Кино

Ромком «Олень»: Кузьма Сапрыкин, рога и самоирония

Андрея (Кузьма Сапрыкин) и Настю (Ольга Веникова) в одном из столичных клубов сводит сама судьба. Точнее, световик, в чьи ежевечерние обязанности входит поиск двух одиноких сердец, которым подвыпившая толпа устраивает импровизированную свадьбу. Вариант не самый худший: в роли тамады – Дмитрий Хрусталев, в качестве бонуса – незапланированная брачная ночь. Утро выходит не таким романтичным, и, обменявшись колкостями, новоиспеченные муж и жена отправляются на работу. Он – в ресторанный кластер, где за умение находить общий язык с женщинами ему слишком многое прощают. Она – в контору по бракоразводным процессам.

Разумеется, по законам жанра герои еще встретятся. Тем более что на территории художественных допущений некоторые происшествия имеют магическое происхождение. Так, у Насти обнаруживается бабка-ведьма (Эра Зиганшина), которая, подглядев за ничего не подозревающим Андреем, весьма фривольно проводящим вечер, накладывает на парня страшное проклятие. Отныне, испытав хоть малейший прилив вожделения, он мгновенно обзаводится ветвистыми рогами. К счастью, эффект кратковременный, но для жизни все равно крайне неудобный.

Здесь, кстати, создатели мимолетно затрагивают тему лжи во благо – напрямую это не проговаривается, но не солги внучка бабке про жениха, чтобы ее успокоить, и не притворись эта самая бабка больной, чтобы сплавить внучку на время магического мероприятия, никаких проклятий и снимать бы не пришлось. В общем, хочешь не хочешь, а задумаешься. Это же отсутствие навязчивого морализаторства характеризует всю ленту: например, простодушный Андрей отчаянно недоумевает, почему ему раз за разом прилетает кармический бумеранг, и при этом никто не бросается истово разъяснять ему очевидные истины.

Разумеется, эта растерянность провоцирует часть гэгов, хотя гораздо большее их количество генерирует лучший друг героя Фил (Даниил Вахрушев), регулярно выдающий разрывные репризы, и сердобольная Настя, взявшаяся помочь несчастному. Андрей, впрочем, подхватывает шутку сам и даже превращает ее в подобие личного бренда – вполне себе очаровательному герою также не занимать самоиронии, умения быть искренним и легкости. Хотя в иные моменты последняя переходит в инфантильность – даже настоящую любовь, снимающую проклятие, он ищет исключительно как оперативное решение проблемы, а значит «не на всю жизнь».  

Во многом «Олень» работает так, как нужно, именно благодаря фактуре и таланту Кузьмы Сапрыкина – молодой актер прекрасно смотрится как в романтических эпизодах, раз за разом наглядно демонстрируя, почему его герою в амурных делах нет равных, так и в комедийных, где выражение его лица идет вразрез с остальной картинкой. Стоит отметить и отличную работу гримеров – на крупных планах рога выглядят очень естественно (как бы это ни звучало).

Подкупает и то, что главные герои по ходу сюжета не превращаются в совершенно других людей, а действительно меняются в лучшую сторону. Андрей, например, в очередной раз не упускает возможности воспользоваться своим положением, но на этот раз действует из чистого альтруизма. А Настя наконец находит в себе силы дать отпор несправедливости – в том числе в лице распутного босса (неожиданный Виктор Васильев). При этом границы пошлости авторы не переходят: череда «быстрых свиданий» вызывает прилив не стыда, но душевной теплоты, а определенные действия и даже фетиши за счет комической подачи выглядят невинно и забавно.

Кроме того, Андрей постоянно оказывается в ситуациях, где ему нужно добиться противоположного эффекта – скажем, продемонстрировать рога ради того, чтобы напугать мага-шарлатана, или наоборот провести важную бизнес-встречу, не растеряв концентрации. Тут на помощь приходит дружеский антикризис по принципу «дешево и сердито», так что изобретательность авторов тоже можно похвалить.

Штампы они также обыгрывают искусно – например, лекция Насти о том, как вести себя с женщинами, оказывается для главного интересанта практически бесполезной – в этом вопросе он и так обладает достаточной экспертизой. С другой стороны, для Фила она оборачивается очень даже полезными знаниями, и сюжетно эпизод срабатывает в отношении сразу нескольких героев.

Учитывая это, нельзя не отметить, что для части авторов «Олень» стал дебютом – это первый полный метр Михаила Соловьева, работавшего над избранными сезонами «Ивановых-Ивановых» и «Против всех», и оператора Александра Чаплинского, также до этого снимавшего исключительно сериалы. Сценарист Максим Кучин тоже впервые попробовал себя в новом формате, и ему удалось выдержать нужный баланс: откровенной затянутости в картине нет даже несмотря на то, что ее развязку зритель может предугадать еще до начала сеанса. 

Еще один плюс – яркие характерные артисты в эпизодических ролях. Это и Михаил Горевой, играющий бизнесмена, который в равной степени обожает охоту и свою донельзя избалованную дочь. И Екатерина Волкова в образе мамы Насти, не умеющей традиционно проявлять родительскую любовь. И Виктор Бычков, чей герой в молодости тоже не избежал проклятия. И Олег Каменщиков, задача которого в основном сводится к грозному размахиванию ружьем. Оно, кстати, происходит под нетленку Аиды Ведищевой, так что с музыкальной точки зрения ностальгически заряженный прилив хорошего настроения тоже гарантирован. А если не сработает – есть Мурат Насыров на титрах. Как говорится, контрольный выстрел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Какие солнцезащитные очки носили культовые киногерои

Только ли от солнца защищают летние очки? Глаза, как зеркало души, прячут от окружающих за темными стеклами, скрывая свои бессонные…

2 часа назад

В Театре наций шведскую пьесу «Фрекен Жюли» поставил режиссер из ЮАР

В Театре наций спектакль впервые поставил режиссер из ЮАР. На родине Джеймс Нобо руководит сразу тремя театрами, а его работы…

21 час назад

Страсти по Ремарку в «Модерне»

Когда у новой премьеры «Модерна» еще не было названия, но уже была первая фотография, даже беглый взгляд на нее обещал…

22 часа назад

Сергей Безруков вновь перевоплотился во Владимира Высоцкого

Сергей Безруков присоединился к команде проекта «Высоцкий. Высота». Это уникальное музыкально-цифровое шоу на стыке искусства и технологий, посвященное легендарному артисту,…

22 часа назад

«Дружба» с Полом Раддом: Злободневная драмеди о токсичном бромансе

У невротичного маркетолога Крэйга (Тим Робинсон) не особенно примечательная и скорее невеселая жизнь. На работе он не чувствует себя своим…

1 день назад

Полезай в робота, Нео: Фильмы, отдающие дань культовым аниме

Если вам кажется, что только аниме отсылает к кинематографу, – что, разумеется, происходит в промышленных масштабах, – а случаев обратного…

2 дня назад