Разыскиваем жемчужины под масками фальшивых «Астралов», «Реинкарнаций» и «Паранормальных явлений».
В последние годы одним из трендов российского проката стало засилье ужастиков, с легкой руки локализаторов названных в честь проверенных хитов. Хотя новые хорроры не имеют никакого отношения ни к этим франшизам («Астрал», «Паранормальное явление», «Пункт назначения», «Пила»), ни к точечным экземплярам («Сомния», «Реинкарнация», «Субстанция»).
Это трикстерство уже превратилось в мем, и немногие воспринимают подобные фильмы всерьез. А напрасно. Ибо среди поддельных «Улыбок» и «Экзорцистов» прячется порой отличное кино. Так что не думайте об «Астралах» свысока и ловите нашу лаконичную подборку, которая подскажет, какие хоррор-паразиты действительно стоят вашего внимания.
«Паранормальные явления. Медиум» (2021)
Rang Zong
Мастера из Южной Кореи и Таиланда сколотили команду во главе с постановщиком Банйонгом Писантханакуном и соавтором сценария На Хон-джином (выдающийся «Вопль»), чтобы соорудить один из самых шокирующих азиатских ужасов XXI века. В оригинале он именуется «Медиум», а приставкой «Паранормальные явления» обязан тому, что избранные кадры запечатлены скрытой камерой. Но вообще это мокьюментари про группу документалистов, которая приехала в Таиланд, дабы погрузиться в труд и жизнь местных шаманов. Сперва потомственная шаманка просто рассказывает о духе-защитнике, живущем внутри нее, а затем ее племяннице стремительно сносит крышу. Попахивает еще одним духом. И вряд ли дружелюбным.
Поначалу «Медиум» по классике жанра строится как серия интервью и отстраненных наблюдений за тем, как шаманка проводит экзотические обряды. Но мало-помалу фильм вырастает в лютый хоррор об одержимости, где припасены и скримеры, и шокирующий анхеппи-энд, но главное – парализующая атмосфера абсолютной беспомощности перед могущественной темной силой, которую невозможно ни толком идентифицировать, ни обуздать. С кармой шутки плохи, о чем этот кошмар на тук-туке красноречиво напоминает.
«Вуду. Шепот тьмы» (2023)
Stopmotion
Дочь помогает матери, специалистке по покадровой анимации, закончить последний мультфильм. По его сюжету, циклопша обменивает глаз на шанс заглянуть в будущее и в результате видит собственную смерть. Но вскоре девушка решает реализовать другую историю – страшилку о девочке из леса, которую преследует монстр. Пепельный человек.
Режиссер Роберт Морган всю жизнь занимался стопмоушен-анимацией, вдохновляясь творениями Дэвида Линча и Яна Шванкмайера: его конек – параноидальные образы и физические дефекты, благодатная почва для рождения боди-хоррора. Но Stopmotion не просто демонстрирует кукол, склеенных из кусков мертвых тел, а размышляет о поиске творческого голоса на фоне размывания привычной реальности, когда производственная рутина (мультипликаторам знакомая не понаслышке) натурально сводит с ума. Штучный экземпляр, одушевленный в том числе замечательной артисткой Эшлинг Франчози из «Соловья» Дженнифер Кент.
«Проклятие «Зов могилы» (2024)
Exhuma
Корейские иммигранты из Лос-Анджелеса стараются спасти смертельно больного сынишку и обращаются за помощью к шаманам, которыми руководит специалист из сферы ритуальных услуг (звезда «Олдбоя» Чхве Мин-сик). Изучив вопрос, граждане констатируют: во всем виноват разгневанный дух предка, и если перенести его останки на другое место, то мальчик, вероятно, исцелится. Все бы ничего, но под захоронением предка обнаруживается еще одно, из-за которого и возникают проблемы.
Этот хоррор-феномен стал самым кассовым южнокорейским фильмом 2024-го, а по количеству зрителей опередил «Паразитов» и «Поезд в Пусан». Секрет успеха прост, как рецепт супа хэджангук: экзотическое оформление (прежде всего диковинные ритуалы) и универсальная важность высказывания, пытающегося докопаться до национальной катастрофы времен оккупации Кореи Японией в первой половине XX столетия. Exhuma не хлещет по спине джампскейрами, целясь скорее в поклонников слоубернеров, и терпение этой части публики будет вознаграждено: редкая картина о сверхъестественном вселяет столь липкую тревогу.
«Астрал. Медиум» (2024)
Oddity
Темной-темной ночью к супруге психиатра заявляется один из его подопечных и предупреждает, что в ее дом проник посторонний. Затем и супругу, и подопечного жестоко убивают. Минует год, и к психиатру внезапно заселяется сестра покойной, которая не может видеть, зато обладает экстрасенсорными способностями.
Ирландцы коддл съели на нетривиальных хоррорах, и загонять их под гребенку конвейерных локализаций – преступление. Из всех поддельных «Астралов» этот определенно сильнейший: камерный мрачняк с детективной интригой, а также угрожающей фигурой голема, которого прихватила с собой слепая сестрица. До поры до времени он сидит неподвижно, пусть и вгоняя порядочно в дрожь одним своим видом, но мы-то понимаем, что рано или поздно его роль в происходящем станет более активной. Все вместе – такая же уникальная диковинка, как и редкости в магазине под управлением ясновидящей; мгновенно цепляющий опенинг и незабываемый финал отметим отдельно.
«Заклятие: Реинкарнация отца» (2024)
Daddy’s Head
На входе кажется, что эта британская дьявольщина разыграна по знакомым до боли нотам. Юноша, прежде уже лишившийся матери, теряет и отца. Простившись в больнице с умирающим, чью голову скрывают пропитанные кровью бинты, он перебирается в компании мачехи в огромный пустой дом где-то в лесу. Папа-архитектор спроектировал особняк лично, а себя завещал похоронить в саду неподалеку. Пока вдова раздумывает, стоит ли стать опекуншей, парень начинает беседовать со странной сущностью из мрака, а у сущности той – отцовское лицо.
И вот здесь Daddy’s Head бросает необычный взгляд на трагедию сироты, скрещивая скорбь и страх из-за неопределенного будущего с жуткой осенней хтонью: зловещее создание мелькает на экране нечасто, зато в нужный момент включается воображение, домысливая страсти, таящиеся за кадром. Герои – сплошь проблемные товарищи со своими фобиями, а источник дискомфорта кроется не столько в телесных трансформациях, сколько в закоулках подсознания. И натолкнуться там можно не на призраков «Заклятия» и «Реинкарнации», а скорее на темный алтарь имени «Бабадука».
Комментарии