Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Столичные спектакли по Достоевскому

Столичные спектакли по Достоевскому

5 июля 2025 /
Столичные спектакли по Достоевскому
«Смешной человек» в Мастерской Петра Фоменко Фото: Лариса Герасимчук

Ко дню Федора Михайловича рассказываем о семи необычных постановках по его произведениям.

Сегодня в Санкт-Петербурге отмечают День Достоевского, ежегодный литературный праздник, который приходится на первую субботу июля. Дата эта не случайна, поскольку отсылает к событиям одного из самых известных романов писателя – «Преступлению и наказанию». «КиноРепортер» решил, что ограничиваться рамками одного города по такому случаю действительно преступно, и собрал семь столичных спектаклей, которые помогут открыть (или даже переоткрыть) для себя творчество классика.

«Идиот»

Театр имени Вахтангова

«Идиот»

Острая по форме и точная по содержанию версия «Идиота» за авторством Владислава Наставшева. В этом сезоне он продолжил плодотворное сотрудничество с Константином Белошапкой, сыгравшим сразу несколько мужских персонажей в «Повести о Сонечке», предыдущей работе режиссера, поставленной им на Малой сцене Театре имени Вахтангова.

На этот раз задача перед артистом стояла еще более амбициозная: его князь Мышкин говорит фальцетом, регулярно опрокидывается навзничь и разрывается между чувствами к двум женщинам – Настасье Филипповне (Анна Дубровская) и Аглае Ивановне (Полина Рафеева). Роковой квартет замыкает Парфен Рогожин (Павел Юдин).

Сюжет, из которого вычистили философские изыскания, не лишается собственной значимости: необычное авторское решение здесь, напротив, обнажает истинную природу вещей. Тем более что от текста Федора Михайловича артисты не отступают ни на шаг. Как и от ранящей иронии, порой превращающей происходящее в нестерпимый трагифарс. Подробнее о спектакле читайте в рецензии

«Преступление и наказание»

Театр мюзикла

«Преступление и наказание»

Над рок-оперой по мотивам знаменитого романа работала внушительная команда: автором идеи и режиссером постановки стал Андрей Кончаловский, он же совместно с Юрием Ряшенцевым и при участии Марка Розовского написал либретто. А музыку создал легендарный композитор Эдуард Артемьев, который позднее удостоился за свою работу именной «Золотой маски». 

Эта версия подразумевает определенные расхождения с классическим произведением – как минимум потому, что действие перенесено в Петербург 1990-х. К тому же создатели привнесли в нее собственные художественные образы и символы, визуально усиливающие силу и глубину главной идеи Федора Михайловича. 

«Сложнейший философский материал, требующий колоссального исполнительского таланта. Задача была очень сложная, потому что тут нельзя ошибиться, трудно скрыть отсутствие таланта – актерского, музыкального, хореографического», – признавался Кончаловский. Но, судя по неизменным многолетним аншлагам, поставленной цели все участники творческого процесса достигли. 

«Гордая»

Театр на Бронной

«Гордая»

За роман «Униженные и оскорбленные» в театре под руководством Константина Богомолова взялся молодой постановщик Кирилл Вытоптов, которого критики хвалят за любовь к классической драматургии и верность традициям психологического театра.

Актуальные вкрапления в постановке тоже есть: фабула подается в формате видеоподкаста, а герои то и дело щеголяют предметами современного гардероба. Однако главным в спектакле остается умение постановщика чувствовать дух времени. 

Одну из ключевых ролей – некогда прославленного писателя – в Театре на Бронной играет Богдан Жилин, только что дебютировавший в кино, но увидеть в этой постановке можно и тех, чьи лица уже примелькались на экранах. Например, Григория Верника, Андрея Фомина и Михаила Тройника. Подробнее о спектакле – в нашей рецензии

«Р.Р.Р.»

Театр имени Моссовета

«Р.Р.Р.»

«Р. Р. Р.» – это инициалы главного героя романа «Преступление и наказание», Родиона Романовича Раскольникова (Алексей Трофимов). В авторской постановке Юрия Еремина он предстает нервным, мечущимся молодым человеком, чьи мысли зритель может видеть на огромном экране в глубине сцены.

С пространством здесь вообще много взаимодействуют – особенно впечатляют металлические конструкции, напоминающие мосты северной столицы, и настоящие водные брызги. Именно подобное внимание к мелочам помогает воссоздать нужную атмосферу. 

От оригинала создатели постановки отходят точечно и не критично, не нарушая авторский замысел, но при этом побуждая зрителя не терять нить повествования. К современности, в том числе поп-культурного толка, апеллирует и музыкальное сопровождение – тревожное звучание «Реквиема по мечте» приходится здесь как нельзя кстати.

«Сон смешного человека»

РАМТ

«Сон смешного человека»

«В небольшом рассказе я обнаружил всего Достоевского, все его темы и мотивы сконцентрированы в этом произведении: и вечные, глобальные вопросы, и простые истины. Но еще больше меня потрясло, что это совсем другой Достоевский, ироничный, фантастический… Словно писал человек сегодняшнего дня, человек, которому приснился сон, как сделать так, чтобы все были счастливы», – говорит о своей постановке Владимир Богатырев.

Перед зрителями появляется всего один герой – Смешной человек в исполнении Алексея Мишакова. В Белой комнате он читает монолог, который сами создатели назвали «откровением без перерыва», то и дело иллюстрирует свой рассказ реквизитом, ловко извлекаемым из походных мешков, и обезоруживает зал детской улыбкой. 

Таким же простодушным оказывается его сон, населенный людьми, не знающими ни забот, ни страстей. Но полный сомнений герой привносит в идиллический мир свои тревоги, и вот местные, зараженные этим цивилизационным вирусом, претерпевают явные изменения. Пробудившись, Смешной человек приходит к выводу отнюдь не минорному, как можно было подумать изначально. Напротив, он решает, что счастье возможно как никогда. 

«Смешной человек» 

Мастерская Петра Фоменко

«Смешной человек» 

Тот же фантастический рассказ Достоевского, «Сон смешного человека», лег в основу и другой театральной постановки – более экспериментальной, короткой (всего 45 минут) и получившей жанровый ярлык «концертданеконцерт». 

Музыка в камерном пространстве Серого зала (за аккомпанемент отвечает группа с характерным названием «Бесы») действительно мечется, как безумная, от крестьянского танца к Тому Уэйтсу, заглушая исповедь «смешного человека», оказавшегося в чудесном сне накануне собственного самоубийства. 

Идея спектакля пришла в голову Федору Малышеву, который недостатка в креативных затеях совсем не испытывает. Он же – в главной и единственной роли.

«8 (Восемь)»

Театр на Таганке 

«8 (Восемь)»

На «Бесов» действительно стоит ехать в Санкт-Петербург: звездные спектакли дают сразу в трех культурных учреждениях северной столицы – Театре имени Ленсовета, Городском театре и МДТ. Однако в Москве тоже есть любопытная постановка, остро препарирующая отношения Николая Ставрогина с окружающими. Дают ее в Театре на Таганке: создатели обозначают «8» как «октодраму», в которой альтер-эго основных героев выступают смертные грехи.

Сам Ставрогин становится Чревоугодием, Верховенский – Завистью, Кириллов – Гордыней, Ставрогина – Тщеславием, Тушина – Тоской, Шатова – Похотью, а Шатов – Гневом. Текст романа пересобран под стать замыслу – оставлены только восемь диалогов, демонстрирующих ужасающую трансформацию главного героя. Поэтому лучше ознакомиться с оригиналом заранее – иначе есть риск заплутать в лабиринтах этой эффектной формы. 

«Интересно разобраться, как гениальный человек может превратиться в «черную дыру» и, словно проверяя себя на мерзость, пожирать все вокруг, опускаясь все ниже и ниже», – рассказывает режиссер Сергей Чехов, в своей пронзительной и жутковатой работе сумевший обойтись без ярких костюмов и масштабных декораций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: