Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Девочки не плачут: Как женский образ вышел на лидирующие позиции

Девочки не плачут: Как женский образ вышел на лидирующие позиции

23 марта 2019 /
Девочки не плачут: Как женский образ вышел на лидирующие позиции
Кадр из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Мир изменился. Если женщины еще им не правят повсеместно, то это лишь вопрос времени. И сериалы — формат, быстрее, чем любой другой в индустрии развлечений, реагирующий на тенденции, начали активно выдвигать на первый план героинь нового типа. Какие они и в чем их главная сила — разбирался «КиноРепортер».

Скандал с Харви Вайнштейном и бесчисленные последующие разоблачения, в которых успели поучаствовать и главные лица индустрии, и те, чьи имена не то чтобы забылись, но с первого появления на экране плохо запомнились, — изменили мир.

Казалось бы: старый добрый Запад повидал многое, и очередная охота на ведьм ему не в новинку. Домогательства, изнасилования, непристойное поведение… Нет, женщины не стали править бал, не взяли бразды правления в руки (президентом США, в конце концов, стал сексист Дональд Трамп), но точно отвоевали некоторое влияние. С ними теперь считаются. Они потребовали к себе уважения и получили его — хотя бы по протоколу.

Их стали по-настоящему бояться: в разговоре держать двери открытыми, руки — на виду, говорить громко и отчетливо, дабы ни одно слово не могло быть использовано против. Несколько сомнительные победы с лихвой окупились полученными бонусами: о «слабый пол» теперь официально нельзя вытирать ноги, за его представительницами признаны права на собственные тела, желания, чувства и — вот уж новость! — возможность слать мужчин и общественные стереотипы так далеко, как они этого заслуживают.

Разумеется, перемены не могли не отразиться на экранах кинотеатров и ТВ. «Чудо-женщина» и уже прошлась ураганом по сердцам гиков всего мира, на очереди — «Капитан Марвел», «Хищные птицы» и «Черная Вдова». Привлекательные девушки теперь поголовно обладают стальными мускулами и супергеройскими способностями…

Галь Гадот, Кадр из фильма
Кадр из фильма «Чудо-женщина»

И суперзлодейскими! Их больше не нужно спасать — сами справятся, еще и мир захватят. А значит, и героиням менее крупных проектов, а особенно — сериалов, пассивная роль уже не к лицу. Но и в доминантной позиции женщины не потеряли человеческие черты: они рефлексируют, сомневаются, ненавидят и любят, сражаясь не только с патриархальным обществом, но и с собой.

После «Большой маленькой лжи», получившей четыре «Золотых глобуса» и столько же «Эмми», став лучшим мини-сериалом по версиям обеих премий, Жан-Марк Валле официально стал певцом сильных женщин. Расстановка сил в его работе настолько феминистична, насколько это вообще можно представить: одна героиня пережила сексуальное насилие и теперь боится случайно встретиться с так и ненаказанным ублюдком; другая — переживает насилие от мужа-абьюзера, который распускает руки не только в постели, всем видам секса предпочитая жесткий, но и вне ее.

Мужчины в этом мире распространяют жестокость: если маленькая девочка пожалуется на избиения в детском саду, то ее обидчиком окажется, конечно, сын домашнего деспота, перенявший стратегии поведения отца. Чем закончится эта история? Женским объединением и свержением злодея в самом прямом смысле. Шел год 2017-й. Кто бы сомневался.

Американская система телевизионной драматургии, впрочем, устроена столь искусно, что почти не терпит однозначных толкований и агиток. Даже во времена, которые многие называют охотой на ведьм, она не скатывается в соцреализм. Женщины вышли на передовую, но не перестали рефлексировать свое положение, проблемы, внутренний мир.

В «Острых предметах» того же Валле героиня Эми Адамс уже не просто жертва: она ведет расследование и сама разрушает и выстраивает собственную жизнь. Руки Камиллы Прикер не покидает бокал или бутылка с водкой (сцен, где Камилла не пьет, кажется, намного меньше), которой она заглушает душевную боль от старых психотравм: ее толерантности к алкоголю могли бы позавидовать даже общепризнанные алкоголики из «Игры престолов». Она анализирует свое детство и отношения с матерью, ей важно не только раскрыть преступление, но и понять саму себя. Ну и конечно, Прикер противостоит обществу маленького захолустного городка: среди внешне здоровых провинциалов она оказывается самой адекватной.

Эми Адамс

Женщина против общества — феминистский посыл совершенно в духе времени. В 2018-м он актуален так же, как, например, в 1960-х. «Удивительная миссис Мейзел» бросает вызов не просто социуму, но собственной консервативной еврейской семье, когда открывает в себе блестящий талант стендапера.

Рафинированная домохозяйка, будто списанная с рекламных постеров тех лет, выходя на сцену, перевоплощается в развязного комедианта, этакую Сару Сильверман в декорациях «Завтрака у Тиффани», и кроет правду-матку о своей жизни, не стесняясь в выражениях. Полиция, семья, неверный муж, решивший вернуться восвояси после фиаско с молоденькой секретаршей, — никто не принимает ее.

Но Мейзел (Рэйчел Броснахэн) гнет свою линию: перестает измерять объем лодыжек и краситься на ночь, прогоняет бывшего и смело шагает на сцену рассказывать о его рандеву с юной шиксой. Сквозь каждый сезон она будет становиться все более и более независимой, и родному кошерному семейству придется с этим смириться.

Мириам Мейзел, впрочем, один из немногих персонажей на ТВ, который проявляет себя не с помощью мускул или волевых решений, а через хитрость, находчивость, очарование и даже (шах и мат, феминистки!) слабость. Она репрезентирует исконно «женские» качества: оказывается, что и благодаря им можно завоевать мир. Ну или хотя бы сцену в барах.

Российское телевидение не осталось в стороне от трендов. В последнее десятилетие наши героини по большей части были написаны по старому сценарному шаблону «женщины трудной судьбы»: они постоянно страдали, ждали милого-суженого, спасали его же из горящих изб, терпели предательства и, конечно, прощали. Однако постепенно стало ясно, что в качестве целевой аудитории можно использовать не только домохозяек 40+, но и более молодую аудиторию.

Героиня нашумевших в 2015 году «Измен» в исполнении Елены Лядовой делала невозможное для стандартной сериальной страдалицы — изменяла симпатичному мужу сразу с несколькими кавалерами. «Обычная женщина», вышедшая в октябре 2018-го, — вообще сутенер, российский аналог Уолтера Уайта. Анна Михалкова играет тут мать большого и совсем не дружного семейства, женщину, торгующую молоденькими девушками и хладнокровно заметающую следы преступления. Знаменательно, но именно эту роль наши киноакадемики назвали лучшей по итогам года.

Анна Михалкова
Кадр из сериала «Обычная женщина»

Пожалуй, главным сериалом, на который напрямую оказало влияние движение #MeToo, стал «Карточный домик» — после обвинений в домогательствах Кевина Спейси просто вырезали из последнего сезона. Как будто и не было. Центральное место в сюжете ожидаемо заняла Клер Андервуд в исполнении Робин Райт. Шоураннер проекта Бо Уиллимон сделал Андервуд феминисткой, и худшего плевка в сторону движения сложно представить, ведь Клер — монстр, способный на все.

Уиллимон как будто дал понять: сильная женщина — не обязательно протагонист, а феминизм вполне может быть обычной завесой для манипуляций и достижения собственных целей. Какими бы ни были экранные героини, жизнь за кадром намного сложнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: