Рецензия на злободневную социальную драму с прощальной ролью замечательного артиста.
Врач Иван Христофоров (Сергей Пускепалис) трудится в клинике для психически нездоровых детей. Один пациент кошек из окна выкидывает. Второй на фельдшера с ножом лезет. Третий таблетки глотает, пытаясь таким образом счеты с жизнью свести. Работенка, словом, у Христофорова не сахар. Нужно ведь к каждому подопечному индивидуальный подход отыскать. Деликатно объяснить родителям, что с их чадами не так. А вдобавок найти компромисс с главврачом Ритой (Ольга Цирсен), причем и на профессиональном, и на личном фронте. Ибо начальница Ивана – по совместительству и его любовница.
Драма Артема Темникова «Доктор» по роману Марии Ануфриевой «Доктор Х и его дети», которая 13 апреля выходит в российский прокат, запросто могла бы стать сиквелом «Триггера». Полнометражное продолжение злоключений Артема Стрелецкого до наших экранов пока не добралось, поэтому ничто не мешает пофантазировать, как бы сложилась его жизнь лет через двадцать.
Да, Сергей Пускепалис на Максима Матвеева совсем не похож, но методы его героя тоже по-своему нетрадиционны. Одного проблемного ребенка он, например, обещает выпустить на волю, если тот фрагмент из «Руслана и Людмилы» выучит («роль поэзии в психиатрии недооценена!»). А фанатеющего от Гитлера парня грозит в крематорий отправить, вроде как за недостаточно арийское происхождение, после чего «Иди и смотри» ему включает.
Молодежь здесь совсем от рук отбилась. Некоторые вообще опасную игру с удушением затеяли. Попробуй уследи за каждым. Тем более что прочий персонал клиники выполняет чисто вспомогательную роль, если не сказать – вредительскую. Мешая Ивану Христофорову до буйных детских головушек достучаться. Таким образом, фильм «Доктор» лавирует меж двух ключевых сюжетных линий: в одной врач всеми силами старается найти общий язык с трудными подростками, а в другой борется с медицинской бюрократией. Представленной в том числе дамой, которая периодически делит с ним постель. Дома же Христофорова поджидает престарелая матушка с Альцгеймером, давно его не узнающая.
Разрываясь между профессиональными обязанностями и личными тяготами, Иван остается одиноким и не очень-то счастливым человеком. Своей семьи он не завел, а в чужих не все гладко, в чем он регулярно убеждается. По сути, он – такой же неприкаянный подросток, о чем пассия прямо заявляет ему после интимной близости.
Частное в «Докторе» неразрывно связано с общим. Конкретные тинейджерские казусы отражают глобальную проблему воспитания подрастающего поколения, которая, по мнению авторов ленты, в нашей стране сейчас болезненно актуальна. В России полно брошенных, никому не нужных детей, причем далеко не всегда их родители оказываются наркоманами и алкоголиками. Напротив – часто мальчишки и девчонки страдают от равнодушия обычных, порой даже состоятельных граждан.
Подобные мысли, так или иначе по всему фильму распределенные, с особой мощью выплескиваются наружу в пронзительном монологе Христофорова на врачебном консилиуме. Где он пламенно изобличает наплевательское отношение к несовершеннолетним, которых проще напичкать колесами и сбагрить в интернат, чем хотя бы попробовать по-настоящему понять. В устах Сергея Пускепалиса эти программные речи приобретают необычайную искренность и страсть, поскольку замечательный артист, трагически погибший в сентябре минувшего года, – человек большой души и уникальной харизмы. Его словам и жестам веришь безоговорочно, что для «Доктора» и плюс, и минус одновременно.
Плюс – ясно, почему. Картина посвящена памяти Пускепалиса. Роль чуткого доктора, который прорабатывает чужие травмы, но не может залатать собственные душевные раны, идеально ему подходит. Христофоров – сердце и мозг лечебницы, а Пускепалис – сердце и мозг «Доктора». Однако другие актеры рядом с ним звезд с неба не хватают. И если юноши с девушками подкупают пугающей натуралистичностью, то их более опытные коллеги, в основном на втором плане представленные, отыгрывают на уровне среднестатистических российских телесериалов. То ударяясь в бурную экспрессию, то старательно чеканя назубок выученные реплики.
Да и сам «Доктор», если уж на то пошло, напоминает растянутый до двух часов эпизод многосерийного врачебного проекта. Что совсем ему не в упрек, поскольку жанр этот уважаемый, почитаемый, в наших широтах особо любимый. Здорово, если и на сей раз он докажет свою популярность: именно сейчас, когда за окном наконец потеплело, не помешает глотнуть освежающего морозного воздуха (действие ленты происходит под Новый год). Трезвым взглядом окинуть проблемы, типичные для массы отечественных семей. И понять, что зачастую не детей, а взрослых надо лечить. Лечить от дефицита любви, чрезмерной зацикленности на собственных комплексах, безразличия к окружающим.
Такую цель и преследует фильм, половина доходов от сборов которого, кстати, отправится в детские дома Ярославля и Переславля-Залесского (их воспитанники поучаствовали в съемках). Сергея Пускепалиса с нами больше нет, но многие его герои, Иван Христофоров – в том числе, по-прежнему помогают становиться добрее. Терпеливее. Человечнее. За подобную терапевтическую помощь, оказываемую с ненавязчивой скромностью, на прием к этому «Доктору» и следует записаться.
Комментарии