«КиноРепортер» рассказывает о фильмах с известными европейскими актерами из разных программ Московского кинофестиваля 2020.
«Наркомама» — Изабель Юппер
«Наркомама» начинается (да и продолжается тоже) как социальная драма с обязательным подсвечиванием несправедливостей жизни. Но даже несмотря на подобный антураж, назвать ее картиной исключительно о горестях и невзгодах сложно. Во-первых, потому, что комедийная тональность европейского фильма перевешивает все остальное. Во-вторых, потому, что энергичная героиня Изабель Юппер, решившая сменить вектор карьеры и перейти из отдела полиции сразу в верхушку криминального мира, делает все что угодно, но не изображает жертву. Она быстро берет дело в свои руки, как только представляется такая возможность, продумывает схемы сбыта, сама занимается перевозкой и с легкостью уходит от полиции. Этому способствует и детство с ушлыми родителями, заполучившими красивую жизнь благодаря не слишком законным делам (в подробности авторы не вдаются, но догадаться, о чем речь, можно), и бизнес-жилка, которой она, определенно, не обделена, и конечно, бойфренд в правоохранительных органах.
Успешный на родине во Франции фильм Жан-Поля Саломе снят по мотивам романа «Крестная мать» Ханнелор Кайре. В довольно остроумной картине четко прослеживается тема женских солидарности и силы. Представительницы «слабого пола» способны рулить крупным бизнесом в одиночку, преодолевая любые разногласия и оказывая друг другу поддержку, а вот мужчины в большинстве своем играют роль либо мальчиков на побегушках, либо отморозков, получающих по заслугам, либо легковерных недотеп.
Создатели плюют на политкорректность и делятся интересным взглядом на мораль и правосудие. Дельцы изъясняются максимально поэтично, Юппер на шпильках таскает брикеты гашиша под арабско-французский рэп, а на китайской свадьбе происходит маленькая вакханалия. Авторы считают, что плохие поступки все-таки уравниваются хорошими, а человечность должна выходить на первый план в любых ситуациях.
Премьера в России запланирована на 29 октября 2020 года.
«Друзья на свою голову» — Венсан Кассель
В центре французской камерной комедии оказывается четверка закадычных друзей, отношения которых не проходят испытания медными трубами. Тема благодатная, а потому режиссер Даниэль Коэн, имеющий в своем распоряжении национальных звезд, раскручивает ее на полную катушку. Вокруг тихой и нерешительной Леи (Беренис Бежо), чей дебютный роман неожиданно стал бестселлером, кипят нешуточные страсти. Бойфренд Марк (Венсан Кассель) — неуверенный в себе карьерист — во всем ищет поводы для ревности и публичного унижения. Лучшая подруга Карин (Флоренс Форести) пускается во все тяжкие, пытаясь отхватить кусок славы, а ее супруг Франсис (Франсуа Дамиенс) судорожно хватается за все подряд, чтобы отыскать свое истинное призвание.
Авторы тонко чувствуют настроения в европейском обществе, моду на «успешный успех» и повальное увлечение соцсетями, в которых реальность подменяется мечтами. Гротеск лишь подчеркивает уязвленное эго героев, забывших рассказать остальным о том, что они включились в бешеную гонку за любовь и признание других. При этом в «Друзьях на свою голову» при всех драматических поворотах преобладает оптимистичный настрой. Французский фильм 2020 года доказывает, что поддержка близких крайне важна, выход из зоны комфорта приносит пользу, а приоритеты время от времени стоит переоценивать.
Премьера в России запланирована на 5 ноября 2020 года.
«Обыкновенная страсть» — Сергей Полунин
Эротическая французско-бельгийская мелодрама начинается с постельной сцены на крупных планах, но разнообразия сексуальных позиций не ждите. Больше всего лента Даниэль Арбид (постановщица вообще любит снимать любовно-интимные истории) напоминает «9 1/2 недель». Причем не культовый фильм с Микки Рурком, а его литературный первоисточник. Методичность, бытовая рутина и ритуалы, которые героине Летиции Дош навязывает ее женатый любовник, затягивают ее в трясину, из которой просто так не выбраться.
Сюжет укладывается в одно предложение — влюбленность Элен перетекает в одержимость, которая уничтожает ее изнутри и заодно рушит всю ее жизнь. Острое желание почувствовать себя героиней бульварного романа и сравнить любовника с произведением искусства играет с ней злую шутку и за счет банальных художественных приемов кажется высшей степенью безвкусицы. Из Сергея Полунина же не получается достоверного героя-любовника, несмотря на частоту постельных сцен. Многое в Александре идет от фактуры самого танцора — происхождение, татуировки, мысли о родине и русской ментальности, но то, что героем движет лишь животная страсть (в противовес тонкой душевной организации Элен), сильно снижает к нему интерес. О психологизме и вовсе говорить не приходится, как и о сентиментальности — да, ситуация паршивая, но все эти страдания под французский шансон вызывают недоумение.
Тема созависимости, да и отношений вообще, безусловно, важна, но реализация в случае с «Обыкновенной страстью» сильно подкачала. У Арбид получился грубый набросок про столкновение двух миров — мужского и женского, русского и французского, низменного и возвышенного.
Премьера в России запланирована на 14 января 2021 года.
«Спа» — Жерар Депардье
Сиквел комедии Гийома Никлу «Похищение Мишеля Уэльбека», которая рассказывала о вымышленном похищении лауреата Гонкуровской премии, устроенном тройкой обаятельных, но чудаковатых бандитов. Теперь писатель Уэльбек встречается с французским актером Жераром Депардье в фешенебельном центре талассотерапии на побережье Ла-Манша. В санатории двум противоречивым национальным достояниям Франции находиться тошно: пить и курить немолодым беднягам нельзя, зато нужно проходить нелепые оздоровительные процедуры. Ограничения даются Уэльбеку особенно тяжко, ведь он привык выпивать по бутылке вина за обедом, а без сигарет совсем не может писать. Единственная отрада — общение с Жераром.
На курорте именитые французы обсуждают Олланда и Макрона, цирроз и геморрой, жизнь и смерть и, понятное дело, сексуальные победы Депардье, который, по собственным признаниям, спал не только со всеми партнершами («Орнелла, Катрин, Изабель, Настасья, Брижит…» — долго перечисляет он), но и с Мухаммедом Али («В 1970-х все спали со всеми»). Между разговорами герои скучают в процедурных кабинетах — вечно хмурый Уэльбек особенно ненавидит криокамеры, где приходится мерзнуть под струями жидкого азота. Вскоре к нему наведывается знакомый похититель, чья 80-летняя мать неожиданно ушла от его отца. Бандит уверен, что писатель общается с женщиной и знает, где ее искать. Исчезновение старушки едва ли становится двигателем сюжета. В целом «Спа» — набор хохм, рассказанных с непроницаемым выражением лица. Вот Уэльбек называет Сильвестра Сталлоне лучшим современным актером, вот попытается по-тихому вскрыть винный шкаф в ресторане, вот встречается с восторженным фанатом, перепутавшим его с другим писателем. Даже те, кто считает парочку «позором Франции» (в фильме появится и такой антифанат), не смогут отрицать, самоиронии Жерару и Мишелю не занимать.
«Ночной конвой» — Омар Си
У трех парижских полицейских тяжелый период в жизни. Несчастливая в браке Виржини случайно беременеет от коллеги Аристида и собирается делать аборт. Аристид, в свою очередь, чувствителен и страдает паническими атаками, хоть и изображает из себя прожигателя жизни и мачо. Вспыльчивого Эрика замучили постоянные скандалы с женой. Однажды им приходится конвоировать грустного мигранта-таджика Асомиддина из тюрьмы в аэропорт, где его ждет самолет на родину. В пути Виржини понимает, что если они посадят мужчину на рейс, то обрекут его на верную смерть. Она уговаривает сослуживцев инсценировать побег конвоируемого.
Француженка Анн Фонтен работает в разных жанрах. В ее фильмографии есть романтические комедии («Мой самый страшный кошмар»), семейные драмы («Натали»), военная история о монахинях во время Второй мировой («Непорочные») и байопики («Коко до Шанель»). Ее новая работа — полицейская драма, в которой нет ни единого выстрела. Вместо экшена Омар Си («1+1»), Виржини Эфира («Она», «Притворись моим парнем»), Грегори Гадебуа («Офицер и шпион») и Пейман Моаади («Развод Надера и Симин») разыгрывают гуманистическую драму о человечных европейских копах и молчаливом беженце. Формально здесь четыре главы (по одной на героя), но действительно раскрывается только Виржини. Героям Си и Гадебуа не хватает деталей, а иранцу Пейману Моаади достался стереотипный и безликий персонаж. Полицейских историй, рассказанных от лица женщин, немного, и «Ночной конвой» не лучшая из них. Фильм портит прямолинейная мораль и недостоверный манипулятивный третий акт. Из безусловных удач химия между Си и атмосфера ночного Парижа.
Премьера в России запланирована на 29 октября 2020 года.
«Еще по одной» — Мадс Миккельсен
Учитель истории Мартин устал от жизни: детей учит без энтузиазма, связь с женой давно потерял, двоих сыновей не интересует. В своем недовольстве он не одинок: его друзья, работающие с ним в одной школе, также находятся не в лучшей форме. Один не высыпается из-за маленьких детей, другой страшно одинок, третий в постоянном поиске пары. Услышав о теории норвежца Финна Скардеруда, согласно которой человеку для успешного функционирования нужно постоянно поддерживать в крови уровень алкоголя в 0,5 промилле, Мартин уговаривает всех на эксперимент. Поначалу глоток водки перед рабочим днем идет на пользу: мужчины начинают добиваться успехов в работе и налаживают отношения с домашними. Однако вскоре игры со спиртным снова заводят героев в экзистенциальный тупик.
Новый фильм датского кинорежиссера Томаса Винтерберга и актера Мадса Миккельсена, чья предыдущая совместная работа — драма «Охота» — претендовала на «Золотой глобус», «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь». В ней Миккельсен играл учителя, жизнь которого разрушили ложные обвинения в педофилии. Очередному педагогу в фильмографии актера повезло чуть больше: он «всего лишь» потерял себя. Так, «Еще по одной» не трагедия, а грустноватое драмеди, в которой Винтерберг говорит не столько о вреде алкоголя, сколько о кризисе среднего возраста и датском менталитете. Пожалуй, одна из самых личных и трогательных работ сооснователя «Догмы-95», снятая им после «заказных» «Вдали от обезумевшей толпы» и «Курска», обещает стать по-настоящему любимым фильмом в России.
Премьера в России запланирована на 12 ноября 2020 года.
«Долина богов» («Воображаемая реальность») — Джош Хартнетт и Джон Малкович
Богатый копирайтер Джон (Джош Хартнетт), не пользующийся компьютером и интернетом, тяжело переживает развод с женой, которая бросила его ради дельтапланериста. Психолог (Джон Рис-Дэвис) предлагает герою справиться с абсурдностью существования, ввязавшись в еще более бессмысленные затеи. Гулять по улицам задом наперед с завязанными глазами и лазить по скалам с привязанными к ногам кастрюлями и сковородками Джону оказывается мало. Затащив в джип антикварный письменный стол, он отправляется в Долину богов в пустыне Юты, чтобы написать роман. Как раз эти земли пытается выкупить у индейцев навахо миллиардер Уэс Таурос (Джон Малкович), переставший разговаривать после гибели дочери и жены в автокатастрофе. Богач хочет добывать там уран, но многие коренные жители против, ведь в камнях, согласно легендам, живут души их предков.
Предельно странная и невнятная лента польского режиссера Леха Маевски, созданная совместными силами продюсеров из Польши, Люксембурга и США, — дикий сплав из легенд навахо, притчевой фантастики и философских идей. Фильм поделен на множество глав, а истории развиваются вперемешку, оставляя если не сюжетные дыры, то значительное место для интерпретации. Так до конца и непонятно, является ли Таурос реальным человеком или героем безумного произведения Джона. Спецэффекты выглядят очень дешево, зато лента впечатляет эффектными локациями и запоминающимися образами. Среди самых диковинных — занимающийся сексом со скалой индеец, неподъемный младенец с уходящей в землю километровой пуповиной, гигантская змея-лимузин, метание роллс-ройса из катапульты, мумифицирование Джона Малковича… Все это действо, украшенное музыкой Яна Качмарека, напоминает «Аризонскую мечту», кино Вима Вендерса и финальную часть «Космической одиссеи» (о кубриковском фильме напоминает не только младенец, но Кир Дуллеа в роли дворецкого богача). Смысл сюрреалистической картины предельно просто: западный мир растерял всякую духовность и чувство меры, за что его ждет расплата.
«Уроки фарси» — Ларс Айдингер
Фильм Вадима Перельмана может похвастаться отличным актерским составом, парадоксальной тональностью и прекрасной атмосферой (далеко не в последнюю очередь благодаря оператору Владиславу Опельянцу). Камерная драма рассказывает об узнике концлагеря Жиле (Науэль Перес Бискаярт), избежавшем гибели благодаря спонтанной лжи о том, что он перс. По счастливой случайности один из офицеров (Ларс Айдингер из «Матильды») как раз хочет выучить фарси, чтобы после окончания войны уехать в Тегеран, где обосновался его сбежавший из Германии брат, и открыть там ресторанчик. На взаимоотношениях двух героев строится большая часть картины. Жиль все больше увязает в ПТСР и вине выжившего, вспыльчивый Кох постепенно смягчается по отношению к вынужденному слушателю и рассказывает ему о непростом детстве и юности.
В фильме хорош юмор. Несмотря на ужасающий антураж и страшные вещи, которые время от времени попадают в кадр, актеры отыгрывают персонажей настолько талантливо, а уроки в кабинете Коха выглядят настолько абсурдно, что это неизбежно вызывает смех. С помощью мелких штрихов создатели добавляют происходящему объема — закрытый мирок немецкого командования с непременными сплетнями и интрижками оживает на глазах, а воздух в бараках пропитывается атмосферой постоянного страха и унижений. Смелость авторов удивляет и очаровывает на протяжении всего хронометража, а концовка фильма (хоть и очевидная, если быть достаточно внимательным) отдается внутри мощнейшим аккордом.
Премьера в России запланирована на 12 ноября 2020 года.
Комментарии