеатрах в последнее время стал трендом?
— Тренд этот Россия скорее догнала, чем явила миру. Этот тренд глобальный. Все киногурманы мировых столиц давно и охотно посещают ретроспективы. Только там это уже устоявшаяся зрительская привычка. А здесь это стало для многих действительно колоссальным открытием. Просто если мы сравниваем себя с развитыми кинематографами, то ни один из них не пережил такого «перезапуска» национального проката, как в России, и перезапуск этот занял 20 лет. От малокартинья и салонов бытовой техники в пустующих кинотеатрах – к мощному кинопрому, выдающему сотни фильмов и сериалов в год, со своими экспортными амбициями и взыскательной аудиторией.
И эта аудитория, так же, как, скажем, французская или японская, хочет смотреть на больших экранах не только новинки, но и великое кино. В том числе то, которое мы пропустили именно из-за простоя проката в 1990-е. Любимый народом фильм «Ширли-мырли» – как раз оттуда, из той эпохи, когда привычка ходить в кино была прервана. Целые поколения выросли, не имея возможности видеть классику в кинотеатрах, и сегодня мы нагоняем.
Поэтому, когда мы выпустили в прокат «Ассу» ко дню рождения Виктора Цоя в рамках проекта «Мосфильм. Золотая коллекция», мы с удивлением и не без удовольствия для себя обнаружили, что основная аудитория в переполненных залах – это молодежь. Люди, которые понимают, что найти общий язык с другими поколениями можно, только если мыслить какими-то общими культурными кодами или, по крайней мере, их знать.
В чем главная особенность комедии «Ширли-мырли», чем она была для современников?
— «Ширли-мырли» – фильм-фарс, как говорится в его открывающих титрах. Но это, если хотите, и одна из самых дерзких авантюр в истории отечественного кино. Снять такое в 1990-е, когда «Мосфильм», как и остальные студии, и вся отрасль были в глубочайшем кризисе! Вещь получилась абсолютно поколенческая, а шутки из нее ушли в народ. Это фильм собрал абсолютно всех звезд отечественного кино и явил такой постановочный размах, которого в тот момент российское кино позволить себе не могло.
Только именем оскаровского лауреата Владимира Меньшова и тогдашнего директора «Мосфильма» Николая Досталя можно было какие-то двери открыть, достать невероятный по тем временам бюджет в миллион долларов и снять этот фильм. Но вышел он в тот самый момент, когда советский прокат уже давно кончился, а российский – еще не начался.
«Ширли-мырли» – одновременно и ироничная пародия, и добрая саркастическая сатира на все, что тогда происходило. Это был долгожданный живительный смех сквозь те слезы, горечь которых Россия, приходившая в себя после эйфории свободы, на тот момент уже начала вкушать. Изначальный сюжетный посыл фильма – страна, которая надеется на чудо: то ли на Курочку Рябу, то ли на какое-то волшебное яйцо. В данном случае – это огромный алмаз, который нашли в Якутии, и продав его, вся страна может три года отдыхать на Канарах. Ну в точку же! Не о том ли все тогда мечтали? А сейчас? Не повод ли это пересмотреть фильм в кино?
Вот Владимир Меньшов вместе со всеми своими коллегами по-доброму и не без слез посмеялись над этими мечтами, показав, что будет, если мечту эту довести до абсурда. И страна, вглядевшись в это зеркало, надорвала животы от хохота. И что-то для себя поняла.
Почему сейчас на «Ширли-мырли» снова пойдет зритель?
— Фильм не теряет своей актуальности до сих пор. Кажется, что каждый из нас где-то в глубине души продолжает жить иллюзиями, думая, что можно от «всего этого» куда-то «улететь». Но, перефразируя известную шутку, мы-то можем улететь из России (и многие пытаются), но Россия из нас никуда не улетит. И получается, что образ матери братьев Кроликовых, которую играет Инна Чурикова, у Меньшова в «Ширли-мырли» получился очень точный. Посмотрите, она живет в квартире, которая оборудована как купе поезда. Вроде и едешь все время куда-то, а на самом деле — ты все там же.
Поэтому, я думаю, на «Ширли-мырли» сегодня пойдут и те, кто влюбился в этот фильм в 1990-х, – для них это будет огромный ностальгический аттракцион, и те, для кого он будет в новинку. И на сеансе всем предстоит сделать много интересных открытий о том и этом времени.
А в чем состоит идея повторного выпуска фильма «Покровские ворота»?
— «Покровские ворота» – это наш подарок столице ко Дню города и подарок Москвы всем кинозрителям страны. Любимый фильм, который ни вы, ни я в кино не видели. Вообще никогда! Фильм выходит на большой экран впервые в истории, хотя задумывался Козаковым и Зориным именно как кинофильм. А согласитесь, это удивительный шанс, когда у тебя есть возможность, не отвлекаясь на чайник или смартфон, посмотреть кино от и до, посмотреть его на большом экране в том виде, в котором его задумывал режиссер.
И именно эту возможность нам дарят киноконцерн «Мосфильм», телеканал «Мосфильм». Золотая коллекция» и те удивительные специалисты, стараниями которых все эти картины получили покадровую реставрацию, воссоздание в формате 4К и возможность показа в кинозалах в том цвете и с тем звуком, о которых мечтали их создатели.
Комментарии