Что думают видные кинематографисты об инициативе президента по поддержке отрасли.
Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил правительству до 30 декабря 2022 года «обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих полное государственное финансирование производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества».
Более того, в рамках инициативы АНО «Институт развития интернета» должна будет обеспечить регулярное производство в новых цифровых форматах востребованных мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. А придумать и продумать, как организовать регулярные посещения кинотеатров школьниками, поручено Министерству культуры.
На то, чтобы школьникам было что смотреть в кино, правительство начиная уже с 2023 года будет ежегодно выделять из федерального бюджета по 3,9 млрд рублей. То есть речь идет о широкомасштабной и всесторонней программе, призванной восстановить систему нравственного воспитания подрастающего поколения, как это было во времена СССР.
Безусловно, это одно из главных событий в индустрии не только в этом году, но и за всю новейшую историю отечественного кинематографа. И потому мы решили обсудить это с российскими кинематографистами. И прежде всего со сценаристом, режиссером и актером Александром Адабашьяном – одним из немногих, кто никогда не прекращал работать в жанре детского кино.
Вместе со своим постоянным соавтором, режиссером и сценаристом Анной Чернаковой, он сделал четыре детских фильма. Картина «Про Лелю и Миньку» (2020) по мотивам рассказов Михаила Зощенко до сих пор получает призы на фестивалях, она была в повторном прокате, и ее используют учителя в школах как дополнительный материал к программе по литературе для младших классов. Кроме того, на студии «Первый А» они заканчивают военную драму для подростков, которая должна выйти в 2023 году, и скоро приступают к экранизации книги Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика».
Вот как Александр Артемович говорит о том, каким важным инструментом воспитания было в советское время детское кино и как оно может помочь сегодня:
«Аркадий Гайдар когда-то говорил: «Пусть потом когда-нибудь люди думают, что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». Я думаю, детская литература и кино того времени во многом поспособствовали тому, что советские подростки шли добровольцами на фронт, работать на завод или в поле по 14 часов. Они обеспечили совершенно искренний, не палочный энтузиазм. Мы сейчас придумываем, как систематизировать волонтерское движение, а ведь оно существовало десятилетия назад! Тимуровское движение, порожденное книгой «Тимур и его команда» того же Гайдара, началось еще до войны и продолжалось с ее началом».
При этом речь шла не только о производстве, но и о продвижении детского кино. Президент Гильдии режиссеров Союза кинематографистов РФ режиссер Николай Лебедев отмечает, что существовала целая система поддержки детского кинематографа, ведь мало было просто снять картину, ее надо было презентовать кино- и телезрителям, и это делалось весьма умело:
«Сегодня можно только мечтать о прокатных возможностях тех лет: в кинотеатрах существовали так называемые утренние сеансы, на которых можно было посмотреть детский фильм, а в выходные дни и особенно в каникулы продавались специальные абонементы. Нам показывали все то, что было снято для детей за последние полгода, – причем снято не только у нас (скажем, на одной из крупнейших в стране Студии им. Горького, которая специализировалась на детских и юношеских картинах), но и в других странах».
Хотя, конечно, ключевой вопрос – не как показывать, а что. И этому стоит уделить ключевое внимание. Александр Адабашьян обращает внимание, что в СССР была эффективная схема, работавшая и на качество и количество детского кино, и на выращивание новых кадров:
«Выпускникам ВГИКа и Высших режиссерских курсов предлагалось в качестве дебюта снять детскую картину. Именно этой политике мы обязаны появлением фильмов «Сережа» (1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина, «Друг мой, Колька!..» (1961) Александра Митты и Алексея Салтыкова, «Звонят, откройте дверь» (1965) Александра Митты. Все это не проходные, не левой ногой сделанные картины. Был жесткий контроль и за детским трудом. Снимать ребенка можно было не дольше 4 часов. Неслучайно Ролан Быков подбирал на роль близнецов, чтобы они работали 8 часов – 4 один и 4 другой. Сейчас дети на съемках работают наравне со взрослыми. Иногда смена длится 12 часов».
Николай Лебедев отмечает, что инициатива президента о поддержке детского кинематографа – не только важное, но и очень своевременное решение:
«Сейчас детское кино в России – это просто выжженная земля. Если и снимается что-то, то как бы полуслучайно, и финансирование идет абы какое. Поскольку детские фильмы не собирают большую кассу, они не являются приоритетом для продюсеров и прокатчиков. Но, мне кажется, они должны являться приоритетом для общества, потому что кино воспитывает любовь к своей культуре, своей истории, своему народу. Да и любовь к другим народам. Это очень важно!»
Так же считает и Александр Адабашьян:
«Фильмы для детей и юношества – важнейший воспитательный ресурс государства, вопрос национальной безопасности. Государство должно не только полностью финансировать картины, но и осуществлять контроль за тем, что делается на эти деньги, – то есть должен быть худсовет, в который должны войти и люди, отвечающие за идеологию. Этот худсовет должен отвечать за то, что финансируется и, самое главное, что получается на эти деньги. Также должен существовать государственный механизм проката поддержанных государством детских фильмов».
При этом президент Гильдии режиссеров обращает внимание и на то, что снять хороший фильм – мало. Нужно еще донести его до зрителя. И поэтому необходимо рассмотреть возможность создания целостной системы – не только производственной, но и прокатной, чтобы фильмы доходили до адресата и были ему интересны:
«Широкий зрительский успех невозможен без рекламной кампании, вспомогательных возможностей и прокатных мощностей. Необходимо привлечение очень сильных специалистов, которые будут выстраивать общую структуру функционирования детского и юношеского кинематографа в нынешних условиях. В противном случае есть риск, что снятые фильмы лягут на полку или останутся незамеченными».
Николай Лебедев убежден, что все это выполнимо и при должном подходе позитивно отразится не только на детском кинематографе, но и на индустрии в целом:
«Эта инициатива нуждается в дальнейшем развитии, укреплении – тогда будет яркий, впечатляющий результат, возникнут новые достойные картины, громкие режиссерские имена, а главное, появятся целые поколения зрителей, которые будут смотреть наше детское, а потом и взрослое кино».
Комментарии