Рецензии

Куда приводят мечты: «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» в Театре на Бронной

От Константина Богомолова принято ждать провокаций. Однако его новый спектакль подобным упованиям соответствует очень формально. Да, синопсис обещает «вампира-нациста Тузенбаха». Да, на стене затерянного в эстонской глуши дома, куда после революции переехала Ольга Прозорова (Дарья Жовнер) с мужем Карлом Фростом (Лера Горин), красуется портрет Адольфа Гитлера – жест настолько невероятный, что перед началом спектакля хочется подойти поближе к сцене и удостовериться в том, что это не обман зрения. Но «пороговый» шок-контент – лишь повод серьезно поговорить о шок-контенте совсем иного рода. И поговорить практически без тени улыбки, хотя обещанные отсылки к Тарантино в «Подлинной истории» на самом деле присутствуют.

Действие этой авторской пьесы, тщательно пересобранной Богомоловым из отрывков классики, исторических фактов и аллюзий на современность, как и чеховского оригинала, начинается с именин Ирины (Светлана Божатова) – не сестры, но одной из дочерей Ольги. Вместо 5 мая 1895 года – 24 сентября 1944-го, и в авторском прочтении этот день совпадает не только с годовщиной смерти ее отца, но и входом в Эстонию русских солдат. Немцы отступили накануне, и вопрос о том, чего ждать от тревожного настоящего сменился другим: чего ждать от не менее неясного будущего? Особенно после долгих лет оккупации, которая для одних обернулась прискорбным, но вынужденным соседством, а для других – вполне последовательным коллаборационизмом.

Довоенные детали биографии большого семейства – матери и ее почившего супруга, двух их дочерей, замужней Маши (Анастасия Морозюк) и Ирины, за которой ухаживает немец-барон (Евгений Перевалов), а также сына-врача (Сергей Городничий), женившегося на местной крестьянке, – не менее запутаны. Кто-то уехал на чужбину из-за обрушившихся прямо на них обломков империи. Кто-то, напротив, был принужден вернуться на малую родину, которую некогда променял на большие перспективы.

Родина здесь – принципиальное, основополагающее слово, и даже не в смысле тоски по утерянному прошлому, которая отчаянно примешивается к хандре о бессмысленном настоящем. Хотя и в этом смысле тоже – счастливые воспоминания камнем давят на всех уехавших, и выстраданная мечта о Москве с приходом Красной армии становится одновременно возможнее и невозможнее.

Начинается «Смерть Тузенбаха» с немецкого выговора и размеренно продолжается эстонским. На черном фоне исправно возникают субтитры, но как только герои переходят на русский, они послушно начинают работать в обратную сторону. Ирония в спектакле истощенная, почти механическая – как и действия мужчин, которые приходят и уходят, и женщин, которые остаются. На переутомление последних обращает внимание и контрразведчик Соленый (сам Константин Богомолов). «И всем надо улыбаться, да?» – ласково ободряет он растерянную Ирину, всем видом гарантируя спокойствие.

На этот раз иллюзия безопасности принимается на веру, хотя и всплывает в мире упорядоченного хаоса мрачно-ироничным маячком название Малиновки, где эстонец Паулюс (свободно управляющийся с непростым акцентом Никита Худяков), выросший сыном полка, повстречал свою невесту. Свадьбы не случилось – не выйдет и назначенной встречи «в шесть часов вечера после войны», но к безжалостности судьбы Соленый привык. Как и к спятившему времени, порождающему таких же спятивших людей.

Подобные анахронизмы («В шесть часов вечера…» вышел поздней осенью 1944-го, «Свадьба в Малиновке» – только в 1967-м) традиционно не стесняют постановщика. Напротив, добавляют ему явного азарта. Со звуковым сопровождением это тоже работает – трек Sincere из 2000-го создает удивительный резонанс с драматическим монологом Ольги. Ловко управляется Богомолов и с литературными референсами: от псевдонима, который взял брат покойного Карла Фроста (Богдан Жилин) – прямой отсылки к «Вишневому саду», до споров о монументальной фигуре Достоевского под наливку и холодец.

Слушать заявления сторон, облаченные в форму манифеста, увлекательно. И, кажется, безопасно – во всяком случае, из зрительного зала. Даже если третейским судьей выступает офицер СС (Марк Кондратьев). На любые вопросы он отвечает четко. До неловкости, заодно сбивающей любой моральный компас и вызывающей в зале неуверенные смешки – можно ли вообще над таким смеяться?

Но Богомолов-режиссер четко проводит черту допустимого, а Богомолов-актер берет на себя непростую задачу: сыграть олицетворение высшего суда. Неотвратимого, сурового – возмездие в последней инстанции, – но при этом не растерявшего человечности. Почти нежный цинизм в голосе Соленого в один момент разряжается подлинным (и соразмерно нецензурным) удивлением. В другой сменяется искренним сожалением. В его воле, принципах и методах, впрочем, сомневаться не приходится: след Ризе уже простыл, но майор ускользнувшего призрака непременно догонит и добьет – в привидение собственной матери стрелял и тут не промажет.

По Достоевскому, которого так часто вспоминают герои, остроумие не вяжется с правдой. Здесь же оно не вяжется с верой – и, возможно, именно оттого в «Смерти Тузенбаха» так мало злословия и так много сожалений, высказанных и затаенных. Смягчают градус напряжения и сентиментальные коллизии: тут есть любовь из жалости и любовь из страсти, любовь, побеждающая смерть, и любовь, так и не сумевшая ее одолеть. Осталась, хотя и весьма контурно, и дуэль между разведенными по разные стороны противниками, к которым дама их сердец, по крайней мере внешне, почти равнодушна – в силу возраста и обстоятельств.

Некоторые сентенции, которые произносят актеры, например: «Любовь – это бережно хранить не только тепло постели, но и ее холод», производят в зале мощный эффект. Но романтические байки неизбежно стираются под натиском реальности – какая именно половина в определении «вампир-нацист» страшнее, очевидно и без подсказок со стороны.

Карла Фроста в другом составе играет Константин Богомолов, Марию Фрост – Елена Степанян, барона Тузенбаха – Денис Бондаренко, Андрея Фроста – Иван Тарасов, Соленого – Никита Лукин и Рустам Ахмадеев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Трон: Арес»: Disney вытаскивает неоновые мотоциклы из гаража

В 1982 году на экраны вышел «Трон»: дерзкий эксперимент, в котором традиционная кинематографическая форма уступала место визуальной абстракции и философскому…

13 часов назад

Госдума наградила Никиту Михалкова медалью за вклад в развитие культуры

Председатель Союза кинематографистов России, народный артист Российской Федерации, актер, продюсер и режиссер Никита Михалков награжден медалью Государственной Думы за большой…

14 часов назад

«Три поросенка. Ой»: Знакомые герои сказки Сергея Михалкова и все-все-все

Театр на Таганке представил свой первый кукольный спектакль «Три поросенка. Ой». Дебют получился настолько удачным, что его можно рекомендовать даже…

17 часов назад

Как рисунки, сказки и игры оживают в кино

Не секрет, что в кино возможно все – зверушки здесь заговаривают человеческими голосами, а предметы интерьера, продукты, машины, деревья и…

23 часа назад

Самые ожидаемые российские премьеры ближайшего будущего

Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Масштабная костюмная драма про белую эмиграцию, добрая новогодняя…

2 дня назад

Новый фильм Йоргоса Лантимоса покажут только лысым

Лос-анджелесский кинотеатр «Калвер» продемонстрирует последнюю киноработу видного абсурдиста Йоргоса Лантимоса «Бугония» совершенно бесплатно всем желающим. Но с условием: эти самые…

2 дня назад