Документальное кино – сложный жанр, в котором важно балансировать между подачей информативного фактического материала и сохранением интереса зрителей. Порой документалисты остаются в «серой зоне», так и не добираясь до своей целевой аудитории. Порой – используют особые приемы, например, анимацию, чтобы рассказать о страшных вещах. А порой это и не документалисты вовсе, а режиссеры игрового кино, которые по той или иной причине решили высказаться в непривычном для себя жанре. Сегодня «КиноРепортер» рассказывает про документальные фильмы, снятые мастерами игрового кино на самые важные темы.
Пожалуй, на эту тему снято гигантское число документальных фильмов. Однако в большинстве случаев это проекты либо BBC, либо National Geographic, либо Discovery – и так далее. Гораздо реже встречаются фильмы о природе, географии или истории нашей планеты, созданные режиссерами игрового кино.
«Путешествие времени» (2016) Терренса Малика – по всем параметрам уникальный проект на стыке авторского и документального кино, который создавался в течение 40 лет. Это невероятно завораживающая картина, от которой невозможно оторваться. И неудивительно: Малик – главный визионер современного кинематографа. Его потрясающие работы можно любить уже только за одну красоту изображения, хотя это не единственное, что в них есть: Терренс всякий раз выбирает лично для него важные темы, которые вдруг становятся вневременным высказыванием «о самом главном».
«Древо жизни» (2010), «Между нами музыка» (2015), «Тайная жизнь» (2019) – все его картины требуют умения созерцать, молчать и слушать, смотреть и впитывать. И не каждому зрителю кино Малика приходится по душе из-за кажущегося отсутствия динамики. «Путешествие времени» также может стать для кого-то испытанием, но попробовать стоит как минимум ради сводящих с ума пейзажей, каждому из которых место в галерее искусств. Бонусом идет озвучка: в оригинале закадровый текст читают Брэд Питт (40-минутная IMAX-версия) и Кейт Бланшетт (полнометражная версия), в русскоязычной версии – Константин Хабенский.
«Путешествие времени» Терренса – это невероятно красивый и уникальный проект для детей и взрослых, – делился впечатлениями Брэд Питт. – Я счастлив быть частью настолько прекрасного образовательного проекта».
Что еще посмотреть:
«Соль Земли»(2014) Вима Вендерса – это ода одному из величайших фотографов современности Себастьяну Сальдаго, но также невероятное путешествие на Землю, которую никто не видел.
«В самое пекло»(2016) и «Кометы и метеориты: Гости из далеких миров»(2020) Вернера Херцога, автора таких проектов, как «Фицкарральдо» (1982), «Крик камня» (1991) и «Королева пустыни» (2014). Оба проекта довольно специфические: первый рассказывает о действующих вулканах по всей планете, второй – о «наследии» небесных тел, упавших на Землю.
«Добро пожаловать на Землю»(2021) – мини-сериал National Geografic, в котором Уилл Смит проверяет себя на прочность, попутно изучая самые невероятные уголки нашей планеты. Среди прочих, над проектом в качестве режиссера работал Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Черный лебедь»).
Главный герой, рассказчик, тема практически любого документального проекта – это человек и то, что он создал. Однако чаще документалисты сосредотачиваются либо на последствиях человеческой деятельности на нашей многострадальной планете, либо на разного рода массовых культурных явлениях.
Мы поговорим о редком для документалистики явлении – «Человеке неунывающем» (2020) Андрея Кончаловского, снятом совместно с Екатериной Вещевой и Евгением Григорьевым. В центр документальной работы помещен русский человек, точнее, его собирательный образ, составленный из сотни других. С одной стороны, это классический док, где простые люди разных возрастов отвечают на вопросы. Герои фильма рассуждают о том, что любят, во что верят, хотят ли что-то изменить. В итоге получается некий экскурс в жизнь россиянина – земледельца, врача, учителя.
«Мы начинали этот фильм как фильм о русском человеке – какой он, и не имели представления, что получится. И не писали сценарий. Сценарий был написан русскими людьми», – Андрей Кончаловский о фильме «Человек неунывающий».
С другой же стороны это экскурс по современной России, культурно-географическое исследование, даже путешествие по разным уголкам страны. Жители регионов, от Северной Осетии до Тульской области, становятся участниками диалога, каждый дополняет сказанное другим, в результате чего формируется портрет не только русского человека, но и страны. Как места, в котором живут и выживают, любят, работают, творят и верят в лучшее.
Что еще посмотреть:
«Узел»(1998) Александра Сокурова, снявшего легендарный «Молох» (1999), а также картины «Фауст» (2011) и «Франкофония» (2015). Его документальный проект представляет собой серию неспешных, почти медитативных бесед с Александром Солженицыным, а также монологов писателя.
«Человек гризли»(2005) все того же Вернера Херцога. Картина рассказывает об экологе и активисте Тимоти Тредуэлле, который не только посвятил жизнь изучению гризли, но и погиб от лап этого зверя.
«Все в порядке»(2010) Стивена Содерберга, известного трилогией про друзей Оушена и рядом занимательных триллеров – от «Заражения» (2011) до «Кими» (2022). Проект посвящен Сполдингу Грею, другу режиссера, стендап-комику с непростой судьбой, который снимался в кино и прославился своими жесткими и яркими монологами.
«Мы кормим людей»(2022) Рона Ховарда, режиссера «Игр разума» (2001) и трилогии экранизаций по книгам Дэна Брауна. Новейший док Ховарда знакомит зрителей с мишленовским поваром Хосе Андресом, который внес внушительный вклад в мировую кулинарию и – что еще интереснее – номинировался на Нобелевскую премию за волонтерскую деятельность.
Документальные фильмы о музыке и музыкантах любят снимать едва ли не больше, чем о путешествиях, и режиссеры игрового кино не исключение. Однако далеко не каждый может похвастать качественным исполнением и огромным количеством положительных отзывов.
Один только Мартин Скорсезе снял целый ряд документальных фильмов о музыкантах, среди которых «Нет пути назад. Боб Дилан» (2005) и «Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана глазами Мартина Скорсезе» (2019), «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (2011) и «The Rolling Stones: Да будет свет» (2008). Однако именно «Последний вальс» (1978) считается как лучшим документальным фильмом Мартина Скорсезе, так и одной из лучших документалок в истории. Этот эталон «концертного кино» отправляет зрителя на прощальный концерт рок-группы The Band, который прошел 25 ноября 1976 года в Сан-Франциско.
Тут стоит пояснить, что за группа такая – The Band. На момент проведения съемок коллектив работал вместе уже 16 лет (что интересно, он снова воссоединился в 1990-х), была широко известна только в узких кругах, но пользовалась большим уважением коллег и повлияла на таких музыкантов, как Элтон Джон, Эрик Клэптон, The Eagles, Wilco и The Grateful Dead. Фильм Скорсезе в данном случае – не только «академичная» фиксация последних кадров в истории The Band, но и полноценное знакомство с группой, вошедшей в список «50 величайших артистов эпохи рок-н-ролла». Ну и посмотрите на год: в 1970-е люди слушали музыку на концертах, а не снимали об этом кино. Редкий экземпляр!
Что еще посмотреть:
The Beatles: Get Back(2021) Питера Джексона, создателя великой экранизации «Властелина колец» (2001-2003). Мини-сериал расскажет о создании легендарного альбома Let It Be, а также позволит зрителю попасть на последний живой концерт The Beatles, который состоялся 30 января 1969 года в Лондоне.
«Братья Спаркс» (2021) Эдгара Райта, автора фильмов «Зомби по имени Шон» (2004), «Малыш на драйве» (2013) и «Прошлой ночью в Сохо» (2021). Райт рассказал о долгом и продуктивном творчестве группы Sparks, а точнее дуэта Рона и Расселла Мэл, которые год назад получили «Золотую пальмовую ветвь» за музыку к фильму «Аннетт» (2021) Леоса Каракса.
The Velvet Underground(2021) Тодда Хейнса, автора великолепного байопика о Бобе Дилане «Меня там нет» (2007) и драмы «Кэрол» (2014). Его единственный документальный проект – The Velvet Underground – рассказывает о группе, стоявшей у истоков альтернативного рока, которая мощно повлияла на американскую поп-культуру 1970-х.
Нередкая тема для документального кино – деятели искусства. Однако режиссеры игровых фильмов высказываются, как правило, лишь в том случае, если речь об их близком человеке – друге, который оставил след в истории.
«Пина» (2011) Вима Вендерса или, как ее у нас локализовали, «Пина: Танец страсти в 3D» рассказывает о жизни и творчестве немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш. Эта женщина буквально создала новый танцевальный жанр – танцтеатр, а также несколько десятилетий руководила Вуппертальским театром, поставила первую в мире танцоперу «Орфей и Эвридика» и повлияла на несколько направлений искусства от сценической драмы до перформанса. И снова вступает в силу правило «снимаю, кого знаю»: лишь единицы из режиссеров игрового кино берутся за документальные проекты, и в 99% случаев это фильмы об их знаменитых друзьях.
«Не знаю, что тогда произошло со мной. Я обнаружил себя, сидящим на краю стула и рыдающим как ребенок. Я был полностью подчинен действу, развернувшемуся на сцене, и ощущал, что стал свидетелем чего-то прекрасного», – так вспоминал Вендерс о своем первом знакомстве с творчеством Пины Бауш.
Как правило, дружба режиссера и героя фильма только играет на руку логике повествования. Так получилось и с «Пиной»: это очень живой, магнетический проект на стыке жанров. Вендерс задумал его еще при жизни Бауш, но не мог подобрать верный формат, пока не открыл для себя технические возможности 3D. Иначе было не передать всех особенностей танцевального театра Пины.
Однако когда Бауш скоропостижно скончалась, Вендерс прервал работу над проектом. И вот что интересно: дело Бауш настолько проросло в ее театре, в ее учениках, что они даже не перестали выступать и исполнять партии Пины. Это и убедило режиссера завершить начатое.
Кстати, Вендерс и о дизайнере Йоджи Ямамото фильм снимал, но получилась великолепная подборка «Записок об одежде и городах» (1989). Об этом и других документальных фильмах про моду читайте здесь.
Что еще посмотреть:
«Жан-Мишель Баскья. Лучезарное дитя» (2010) Тамры Дэвис, мастера сериалов: «Ты – воплощение порока» (2014–2019), «Диета из Санта-Клариты» (2017–2019) и «Чудотворцы» (2019–…). Баскья дважды становился героем фильмов Дэвис: в 2006-м она опубликовала разговоры с другом в одноименной документалке A Conversation with Basquiat, а в 2010-м уже выпустила полноценный фильм о его творчестве и влиянии на современное искусство.
Казалось бы, стандартная история: кому, как не режиссерам игрового кино снимать фильмы о других режиссерах игрового кино? Что ж, они так и делают, но обычно это байопики, игровые биографические фильмы, а вовсе не документальные проекты. Но исключения тоже имеются.
Ноа Баумбак – прекрасный современный режиссер, регулярно задающий неудобный вопросы об отношениях в своих проектах. Его недавняя «История о супружестве» (2019) получила сразу две номинации на «Оскара» (режиссура и сценарий), а зрители буквально захлебывались сочувствием к героям его многогранной «слишком человеческой» драмы. Да и со сценариями парень дружит: только ему бесподобный Уэс Андерсон мог доверить адаптацию «Бесподобного мистера Фокса» (2009). Тем удивительнее встретить в фильмографии Баумбака документальный проект. Помогал ему, кстати, Джейк Пэлтроу, брат Гвинет Пэлтроу и режиссер весьма популярных сериалов «Подпольная империя» (2010–2014) и «Остановись и гори» (2014–2017).
Речь о фильме «Де Пальма» (2017), который посвящен режиссеру Байану Де Пальма. Это он снял идеальную экранизацию «Кэрри» (1976), ремейк «Лица со шрамом» (1983) и первый фильм шпионской эпопеи «Миссия: невыполнима» (1996). Но вот в чем интерес: «Де Пальма» – прижизненный документальный проект, по сути, знакомство с режиссером и диалог о кино. Причем не столько о кино Де Пальмы, сколько о влиянии его поколения на мировой кинематограф. Бонусом идут истории режиссера о создании тех или иных фильмов.
«У нас сразу возникло взаимопонимание, – рассказывал Брайн Де Пальма о работе с Баумбаком и Пэлтроу. – Режиссеры отчаянно нуждаются в дружбе с коллегами, которых они уважают. Так как я пришел в 1970-е с большим количеством талантливых режиссеров, я привык к этому профессиональному братству. И в каком-то роде даже скучал по нему. Когда я приехал в Нью-Йорк, я искал группу, к которой можно было бы присоединиться».
Что еще посмотреть:
«Письмо к Элиа»(2010) уже упомянутого Мартина Скорсезе, созданный совместно с Кентом Джонсом. Посвящен Элиа Казану, автору фильмов «Трамвай «Желание» (1951), «В порту» (1954), «Последний магнат» (1976). Док представляет собой ленту, соединенную из самых разных свидетельств о жизни легенды кинематографа: от писем и интервью до чтения биографии режиссера и комментариев самого Скорсезе.
«Великий Бастер»(2018) Питера Богдановича, режиссера таких проектов, как «Последний киносеанс» (1971), «Бумажная луна» (1973) и «Все они смеялись» (1981). Пожалуй, объяснять, кто есть Бастер Китон и насколько велико его влияние на мировой кинематограф и культуру в целом, нет нужды, а вот то, что фильм Богдановича о нем был награжден в Венеции, упомянуть стоит. Есть, кстати, у мастера и другой док о другом режиссере: «Поставлено Джоном Фордом» (1971).
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…