Уникальные рекорды и невероятные перевоплощения обладателя трех «Оскаров».
Многие согласятся с тем, что сэр Дэниэл Дэй-Льюис, которому 29 апреля исполняется 65, – величайший актер из ныне живущих. И дело даже не в трех «Оскарах» за лучшую мужскую роль, рекорде, пока не покорившемся больше никому (у Джека Николсона, например, статуэток тоже три, но среди них есть награда за второй план).
Куда важнее эмоциональные, сложные, неоднозначные перфомансы Дэй-Льюиса, во время подготовки к которым он часто творил форменные безумства. В нашем материале – разбор феномена невероятного артиста, завязавшего со съемками 5 лет назад, но до сих пор оставшегося образцом недостижимой гениальности.
Дебют в кино – от театрального Дракулы к уличному хулигану
Дэниэл Дэй-Льюис – выходец из артистической семьи. Его дед Майкл Бэлкон был известным продюсером. Он работал на старейшей в мире кинокомпании Gaumont, сотрудничал с Metro-Goldwyn-Mayer, возглавлял студии поменьше, спродюсировал в общей сложности более 200 фильмов, включая ранние картины Альфреда Хичкока, и стал одним из основателей Британской киноакадемии (BAFTA). Отец Дэниэла писал стихи и романы. Мать периодически снималась в кино, но в основном играла в театре. Вот и Дэй-Льюис в юности попытался покорить театральные подмостки, заодно проучившись несколько лет в институте в Бристоле. Причем диапазон его ролей был весьма широк – от графа Дракулы и Ромео до Гамлета и Владимира Маяковского.
В кино же Дэниел Дэй-Льюис или, как его лаконично называют фанаты, ДДЛ попал в 14 лет. В драме «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971) британского мастера Джона Шлезингера он исполнил крошечную роль уличного хулигана, за которую его даже в титрах не отметили. Зато заплатили 2 фунта и разрешили изрезать дверцы дорогущих машин. Идеальный дебют для человека, который в детстве не славился примерным поведением: воровал, сбегал из дома, пытался пить и курить.
Маленькую маргинальную роль Дэниэл сыграл и в «Ганди» (1982) – знаменитом байопике с Беном Кингсли, завоевавшем 8 «Оскаров». Его персонаж, раздолбай бандитской наружности, задирает Ганди, но тот бесстрастно взирает на обидчика и продолжает путь с высоко поднятой головой. За этим последовало уже более расширенное появление в «Баунти» (1984) бок о бок с Энтони Хопкинсом и Мэлом Гибсоном, а трогательная роль гея в «Моей прекрасной прачечной» (1985) Стивена Фрирза стала семимильным шагом к международной известности.
Гений без амплуа – герой-любовник, алчный нефтяник и клон Феллини
В своем первом фильме Дэниэл Дэй-Льюис сыграл в 1971 году. В последнем – в 2017-м. Его актерская карьера, таким образом, продолжалась 46 лет. За это время Аль Пачино, скажем, снялся более чем в 50 лентах. Роберт Де Ниро – более чем в 80. На счету ДДЛ же – лишь 18 фильмов, где он играл главную или второстепенную роль (не считая эпизодов и редких появлений в сериалах). Удивительная избирательность, не так ли? Перерывы между выходом картин с участием Дэй-Льюиса могли достигать нескольких лет, а сам он постоянно грозился все бросить и заняться чем-нибудь более полезным, чем это ваше искусство. В 1999-м, например, на год обосновался во Флоренции и бесплатно работал подмастерьем сапожника.
Из-за того, что каждую роль ДДЛ играл как последнюю, а к выбору проектов подходил с максимальной ответственностью, связать его рамками одного конкретного амплуа невозможно при всем желании. Он прекрасно проявил себя в костюмных мелодрамах – «Комнате с видом» (1985) Джеймса Айвори и «Эпохе невинности» (1993) Мартина Скорсезе, представ на экране в ослепительном аристократическом блеске. При этом в комедии «Звезды и полосы» (1988) Дэй-Льюис органично вжился в образ эксцентричного искусствоведа, а в «Невыносимой легкости бытия» (1988) по одноименному роману Милана Кундеры трепетно сыграл дамского угодника.
Но круче всего ДДЛ удавались роли безумцев с демоническим взглядом. Которые могут одной рукой ласково похлопывать тебя по плечу, а другой – сжимать нож, чтобы всадить его тебе под ребра. Таков Уильям Каттинг, он же – Билл Мясник из эпика Скорсезе «Банды Нью-Йорка» (2002). Кошмарный тип, просто дьявол во плоти. Прикончил Лиама Нисона (с которым, кстати, Дэй-Льюис снимался в «Баунти») и заставил Лео ДиКаприо вынашивать планы мести. Крестный отец ненормального человека. Таков и нефтяной магнат Дэниэл Плейнвью из шедевра Пола Томаса Андерсона «Нефть» (2007), который идет по трупам к созданию кровавой империи.
Впрочем, и в ипостаси зловещего антагониста ДДЛ пробыл недолго – хотя она ему необычайно к лицу. Получив за «Нефть» второй «Оскар», он переключился на более спокойные ленты. В мюзикле Роба Маршалла «9» (2009) Дэй-Льюис сыграл режиссера Гвидо Контини, окруженного красивыми женщинами вроде Пенелопы Крус и Марион Котийяр и являющегося, по сути, реинкарнацией Федерико Феллини. А спустя еще 3 года забрал третью статуэтку за роль Авраама Линкольна в консервативном байопике Стивена Спилберга, который без столь величественного центрального перфоманса утратил бы всю привлекательность.
Жертвы и подвиги
Одного врожденного таланта и бесконечного трудолюбия недостаточно, чтобы стать легендой. Порой приходится бросать вызов человеческим возможностям и, подобно Волан-де-Морту, раскалывать свою личность, дабы из каждого осколка создать нового персонажа. Так, собственно, и поступал Дэниэл Дэй-Льюис. Первый «Оскар» он получил в 32 года за пронзительную роль парализованного художника и писателя Кристи Брауна в ленте «Моя левая нога» (1989). Ее режиссер Джим Шеридан – один из важнейших ирландских постановщиков XX века. Фактически именно он вознес Дэниэла на пьедестал, благодаря прорыву с «Моей левой ногой» и закреплению успеха с драмами «Во имя отца» (1993) и «Боксер» (1997). Причем сам Дэниэл внес в это абсолютно уникальный, неоценимый вклад.
На съемках «Моей левой ноги» он категорически отказывался делать что-либо, что было не под силу Кристи Брауну. ДДЛ практически не покидал инвалидное кресло, поэтому ассистентам приходилось буквально выкатывать его на площадку. А также кормить с ложечки. Из-за неудобного и непривычного положения, в котором актер постоянно находился, он сломал два ребра. Вдобавок от него ушел агент – Дэй-Льюис отказался выйти из образа Брауна даже во время деловой встречи. Неудивительно, что критики от такого перевоплощения пришли в восторг, хотя члены съемочной группы отнюдь не всегда поминали звезду добрым словом: коляска, которую они переносили через провода и прочие препятствия, весила немало.
Готовясь к съемкам «Последнего из могикан» (1992), экранизации знаменитого приключенческого романа Джеймса Фенимора Купера, ДДЛ несколько месяцев прожил в лесной глуши. Он добывал себе пропитание охотой и рыболовством, самостоятельно выслеживал и свежевал животных, научился выдалбливать каноэ, управляться с томагавком, на бегу метко стрелять из ружья… Словом, старательно копировал образ жизни американских индейцев XVIII века. Потом, правда, долго страдал от галлюцинаций, да и курить снова начал.
После «Могиканина» ДДЛ три года (!) занимался боксом для съемок в картине «Боксер» и так в этом поднаторел, что, по мнению тренера, мог бы легко выходить на ринг против профессионалов. Для драмы «Во имя отца», где герой Дэй-Льюиса по ложному обвинению попал в тюрьму, он сбросил больше 20 кг и двое суток просидел в одиночной камере без еды и воды. Для «Банд Нью-Йорка» с пяти утра начинал слушать Эминема, чтобы создать образ безжалостного головореза Билла Мясника. Для «Невыносимой легкости бытия» выучил чешский язык, поскольку действие произведения происходит в Праге. Ну а на съемках «Линкольна» просто требовал называть себя «господин президент» – Станиславский, в общем, полностью одобряет.
Несыгранные роли – Бэтмен, Арагорн и Винсент Вега
Подход Дэниэла Дэй-Льюиса к ролям был столь избирателен, что из персонажей, которых он мог сыграть, да не сыграл, сложилась бы впечатляющая футбольная команда. Все они могли бы дополнительно прославить его в веках и добавить солидные суммы к банковскому счету. Но ни за тем, ни за другим Дэй-Льюис не гнался. Так, на заре карьеры, в середине 1980-х, он отклонил роль басиста Sex Pistols Сида Вишеса в фильме «Сид и Нэнси» – просто потому, что изначальный кандидат Гари Олдман, тоже вроде бы ответивший отказом, в итоге дал согласие. Что и проложило ему прямую дорожку в Голливуд.
В «Интервью с вампиром» именно Дэй-Льюис являлся первым претендентом на роль кровососа Лестата, и писательница Энн Райс его кандидатуру всецело одобряла. Не срослось – ДДЛ из проекта выбыл, и эстафету принял Том Круз. По завершении дилогии Тима Бертона о «Бэтмене» Дэй-Льюису прочили почетный статус защитника Готэма после Майкла Китона, но супергеройство того мало волновало. Так на борт «Бэтмена навсегда» поднялся Вэл Килмер.
Питер Джексон не раз звал Дэниэла сыграть Арагорна во «Властелине колец», но поскольку все части трилогии снимались одновременно, ДДЛ оказался не готов связать себя столь длительными обязательствами. Ну а стать коварным профессором Мориарти в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи актер не пожелал из-за того, что в тот момент (фильм вышел в 2011-м) его не интересовали блокбастеры.
По сути, единственной культовой ролью, которую мечтал получил сам ДДЛ, но которая от него ускользнула, стала роль Винсента Веги в «Криминальном чтиве». Дэй-Льюис обожал нетривиальные сценарии, да и компания Miramax была не против. Однако веское слово сказал режиссер: Квентин Тарантино не видел в образе Веги никого, кроме Джона Траволты.
Его прощальный поклон: как уйти на пике и остаться верным себе
Многие актеры даже в преклонные годы продолжают мучать себя и публику ленивыми ролями в проходных картинах, хотя им уже давно не нужно кому-то что-то доказывать. Дабы никого не обидеть, обойдемся без конкретных имен. Не то – Дэниэл Дэй-Льюис. После «Линкольна» он решил на неопределенное время отказаться от любых проектов. Однако спустя 5 лет на горизонте его мирной пенсионной жизни появился Пол Томас Андерсон с предложением, от которого невозможно отказаться: сыграть модельера из 1950-х в драме «Призрачная нить».
Дэй-Льюис подумал и согласился. Подарив нам очередного исключительного персонажа, гениального эксцентрика со сложным характером (верный себе ДДЛ штудировал книги о моде, брал уроки шитья и стал полноправным соавтором художника по костюмам). Одновременно жесткого и хрупкого. Вызывающего восхищение, страх, почтительный трепет и жгучую ненависть.
За эту роль Дэниэл в шестой раз в карьере номинировался на «Оскара», но проиграл Гари Олдману – Черчиллю из «Темных времен». После конкуренции на «Сиде и Нэнси» пути замечательных артистов вновь пересеклись. И опять победа осталась за Олдманом. Дэй-Льюиса, впрочем, все совершенно устраивало. Теперь он окончательно стал хозяином своей судьбы.
Работа над «Призрачной нитью», по словам Дэй-Льюиса, была настоящим кошмаром. Завершив съемочный блок в сельской местности, актеры перебрались в тесный особняк. ДДЛ скоро возненавидел его и называл в лучшем случае термитником. Гнетущее ощущение клаустрофобии резко контрастировало с его вечным стремлением к профессиональной и личной свободе.
Возможно, подобные условия стали одним из факторов, повлиявших на решение Дэй-Льюиса уйти на покой. Хотя это стремление преследовало его и раньше, чуть ли не с тех пор, когда в 1989-м он покончил с игрой в театре, упав в обморок прямо на сцене (вместо призрака отца Гамлета Дэниэл якобы увидел привидение собственного отца). И лишь в 2017-м оно обрело, наконец, законченные очертания.
«Я не знал, что брошу сниматься, когда мы начинали работу над «Призрачной нитью», – признался Дэй-Льюис. Сам фильм, кстати, он смотреть не захотел. – Помню, однажды мы с Полом много смеялись. А затем вдруг перестали – на нас резко нахлынула грусть. Это застало нас врасплох… Мне нужно осознавать ценность того, что я делаю. Работа должна быть жизненно важной. И, казалось бы, если зрители в это верят – мне надо успокоиться. Но в последнее время не удается. Так что я хотел бы подвести черту. Другими проектами заниматься не собираюсь. Всю жизнь я твердил о том, что с актерством пора завязывать. Почему на сей раз так оно и вышло – ума ни приложу. Но это желание давно укоренилось во мне, и сопротивляться ему я больше не в силах».
Разве не так уходят великие?
Комментарии