Земноводные арестанты, оккупанты и мутанты несут радость в каждый дом.
Среда – это день, когда в интернете славят жаб и лягушек. Так повелось с тех пор, как один выдумщик совместил фотографию злой щитоспинки (на самом деле она не то чтобы очень злая, просто так называется) со словами It is Wednesday, my dudes и выложил получившуюся картинку на всеобщее обозрение. С тех пор принято по средам публиковать изображения амфибий, содержащие лаконичное послание к чувакам. «КиноРепортер» решил поддержать добрую традицию и подготовил к очередной среде тематическую подборку хороших фильмов, в которых жабы и лягушки являются ключевыми персонажами.
«Квака-задавака» (1975)
В советской мультипликации земноводные отметились прежде всего золотой цитатой из мультика про Дюймовочку: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать. Ну вот, поспали, теперь можно и поесть». Которая емко и исчерпывающе описывает то, как многие граждане проводят новогодние каникулы. Но мы предлагаем обратить внимание на другое отечественное анимационное произведение, чуть менее известное.
В музыкально-спортивной комедии «Квака-задавака» (до чего дивно звучит, а?) лягушки показаны отнюдь не ленивыми обжорами, как в упомянутой экранизации Андерсена, а, напротив, неунывающими живчиками. По сюжету, весьма незамысловатому, трое зеленых друзей прибывают на спартакиаду и далее завоевывают в разных дисциплинах три «золота», хоть и не вполне честным путем.
Это, пожалуй, несколько противоречит морали, состоящей, по идее, в том, что излишняя самоуверенность при отсутствии навыков не приводит к успеху. Ну да и ладно. Зато какую замечательную песенку лягухи в начале поют голосами «Песняров». Одно название – «Веселые, зеленые, лупатые» – уже оптимизмом и бодростью заряжает.
«Ветер в ивах» (1996)
Сказочная детская повесть шотландского писателя Кеннета Грэма «Ветер в ивах» не так популярна у нас в стране (существует, впрочем, не один перевод на русский язык), но во всем мире ценится очень высоко. Для тех, кто не в курсе: речь там идет о приключениях четырех товарищей, представителей различных видов фауны. Центральный герой – мистер Жаб, недалекий самовлюбленный аристократ, который однажды обнаруживает в себе страсть к автомобилям и быстрой езде. Что приводит в итоге к уголовному делу, тюремному заключению и другим не самым приятным, но увлекательным последствиям.
Книжку экранизировали много раз. Есть в том числе диснеевская версия, которую выпустили почему-то в паре с мрачной историей про Сонную Лощину. Есть очень милый кукольный мультик 1983 года. А еще есть игровой фильм Терри Джонса – того самого, из «Монти Пайтон». Он в нем сам роль мистера Жаба исполнил. Плюс Эрик Айдл сыграл Крыса (еще один важный персонаж), Джон Клиз – адвоката мистера Жаба (благодаря чему сцена судебного процесса вышла исключительно удачной), а Майкл Пэйлин – говорящее Солнце (тоже уморительно).
Кроме того, в касте, помимо бывших артистов «Летающего цирка», такие прославленные британские комедианты, как Стивен Фрай и Стив Куган. Соответственно, и задорного абсурдного юмора немало, и зажигательные музыкальные номера в наличии. При этом неповторимое буколическое очарование оригинала никуда не делось, что особо ценно, а где-то и приумножилось. Сплошная благодать.
«Тростниковые жабы: Оккупация» (2010)
Ну а теперь кое-что совершенно иное. Документальная лента об экологической катастрофе в Австралии. Дело было так: австралийские аграрии страдали от нашествия червячков, уничтожавших на корню урожаи тростникового сахара. Чтобы решить эту проблему, из Южной Америки завезли специальных жаб. Замысел состоял в том, что жабы всех вредителей съедят, и сахарный тростник снова заколосится. Но только вышло по-другому, вышло вовсе и не так.
В общем, червячки как жрали тростник, так и продолжили это делать. Пока их не додумались пестицидами травить. Жабы же в короткие сроки так обильно расплодились, что с тех пор оккупируют территорию Австралии, собой являя запредельность и неуклонно продвигаясь с северо-востока в глубь континента. И никто не в силах им помешать.
В фильме нам подробно рассказывают о том, как же это произошло и к чему привело. А привело это к затяжной войне с полчищами скользких бородавчатых тварей, в которой последние несут огромные потери, но все равно побеждают. Ситуация, короче говоря, страшная. С одной стороны. С другой стороны, довольно, согласитесь, смешная. Поэтому и манера подачи авторами избрана подчеркнуто сардоническая. А Иван Охлобыстин, зачитавший для российского проката закадровый текст, еще и от себя сверху добавил веселой язвительности, как он умеет.
«Фрогмен» (2023)
Два друга и одна их общая подруга, вооружившись камерой, устремляются на поиски фрогмена – мифического создания, якобы обитающего в окрестностях маленького провинциального городка. Его никто (почти) никогда не видел, но ходят упорные слухи, что он обладает телепатическими способностями. А также похищает молодых девушек. Жители означенного городка, между тем, никакой полезной информации не дают. Однако некоторые ведут себя крайне странно.
Казалось бы, формат «найденной пленки» давно и полностью себя изжил. Примерно сразу, как на экраны вышла «Ведьма из Блэр». Тем не менее попадается время от времени в этом сегменте что-то свежее, незаурядное и остроумное. Хотя про «Фрогмена», на первый взгляд, ничего такого не скажешь. Поскольку это фактически та же «Ведьма из Блэр», только про нелепого монстра в виде огромной лягухи. Но ведь в том-то и прелесть!
«Фрогмен» сделан с таким непроницаемо серьезным лицом, что просто никак нельзя не восхититься. Более того, на одном из уровней (да, даже так) фильм представляет собой драму о том, как одна случайность может радикально перекроить жизнь человека и как трудно бывает порой оставить прошлое позади и двигаться вперед. Но вместе с тем это все еще дешевый криптозоологический хоррор про огромную лягуху. Которая, уж извините за спойлер, действительно похищает и насилует девушек. И действительно обладает телепатическими способностями. Да к тому же выглядит чертовски эффектно.
«Ад в лягушачьем городе» (1988)
В безрадостном постапокалиптическом будущем фертильные женщины наперечет, как и не утратившие способности к репродукции мужчины. Качок по имени Сэм Хелл – как раз из последних. Поэтому на него возлагают миссию по спасению человечества, в рамках которой ему необходимо пробраться в логово противных лягушек-мутантов, вызволить из их плена группу девушек и зачать с ними (девушками) потомство. Посылают его туда не в одиночку, а в компании двух боевитых барышень, и специальное устройство прикрепляют к паху, с функцией дистанционного подрыва – на случай дезертирства.
И снова мы видим, как безотказно работает правило: все становится лучше, если добавить лягушек. На этот раз лягушек добавили в постапокалиптический сеттинг, что его лишь украсило. Создатели фильма, во многом явно ориентировавшиеся на «Безумного Макса», на самом деле нечаянно сотворили нечто большее, чем низкокачественную реплику. Нечто прекрасное, намного опередившее свое время. Кроме шуток: финальный акт «Ада в лягушачьем городе» фактически предвосхитил завязку «Дороги ярости». С той небольшой разницей, что вместо Несмертного Джо сбежавших девиц там преследует свирепый жабий атаман.
В последовавшем спустя пять лет сиквеле, который вышел сразу на VHS, минуя кинотеатры, роль Сэма Хелла перешла от Родди Пайпера («Чужие среди нас» Карпентера) к Роберту З’Дару (маньяк-полицейский из трилогии «Маньяк-полицейский»), а сам герой переквалифицировался в техасского ракетного рейнджера. То есть в рейнджера с джетпаком. Еще там был Брайон Джеймс в роли безумного ученого, внезапно очень похожий на Пашу Задова из «Осторожно, модерн!», пара убойных песенок и финальная перестрелка в декорациях вестерна. Правда, в целом продолжение получилось слабее и скучнее. Потом франшиза пополнилась еще двумя фильмами, но это уже, к сожалению, были совсем никудышные стыдные поделки.
«Лягушки» (1972)
Журналист, активно интересующийся темой загрязнения окружающей среды, оказывается на территории усадьбы крупного плантатора, который как раз этим сильно грешит. Вследствие чего в его владениях – на расположенном среди болот острове – наблюдается колоссальное увеличение популяции всякой живности. А тут как раз все члены многочисленного семейства плантатора собрались отмечать праздник. Не подозревая о том, что им самим предстоит стать основным блюдом на этом пиру.
Как ни странно, несмотря на говорящее вроде бы название, именно лягушки в фильме никого не убивают. Пауки, змеи, крокодилы – пожалуйста, сколько угодно. Самыми невообразимыми и нелепыми способами. Особенно изощренную расправу над одним из зажравшихся богачей учиняют ящерки, забрасывая его банками с ядовитыми химикатами. Тем как бы дополнительно посыл этого презабавного экологического хоррора декларируя. Дескать, хватит измываться над природой, неразумные людишки, а то природа может и той же монетой вам отплатить.
Что же лягушки? – спросите вы. А ничего. Вернее, они на экране присутствуют, причем в очень даже немалых количествах. Но деятельного участия ни в чем не принимают (за исключением мультяшной лягушки в титрах, глотающей оторванную руку). Только внимательно за всем следят своими глазищами. И в глазищах тех мы можем видеть то осуждение и презрение ко всему роду человеческому, то удовлетворение от торжества справедливости. Все это, заметьте, с одним и тем же выражением зеленой морды. Ну что за актерища!
Комментарии