В прокат выходит «Доктор Сон» — очередная экранизация Стивена Кинга, и, что гораздо интереснее, прямой сиквел к фильму «Сияние», который многими считается самым страшным хоррором в истории. В каких отношениях «Доктор Сон» находится с «Сиянием»? В чем «Доктор Сон» продолжает — а в чем отвергает — наследие Стэнли Кубрика? Наконец, что за режиссер оказался готовым принять на себя вызов и снять сиквел к одному из лучших фильмов ужасов в истории? «КиноРепортер» готов ответить на все эти — и многие другие — вопросы в нашем гайде, подготовленном специально для тех, кто хочет понять, чем «Доктор Сон» стал знаменит еще до выхода в свет.
Сначала — немного истории. В 1977-м Стивен Кинг — тогда еще молодой и мало кому известный автор — написал свою очередную книгу под названием «Сияние»: историю об отеле, населенном призраками, в котором заперта семья, состоящая из мужа, жены и маленького мальчика Дэнни. Кинг писал роман как мистический хоррор, в котором основное внимание уделялось как раз Дэнни, обладающему редким даром «сияния» — то есть, экстрасенсорным восприятием и способностью видеть умерших. Вскоре после выхода книги ее прочитал Стэнли Кубрик, загоревшийся идеей снять экранизацию — но в его версии акценты в кинговском сюжете заметно сместились. Во-первых, персонаж Дэнни был отодвинут на второй план. Во-вторых, был минимизирован сверхъестественный компонент: призраки в отеле появлялись, но служили не более чем фоном для основного действия. В-третьих, и в-главных, центральным героем фильма стал Джек Торранс, теряющий рассудок глава семейства, блестяще сыгранный Джеком Николсоном.
Несмотря на то, что фильм Кубрика был встречен довольно сдержанными отзывами критиков и не собрал достойной кассы, со временем он приобрел славу одного из величайших фильмов ужасов в истории кино. Но сам Кинг долгое время был недоволен этой экранизацией, полагая, что Кубрик плохо понял сущность хоррора как жанра в целом, и, в частности, недостаточно аккуратно обошелся с книгой, превратив ее из истории с привидениями в историю сползания в безумие, где мистика сведена ко второстепенным — пусть и стильно оформленным — сценам. Даже Николсона писатель счел неудачным выбором на главную роль из-за его фирменного безумного взгляда. В 1990-х Кинг дошел до того, что решил поспособствовать более корректной экранизации — и написал сценарий для мини-сериала «Сияние», постановщиком которого стал Мик Гаррис, один из давних друзей писателя. Сериал имел особого успеха, и влияние кубриковской версии Гаррису превзойти не удалось: в массовом сознании фильм 1980 года все равно остается одной из лучших адаптаций Кинга на большом экране. А вот почему это так — стоит рассказать подробнее.
Стэнли Кубрик известен своим перфекционизмом в работе, и это одна из причин, почему «Сияние» превратилось в эталонный хоррор. Режиссер тщательно выстраивал каждую сцену, переснимая ключевые эпизоды (вроде знаменитой сцены с проломленной топором дверью) целыми днями, и такой подход, конечно, чувствуется с первых же кадров. «Сияние» — тщательно выверенный фильм, в котором, несмотря на классический сюжет о доме с привидениями, много неожиданного. Так, например, лента почти не использует традиционные механизмы вроде скримеров, хотя похожих моментов в фильме немало, оформлены они очень нетрадиционным — особенно для современных зрителей, привыкших к потоку однотипных студийных хорроров — способом. Но главная интрига связана с построением сюжета, который центрирован на медленно нарастающей психопатии персонажа Николсона, и оставляет пространство для гаданий, были ли вообще в отеле призраки, или все они — не более чем галлюцинации (стоит обратить внимание на такую деталь: во всех эпизодах, где Джек Торранс взаимодействует с призраками, есть зеркальная поверхность — будь то в баре, на складе, или в номере 237). Хотя в целом Кубрик не очень занят этой игрой со зрителем, его главная задача — продемонстрировать, как обычный человек становится обезумевшим маньяком, и эту задачу фильм выполняет очень эффектно. Но помимо исследования природы безумия, в картине есть ряд других тем, анализу которых посвящена не одна статья в киноведческих журналах — от кризиса семьи до проблемы уничтожения индейского наследия как источника экзистенциального страха.
Кинг не планировал писать сиквел к «Сиянию», пока не услышал на одной из встреч с поклонниками вопрос о том, что случилось с Дэнни Торрансом после того, как он выбрался из захваченного призраками отеля. Эта идея постепенно оформилась в сюжет о повзрослевшем Дэнни, который работает в больнице, и благодаря своим экстрасенсорным способностям помогает закончить земной путь безнадежно больным пациентам. В какой-то момент разум Дэнни оказывается связан с разумом маленькой девочки Абры, также обладающей «сиянием», только намного более сильным, чем у ее взрослого друга. У этих двух очень разных людей оказывается общий враг — Истинный Узел, клан вампироподобных существ, которые кормятся «сияющими» людьми.
За исключением цикла «Темная башня», Кинг редко пишет прямые сиквелы к своим романам, вместо этого обычно располагая многие из них в общей вселенной, и тем любопытнее, что он решил написать продолжение романа почти через 40 лет. Как и «Сияние», «Доктор Сон» сконцентрирован в основном на Дэнни Торрансе (его играет Юэн Макгрегор), хотя по жанру это не история с привидениями, а скорее вампирский хоррор с ощутимой дозой экшена и, как часто бывает у Кинга, хорошо проработанной психологией. В отличие от «Сияния», который был рассказом о хрупкой границе между миром живых и мертвых, а также о сползании в безумие, которое связано с нарушением этой границы, «Доктор Сон» — роман о восстановлении после тяжелой зависимости — опыт, который близко знаком самому Кингу. Но кроме прозы жизни, в книге немало и характерного кинговского воображения, тесно связанного с детскими образами и фантазией. Поэтому выбор Майка Флэнегана на роль постановщика для этой экранизации — весьма удачный.
Хотя многим имя этого режиссера мало что говорит, на самом деле Флэнеган — опытный автор жанрового кино, уже много лет работающий с хоррорами и триллерами. Среди самых известных его фильмов — «Окулус», «Тишина» и «Сомния».
О последнем стоит сказать особо: из всех работ Флэнегана именно «Сомния» по настроению и тематике больше всего напоминает кинговский роман: сюжет рассказывает об усыновленном семейной парой мальчике, сны которого воплощаются в реальность. Разумеется, проблемы возникают, когда ребенку начинают сниться кошмары. «Сомния» работает с привычными для Кинга темами детского воображения и оживающих страхов; это, весьма вероятно, и привлекло внимание создателей. Флэнеган умело выдерживает баланс драмы и хоррора, но в то же время обладает собственным визуальным стилем, который характерен для большинства его фильмов — лучше всего это видно при сравнении той же «Сомнии» с более ранним «Окулусом» — это, по сути, мрачные сказки, помещенные в реалистический социальный контекст. В отличие от, например, более абстрактных фильмов Тима Бертона, действие которых обычно разворачивается в условных декорациях, Флэнеган хорошо сочетает сверхъественные и повседневные элементы — что, опять-таки, характерно и для кинговской прозы.
Помимо этого Флэниган уже снял по Кингу камерный фильм ужасов «Игра Джералда» (из него в «Доктор Сон» перекочевали Брюс Гринвуд, Генри Томас и гигант Карел Стрейкен) и превратил в сериал готический хоррор-роман Ширли Джексон «Призрак дома на холме», которым Кинг вдохновлялся при написании «Сияния».
Перед Флэнеганом как режиссером (и сценаристом) стояла сложная задача — соединить в одно целое два разных по атмосфере и ключевой тематике произведения: оригинальную дилогию Кинга (в центре которой именно Дэнни Торранс и его «сияние») и экранизацию Кубрика (где призраки играют, второстепенную роль). Флэнеган, выполнил эту задачу, хотя не без ощутимых потерь для сюжета книги. В частности, весь финал фильма представляет собой сложносочиненный гибрид из элементов, встречающихся в оригинальном «Сиянии», его кубриковской адаптации, а также собственно книги «Доктор Сон». Да, именно здесь Флэнегану иногда не хватает тонких визуальных решений, и фильм местами выглядит более прямолинейным, чем мог бы — особенно учитывая неизбежные в таком контексте сравнения с работой Кубрика. Но большая часть фильма представляет собой достаточно точный и последовательный перенос авторского текста на экран, причем не проседающий по динамике все два с половиной часа. И, что самое главное, Флэнеган очень четко проговаривает в фильме несколько важнейших для Кинга идей, всплывающих не только в «Докторе Сне», но и во всем творчестве «короля ужасов». Самая фундаментальная из них, пожалуй, мысль о том, что человек после смерти не исчезает бесследно. Смерть — это не конец, говорит нам Кинг много раз, и Флэнеган снял кино, верное в первую очередь духу первоисточника — хотя верность букве также сохранилась.
«Доктор Сон» уже в прокате.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…