Кино

Долгая дорога к свободе: Как Юрий Озеров снимал киноэпопею «Освобождение»

Снова в широкий прокат выходит легендарная киноэпопея, которая к тому же не так давно прошла полную цифровую реставрацию и получила детальное разрешение 4К. Целых четыре года ушло у создателей киноцикла на реконструкцию главных событий Второй мировой – от танкового сражения на Курской дуге до штурма Рейхстага и первых залпов Победы. «КиноРепортер» вспоминает, как создавался главный советский фильм о войне и почему все сцены с участием Иосифа Сталина Юрию Озерову пришлось снимать втайне.

Голливудские фильмы о победах союзных войск во Второй мировой выглядят сегодня как что-то само собой разумеющееся, хотя у российских зрителей по-прежнему вызывают обоснованное возмущение. Появление крупномасштабных картин (от «Спасти рядового Райана» до «Ярости») и высокобюджетных сериалов (наподобие «Тихого океана» и «Братьев по оружию», спродюсированных Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом), привело к тому, что в ходе социологических опросов, которые проводятся по всему миру, победителем во Второй мировой респонденты все чаще называют США.

Опасность такой трактовки событий возникла, как ни странно, еще в середине 1960-х, когда на экраны всего мира вышли «Большой побег» со Стивом МакКуином, «Самый длинный день», посвященный высадке в Нормандии, «Паттон», «Молодые львы» и многие другие военные фильмы, в которых подчеркивалась роль союзников в поражении фашистской Германии.

В это же время в Советском Союзе кинематограф переживал последствия ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, и пытался приспособиться к новой идеологии. Блестящие картины, снимавшиеся в те годы, рассказывали в основном о судьбах солдат, концентрировались на «окопной правде». Их действие разворачивалось на фронте, но до эпического масштаба первых послевоенных кинолент вроде «Падения Берлина» с Михаилом Геловани или «Сталинградской битвы» они не дотягивали.

И именно тогда было решено создать свою эпопею о Второй мировой, способную дать отпор потоку западных военных картин. Ее курированием занимался непосредственно ЦК КПСС, а в качестве постановщика был утвержден Юрий Николаевич Озеров – фронтовик и режиссер, в активе которого уже были фильмы и о Второй мировой («Фуртуна» об албанских партизанах), и о Гражданской войне («Кочубей»).

В съемках картины было задействовано 150 танков. На первом плане зритель видит аутентичные бронемашины, изготовленные специально для «Освобождения», на заднем – обычные советские танки 1960-х, которые были предоставлены съемочной группе по приказу министра обороны СССР и замаскированы под немецкие.

Поскольку новая лента должна была отразить не только военные действия, но и события, которые разворачивались в штабах и высоких властных кабинетах по обе стороны фронта, то и сценаристов взяли двоих – по одному на каждый из планов эпопеи. Окопными эпизодами занялся классик «лейтенантской прозы» Юрий Бондарев, который использовал в сценарии эпизоды из своих литературных произведений (в том числе из повести «Батальоны просят огня», экранизированной почти двадцатью годами позднее).

За исторические сцены взялся еще один писатель-фронтовик Оскар Курганов. Последнее важное указание, которое получили авторы перед началом работы, – ни в коем случае не касаться в картине первых лет войны. Эпопея должна была начинаться с переломного момента Великой Отечественной – битвы на Курской дуге, после которой советские войска перешли в наступление и освободили Европу.

Первыми зрителями картины стали советские военные деятели Сергей Штеменко, Андрей Гречко и Алексей Епишев. Из-за их негативной реакции «Огненная дуга», первая часть эпопеи, около года лежала на полке, и Юрию Озерову пришлось четыре раза ее переделывать.

Первоначально фильмы, составившие озеровский цикл, не имели собственных подзаголовков и проходили под порядковыми номерами: «Освобождение 1», «Освобождение 2» и так далее. В окончательном варианте картины получили названия «Огненная дуга» (о крупнейшем танковом сражении Второй мировой), «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода), «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и неудачном покушении на Адольфа Гитлера, организованного полковником Клаусом фон Штауффенбергом), «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (по сути – единый фильм, разделенный надвое из прокатных соображений).

Разумеется, ключевую часть эпопеи составили масштабные бои, в съемках которых была задействована многотысячная массовка. Озеров с самого начала принял решение о том, что его фильм должен быть максимально достоверным, снятым почти «под документ», – именно поэтому в окончательный монтаж идеально вписались кадры военной хроники.

Создатели фильма потратили немалые деньги, чтобы добиться максимальной достоверности изображения на экране. При этом никто не заметил, что у Ларисы Голубкиной, которая играет медсестру Зою, во время съемок были накрашены ногти.

Чтобы добиться своей цели, команда Озерова выстроила для боевых эпизодов гигантские декорации с проложенной связью и полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют немногие персонажи, придуманные сценаристами и связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Николай Олялин) и его возлюбленная медсестра Зоя (Лариса Голубкина), полковник Лукин (Всеволод Санаев) и адъютант Сашка (Сергей Никоненко).

Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съемок были живы прототипы ключевых героев картины – такие как Иван Конев и Георгий Жуков. Маршала Победы Озеров даже планировал заполучить в качестве главного консультанта, однако сделать это так и не удалось.

Михаил Глузский в роли сержанта Ряженцева.

Хотя опала, в которую попал Георгий Константинович при Никите Хрущеве, пошла на убыль с приходом Леонида Брежнева, маршал все еще был в немилости у многих крупных чиновников. Единственное, что смог сделать Жуков, – передать в руки Озерова только что законченный первый том своих мемуаров «Воспоминания и размышления» (опубликованы в 1969-м) и предложить на свою роль Михаила Ульянова, который полюбился маршалу после фильма «Председатель».

Надо сказать, ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал не только фирменной работой артиста, но и одной из причин, по которым «Освобождение» на несколько лет легло на полку. Кураторам проекта (в частности, маршалу Гречко) показалось, что авторы значительно преувеличили роль Жукова в победе над фашистами.

Грузинский актер Бухути Закариадзе, известный зрителю по фильму «Вертикаль», согласился сыграть Иосифа Сталина лишь после того, как его об этом настойчиво попросили в «высокой инстанции».

Отдельные проблемы, разумеется, возникли с утверждением актера на роль Иосифа Сталина. Более того, сцен с участием генералиссимуса в первоначальном сценарии вовсе не было. Вождя, конечно, не запрещали показывать на экране, но после ХХ съезда он мог фигурировать в кино исключительно как близкий соратник Ленина, а не верховный главнокомандующий, который привел советский народ к победе над фашизмом.

Однако Озеров все же пошел на риск: пригласив на эту роль Бухути Закариадзе, он отснял все эпизоды с участием вождя ночами, после окончания официальных съемок. Смелый поступок режиссера полностью себя оправдал – появление Сталина было с восторгом встречено первыми зрителями «Освобождения». Особенно ветеранами, которые вставали и аплодировали всякий раз, когда на экране возникал генералиссимус.

Не менее мучительным оказался поиск актеров на роли прочих исторических персон, но Озеров и его команда справились с поставленной задачей блистательно и временами с выдумкой. Так, например, на роль Уинстона Черчилля в результате был взят клоун Юрий Дуров, а Бенито Муссолини, несмотря на отсутствие внешнего сходства, сыграл итальянец Иво Гаррани, сумевший точно поймать характер дуче.

Юрий Озеров планировал участие Дица и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году немецкого актера сыграл Ахим Петри.

С исполнителем роли Гитлера картине в известном смысле повезло – режиссеру удалось привлечь к проекту немецкого актера Фрица Дица, который уже не раз перевоплощался в фюрера в фильмах производства ГДР. Артист, уже порядком уставший от роли верховного фашиста, некоторое время упирался, но Озеров пошел на хитрость и вызвал его в СССР под предлогом проб на роль фельдмаршала Манштейна.

Узнав, что его провели, Диц порядком расстроился – из-за сходства с фюрером и необходимости изображать его на экране актер не мог добиться не то что званий, но даже повышения ставки. В дело вмешалось руководство СССР и ГДР, и было достигнуто взаимовыгодное соглашение. Актер согласился вновь примерить усы и косую челку, а советские чиновники добились того, что на съемках «Освобождения» ему платили двойную ставку. В дальнейшем он продолжил свою личную «гитлериану» и снялся, в частности, в этой роли в сериале «Семнадцать мгновений весны».

Материальное обеспечение съемочного процесса также вызвало серьезные сложности, хоть и не идеологического порядка. С производством точных копий российской и нацистской атрибутики – формы, оружия и знаков отличия – команда, конечно, справилась. Но отыскать для съемок технику времен Второй мировой было гораздо сложнее. В результате нескольким заводам был отдан приказ изготовить аутентичные советские и немецкие танки, принимавшие участие в боях.

На цветную пленку Озеров решил снимать только те события, которые происходят на советско-германском фронте. Остальное зрители «Освобождения» смотрели в ч/б.

Так, из цехов Львовского ремонтно-механического завода вышли восемь «Пантер» и десяток «Тигров». Разумеется, авторам пришлось пойти и на некоторые хитрости, которые облегчили их работу: в роли всех советских истребителей снялся, к примеру, самолет Як-18. Но там, где это было возможно, историческая достоверность соблюдалась предельно тщательно – сталинский мундир, в частности, сшил один из личных портных вождя.

Самыми трудоемкими, разумеется, стали съемки. «Освобождение» должно было максимально точно, масштабно и достоверно отобразить ход войны, поэтому снимали по возможности там же, где проходили описываемые в фильме события. Команда Юрия Озерова объехала всю Европу, побывав и в Италии, и в Польше, и в Германии. Последние бои Второй мировой удалось отснять на фоне приготовленных к сносу руин Рейхстага.

На родине фюрера прошла работа и над ключевой сценой пятого фильма «Последний штурм», в которой берлинское метро подвергается затоплению по приказу Гитлера. Все, что не удалось снять в Берлине, доделали позже в специально выстроенной декорации у одного из шлюзов Москвы-реки.

Роль капитана Цветаева — одна из главных в киноэпопее «Освобождение» — так и осталась самой известной в карьере Николая Олялина.

Когда картина вышла на экраны, Озерова ждал полный и безоговорочный триумф. К моменту выхода последнего фильма в 1972 году количество зрителей составило фантастические 400 миллионов человек.

Остается добавить, что на достигнутом Юрий Николаевич не остановился. Спустя полтора десятилетия режиссер вернулся к военной теме, досняв «запрещенные» для «Освобождения» «Битву за Москву» и «Сталинград». Все вместе эти картины стали самой масштабной в истории военной эпопеей, которая и по сей день безупречно подходит для детального знакомства с историей Второй мировой посредством кинематографа.

Полностью легендарную киноэпопею можно посмотреть на YouTube-канале киноконцерна «Мосфильм».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад