Кино

«Дорогие товарищи!»: А под оттепелью кровь

Премьера «Дорогих товарищей!» про так называемый «расстрел в Новочеркасске» состоялась на Венецианском фестивале, где Андрей Кончаловский получил спецприз жюри. Этот ужасный эпизод советской истории, несмотря на человеческие жертвы (всего, по официальным данным, погибли 24 человека), долгое время скрывали: его признали гостайной и всех свидетелей под угрозой смертной казни заставили дать подписку о неразглашении, широко о нем стало известно только в конце 1980-х.

В первый день лета 1962 года в Новочеркасске партийная начальница Людмила Семина (Юлия Высоцкая, которая родилась в Новочеркасске) рано утром идет забрать спецпаек: консервы, сигареты, полкило «Мишек на севере» и даже бутылку импортного ликера. Она торопится: рабочим на промышленных предприятиях в городе сократили зарплаты, а, по слухам, цены на продовольствие скоро еще поднимут. В результате в магазинах начались драки, раскупили даже соль и спички, а на улицах звучит слово «дефицит». 

Вечером того же дня Люда уже на встрече с городским начальством узнает, что рабочие одного из заводов объявили забастовку. А на следующий день те же рабочие без оружия, но с плакатами в духе «Хрущева на колбасу» пойдут в центр города требовать встречи с приехавшей в Новочеркасск комиссией из президиума ЦК – ответом на их требования станет огонь на поражение. Люды на демонстрации не будет, а вот ее дочь Светка (Юлия Бурова), которая работает в заводской лаборатории, вместе с другими бастующими окажется на площади перед горкомом, а после – бесследно исчезнет.

События в Новочеркасске произошли в самый разгар хрущевской оттепели. 1962­-й – это следующий год после полета Гагарина в космос, выход «Девяти дней одного года» и «Заставы Ильича». И всего за два года до того, как Никита Михалков отправится шагать по Москве, а Муслим Магомаев споет про нее, что это лучший город земли. Время больших надежд и веры в светлое будущее. Приветом советской «новой волне» может показаться то, что Кончаловский снял черно-белый фильм, но это обманное сходство: в ленте нет тех легкости, наивности, спонтанности, это скорее хроника («Дорогие товарищи!» сняты не в широкоэкранном, а в классическом формате 4:3, как и предыдущая черно-белая картина Кончаловского «Рай»).

Насколько фильм Кончаловского (он не только снял картину, но и вместе со своим постоянным соавтором Еленой Киселевой написал для нее сценарий) соответствует исторической правде – вопрос открытый. Сам режиссер на пресс-конференции заявил, что создал художественное произведение и задачи проводить расследование у него не было. Но некоторые спорные моменты необходимо обозначить. Например, в «Дорогих товарищах!» прямо не говорится о том, что приказ о расстреле демонстрации отдал Хрущев, кроме того, создатели картины дают свою версию того, что произошло 1–3 июня 1962 года – огонь по рабочим открыли не военные, а снайперы КГБ. Главное же в фильме – написанная режиссером линия героини Высоцкой (за эту роль актрисе прочили кубок Вольпи), которая невольно становится причиной расстрела рабочих.

Люда предстает несгибаемой партийной работницей, но ее сложно заподозрить в том, что она просто отрабатывает служебные пайки или строит карьеру (как, вероятно, некоторые из ее коллег). Она убежденная сталинистка — открытка со Сталиным висит у нее дома рядом с фотографией возлюбленного – и верит в то, что говорит. Верит в возможный саботаж со стороны антисоветских элементов, в то, что с ними надо по всей строгости, а партия превыше всего, а за это коллеги называют ее бешеной. В один из самых драматических моментов фильма после ссоры с дочерью она произносит монолог о том, что на войне, в окопах, когда солдаты шли на смерть за Сталина, было понятно, где враг, а где друг, где хорошее, а где плохое, а теперь с новым поколением – ничего не ясно.

Вера в строгого, но справедливого отца народов, в то, что жертвы не напрасны (да и не жертвы они вовсе, а подстрекатели и сами все заслужили), в то, что страна идет в светлое будущее, – это вера, вполне искренняя, многих советских людей. И Кончаловскому она нужна, чтобы испытать ее, показать, как она работает не гипотетически, по идее, а на практике, когда под колесами госмашины оказываются не просто произвольные товарищи, а самые близкие люди.

Кончаловский на пресс-конференции заявил, что его фильм – трагедия, а Люда – советская Антигона (Высоцкая уже играла героиню Софокла в БДТ), которая вынуждена выбирать между долгом и чувствами. Но «Дорогие товарищи!» (и заголовок фильма, и звучащий лейтмотивом «Весенний марш» Исаака Дунаевского тому подтверждение) воспринимаются скорее как трагедия общественная, программное заявление Кончаловского о Советском Союзе, в котором «половина стучала, а половина сидела». Следом за расстрелом рабочих, как на ниточке, в памяти героев фильма, прежде всего отца Люды – казака, кавалера четырех Георгиевских крестов и открытого антисоветчика (Сергей Эрлиш), возникают репрессии, лагеря, депортации и геноцид целых народов, раскулачивания и коллективизация. При этом раскручивается тоталитарная история не только назад, в прошлое, но и в будущее, в которое в наручниках уводят «зачинщиков» забастовки. Семерых из них позже приговорят к высшей мере.

Начало фильма с разговорами о дефиците, очередями, партийным начальством в куцых костюмах и во всех отношениях неприятным первым секретарем обкома (Дмитрий Костяев) рисует советскую жизнь такой, какой ее принято показывать в фильмах, рассчитанных на западного зрителя. Иногда вместо прозы жизни получается литературщина, кроме того, отчетливо слышно, что о Сталине, Хрущеве и ХХ съезде говорят современным языком. Есть и одно очевидно непреднамеренное (но любопытное) обстоятельство — если этот фильм посмотрит совершенно наивный зритель, скажем, прилетевший с другой планеты и не представляющий, кто такой Сталин, он может сделать неверный вывод. Люда постоянно хвалит вождя: ­при нем, в отличие от Хрущева, цены снижали, пайки росли, везде был порядок – никто ее слов не опровергает, так что их легко принять за чистую монету (и позицию авторов).

Но «Дорогие товарищи!» – кино ошеломляющее, выбивающее землю из-под ног. И наиболее страшное оно в деталях – в том, как из шланга с асфальта на площади смывают кровь (еще одна перекличка с советской «новой волной» с ее любовью к поливалкам и дождям), в том, как женщина сжимает передник, когда в дом приходит майор КГБ. И в извлеченной из сундука в самый страшный момент иконе… Страшнее только то, насколько фильм актуально смотрится сейчас. Скрыть катастрофу? Найти виновных на стороне? Подавить протесты силовыми методами? Да запросто!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

10 часов назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

12 часов назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

13 часов назад

Просто Мария: Почему Аронову обожают зрители

Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут…

17 часов назад

Спектакль-мираж «Долгая счастливая жизнь» покажут в СТИ

Премьера постановки Сергея Тонышева «Долгая счастливая жизнь» состоится в мае в Студии театрального искусства Сергея Женовача. Создатели характеризуют свой новый…

1 день назад

Одри Хепберн: Элегантная простота

Одри Хепберн навсегда вошла в историю не только кино, но и моды – свою роль сыграли как красота и безупречный…

1 день назад