Кино

«Гадкая сестра»: Страшная сказка о стремлении к идеалу и ревности

В широкий прокат выходит скандинавская боди-хоррор-сказка «Гадкая сестра», ставшая одной из жемчужин «Диких ночей». Аншлаговые показы на ММКФ сделали картине неплохую рекламу, а зрительские ожидания продолжают подогревать сравнения с нашумевшей в прошлом году «Субстанцией». Однако для того, чтобы по-настоящему насладиться просмотром, любые параллели лучше отбросить в сторону – эта авторская версия «Золушки», к счастью, весьма самобытна.

В центре внимания оказывается дурнушка Эльвира (Леа Мюрен), чья мать (Ане Даль Торп) выходит замуж за местного аристократа. После переезда в огромный замок выясняется, что дочь владельца, прекрасная Агнес (Теа Софье Лок Несс), настроена к чужакам не очень дружелюбно. Ситуацию усугубляет скоропостижная смерть отца семейства, и теперь финансовое положение его членов, открыто ненавидящих друг друга, может поправить только брак с наследным принцем Юлианом (Исак Калмрот) – писаным красавцем и поэтом, в которого влюблены все девушки королевства.

Один из главных мотивов «Гадкой сестры», язвительно подсвечивающий человеческую природу, заключается в том, что герои рады обманываться, даже если начинают осознавать, что живут в жестоком мире, полном лжи и лицемерия. Брак по расчету – точнее, откровенная попытка объегорить будущего супруга, пока тот ничего не успел заподозрить, – оборачивается страшным разочарованием в момент, когда уже поздно что-либо предпринимать. Мечты о вечной любви упорно не разбиваются о реальность, даже если сказочный принц оказывается сказочной сволочью. Бесконечный круг страданий поддерживается его же участниками, с восторгом упивающимися своими мучениями.

Но самое смешное (и одновременно грустное) в том, что вся эта затяжная агония оказывается не только беспощадной, но и абсолютно бессмысленной.

Постановщица Эмили Блихфельдт строго придерживается старых канонов (любителям оригинальных сказок братьев Гримм «Гадкая сестра» обязательно понравится), и жесткость этих рамок становится отдельным поводом для зубоскальства. Удивительно, что морально они нисколько не устарели: не требуется даже кривое зеркало, достаточно самого обычного.

Хотя, конечно, без жуткого гротеска не обходится, иначе не возникло бы самых зрелищных – и по совместительству отвратительных – сцен. Вроде кустарных косметических операций, диеты, поддерживаемой с помощью ленточных червей, или попытки найти утешение у тела почившего отца. Слабонервным придется часто отворачиваться, а вот искушенные зрители явно найдут, к чему присмотреться.

Средневековый антураж (на него работают и фактурнейшие лица) позволяет создательнице не только придать происходящему поистине сказочный флер, но и изрядно побаловаться с визуалом: все безобразия и бесчинства проявляются на экране в ужасающем великолепии. С намеренной вульгарщиной отлично сочетается черный юмор. Он здесь срабатывает с секундной задержкой (Эльвира в принципе думает только на один шаг вперед), значительно продлевая радостную ажитацию зрителя.

Явно развлекательный формат не подразумевает и набившей оскомину морали, хотя определенная фем-оптика в «Гадкой сестре» прослеживается – здесь, например, нет ни единого положительного персонажа мужского пола, а женщины вместо того, чтобы объединиться и поддержать друг друга, либо открыто устраняют конкуренток, либо проявляют к ним неожиданное и очень искаженное сострадание. Так, взамен реальной помощи несчастные получают новую порцию мучений и в силу царящих нравов и порядков принимают их не просто добровольно, но и благодарно.

В вывернутой наизнанку реальности они выше всего ставят молодость и красоту (еще, быть может, деньги, но это дело прикладное) и планомерно уродуют себя. Не замечая страшных последствий и намеренно игнорируя тот факт, что на самом деле они упорствуют в желании продать себя подороже.

На протяжении всей картины Блихфельдт умело использует этот реверсивный подход и демонстрирует причудливую смесь ехидства и сочувствия, обличая слепое поклонение идеалам красоты. Для чего (точнее, кого) женщины – и чем старше, тем яростнее – это делают, очевидно. Но это тот случай, когда приговор вынесен не отдельным гендерам, а всему обществу сразу.

Этот же коллективный диагноз, кстати, несколько раз выводится на экран – все прогнило, насквозь, до самого основания. Радикальный, но, похоже, единственный, выход предлагает подрастающая сестра Эльвиры Альма (Фло Фагерли), напоминающая эмансипе: бежать без оглядки и не держаться за романтическую иллюзию, которая вряд ли продержится даже до строчки «и жили они долго и счастливо».

Бюджет у «Гадкой сестры», очевидно, не громадный, но замковая камерность иногда оборачивается превосходными пейзажами и вполне масштабными интерьерными сценами. В первую очередь танцевальными: безумный бал под Грига – расчетливый выстрел. Еще один просчитанный ход – крошечная, но меткая отсылка на Кроненберга. Его поклонников, коих в залах должно быть достаточно, она явно порадует и раззадорит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Тени за кадром»: Кино и искусство как смысл жизни

Когда заходит речь о женском вкладе в советский кинематограф, обычно называются имена известных актрис и постановщиц. Но сколько еще талантливых…

42 минуты назад

«Последний роман»: Полеты во сне и наяву в Театре Моссовета

Когда в театре появляется «датский» спектакль, речь идет о каком-то юбилее или иной значимой дате. Спектакль «Последний роман» на сцене…

59 минут назад

Дороже золота: Как снимали культовый истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Сложно осознать, что в момент, когда Никита Михалков снял «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему было всего 29 лет.…

15 часов назад

Академия Н.С. Михалкова проведет сессию «Творчество объединяет» для кинематографистов из восьми стран

Масштабная сессия «Творчество объединяет» пройдет в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова с 20 октября по 7 ноября. В…

17 часов назад

Один день из жизни столицы: Как снимали «Я шагаю по Москве»

Все началось с идеи. Невероятно простой, но красивой и лаконично гениальной. За плечами молодого и талантливого поэта и сценариста Геннадия…

18 часов назад

О Никите Сергеевиче замолвите слово

Сегодня, 21 октября, исполняется 80 лет Никите Михалкову, режиссеру, актеру и выдающемуся деятелю культуры, вписавшему свое имя в историю как…

1 день назад