Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Профессия: труп. Как актеры изображают мертвецов

Профессия: труп. Как актеры изображают мертвецов

12 сентября 2025 /
Профессия: труп. Как актеры изображают мертвецов
«Семь» (1995)

Занимательные истории из-за кулис «Жмурок», «Семи» и «C.S.I.».

Они не завоевывают «Оскары». Не блистают на красных дорожках. Не получают звезд на «Аллее славы». Порой даже в титры не попадают. Хотя без их участия не могут обойтись многие фильмы и сериалы. Те, в частности, где кому-то нужно умереть. Не главному герою, конечно. А эпизодическому персонажу, который может играть определенную роль в сюжете, а может просто быть частью антуража. О подобных актерах, чьей визитной карточкой стало исполнение ролей трупов, мы сегодня и поговорим – благо на их долю выпадали такие невзгоды, что именитым коллегам и не снилось.

 Чак Лэмб

Как актеры изображают мертвецов

В середине нулевых айтишник из Огайо Чак Лэмб жил, не тужил с любимой супругой и на обывательский быт в общем не жаловался. Однако в глубине души мечтал о высоком – карьере в кино. 47-летний мужчина понимал, что вторым Шоном Коннери ему не стать. И мыслил рационально, надеясь извлечь максимум из своих дарований. Суперспособность его заключалась в умении эффектно лежать (а также сидеть) в разных позах. О чем он и поведал миру, запустив в декабре 2005-го сайт deadbodyguy.com со снимками, на которых красовался Чак, «умерший» тем или иным способом. То его гаражной дверью защемляло, то он с лестницы падал, то в тарелке с супом захлебывался. Все ради того, чтобы привлечь внимание кастинг-агентов и мелькнуть в эпизоде «C.S.I.» или «Закона и порядка», где свежие тела всегда ко двору.

За три недели deadbodyguy.com посетило 300 тыс человек, и Лэмб, что называется, завирусился. Его обсуждали по радио и ТВ, ему посвящали заметки в печатной прессе, заваливали просьбами об интервью. Скромная мечта простого работяги – прославиться за счет роли трупа – удивительным образом нашла отголосок в сердцах людей по всему миру (почему-то Чак оказался особенно популярен в Испании). Вскоре Лэмба позвали на кинофестиваль в Лос-Анджелесе, чтобы он изобразил мертвое тело на красной дорожке и получил почетный приз за саморекламу.

Когда его имя впервые попало в титры сериала («Все лучшее в тебе»), Чак был на седьмом небе от счастья. «Я чувствовал себя лысой Золушкой ростом 180 см и весом 100 кг!» – радовался целеустремленный артист, впоследствии не раз отмечавший, какая колоссальная выдержка требуется для подобных ролей. К сожалению, после 12 лет в киноиндустрии ему пришлось уйти на покой из-за травмы спины. Однако мечту он все-таки осуществил.

Джош Нэлли

Джош Нэлли

Судьба вознаградила за терпение и Джоша Нэлли (сейчас ему 45), управляющего ресторана в Кентукки. Как и Чак Лэмб, он желал засветиться на экране в неживом состоянии. На протяжении года Джош публиковал в TikTok ролики с собой любимым, валяющимся где-нибудь в окрестностях собственного дома. Возле пикапа, в ручье, у ствола дерева или просто на травке. Периодически Нэлли менял позы и добавлял музыку (включая Джонни Кэша) и реквизит, вроде просыпанных вещей, но только не кровавый грим – во избежание конфликтов с менеджерами платформы. Не менялся лишь принцип: после пары глубоких вдохов Нэлли задерживал дыхание на 25 секунд, пока его запечатлевали приятели или телефон, прикрепленный на штатив. Пересматривая старые материалы, он совершенствовал техники, чтобы его не выдавала вздымающаяся грудь. И подыскивал удобные локации без камней и колючек.

На двухсотом ролике мечта энтузиаста сбылась – ему предложили местечко в шестом эпизоде сериала «CSI: Вегас». Цитируя шоураннера Джейсона Трэйси, «возможно, за всю историю телевидения никто не проходил столь тщательного отбора на роль без слов». Джош не поверил своему счастью, но после обмена имейлами понял, что это не пранк, и махнул в Лос-Анджелес. Радостную новость он сообщил подписчикам в ролике № 321, приняв горизонтальное положение на голливудской «Аллее славы», рядом со звездой Марг Хельгенбергер (2 номинации на «Эмми» и «Золотой глобус» за оригинальный «C.S.I.»).

В «Вегасе» Нэлли сыграл тело из морга, которое недавно вскрывали, поэтому ему 2 часа наносили грим. Таращиться следовало в одну точку – даже если глаза были закрыты, двигать глазными яблоками запрещалось. Съемки длились 5 часов. Все это время Нэлли лежал на металлической каталке, согреваясь с помощью грелки. За роль ему ничего не заплатили, но с философской позиции полученные Джошем уроки бесценны. «Я могу смотреть смерти в лицо и не особо переживать из-за этого, ведь я столько раз видел себя мертвым», – убежден человек-труп.

Актеры из фильма «Семь»

«Семь»

В культовом детективе Дэвида Финчера убийства от рук загадочного Джона Доу происходят за кадром – напарники Миллз и Сомерсет видят лишь результаты его зверств. И связаны эти результаты с группой смельчаков, изобразивших жертв смертных грехов. Сперва на экране появляется сценарист Эндрю Кевин Уокер в камео: именно его «труп» обнаруживает Сомерсет в открывающих сценах (Доу здесь не виноват – бедняга стал жертвой домашнего насилия). Уокер вспоминал, что лежать в холодной искусственной крови было чертовски некомфортно, и его некстати догнала паническая атака. Эндрю так и подмывало сбежать, но он остался, поскольку не хотел все испортить. Что касается Доу, то первой его добычей стал герой Боба Мака, умерший из-за чревоугодия: актеру приходилось 10 часов в день носить тяжелый протез, вдобавок его донимали тараканы, просочившиеся в нижнее белье.

На Джина Боркана (адвокат Элай Гулд) в сцене жадности вылили 4,5 литра бутафорской крови, предварительно раздев его до белья и связав по рукам и ногам. Жидкость оказалась настолько густой, что колени мужчины прилипли к полу. Майкл Рид МакКей (драгдилер Виктор) на прослушивании должен был лежать на полу и медленно поворачивать лицо к камере, чтобы сыграть жертву лени, которую Доу на протяжении года держал привязанной к кровати. На съемках ему 14 часов наносили сложный «разлагающийся» грим. На «моторе» требовалось не дышать, и МакКей задерживал дыхание, создавая иллюзию смерти Виктора. Причем Финчер не сообщил артистам-спецназовцам, что им предстояло обнаружить не манекен, а коллегу. И когда по сюжету Майкл вдруг начал кашлять, бравые SWATовцы аж подскочили. Этот кадр в итоге и вошел в фильм. А во время последующего просмотра «Семи» сцена испугала даже самого МакКея!

Кэт Мюллер – жертва похоти – была не актрисой, а декоратором. Как-то раз ассистент режиссера отвел ее в сторонку и поинтересовался, не хочет ли она сыграть одну из «клиенток» Доу, отвесив между делом комплимент ее внешним данным. Мюллер согласилась – за то, что она по 6 часов в день (сцену снимали 2 дня) была обнаженной привязана к постели, вся в искусственной крови и с кляпом во рту, девушке заплатили 500 баксов. Впрочем, старалась она не ради денег: главным бонусом стал шанс «раздеться перед Брэдом Питтом». Наконец, в модель с отрезанным носом (жертву гордыни) перевоплотилась красавица Хайди Шанц. Ее нос заклеили пластырем, лицо обмотали марлей, а фальшивую кровь на нее наносил лично Финчер. «Ты слишком увлекаешься этим, Дэвид», – заявила Шанц. «Во мне живут демоны, которых ты не можешь даже вообразить», – ответил уважаемый постановщик.

Актеры из фильма «Жмурки»

«Жмурки»

К созданию народного хита «Жмурки» в Нижнем Новгороде Алексей Балабанов подошел с фантазией. На всех аспектах производственного процесса мы, конечно, останавливаться не будем, а сконцентрируемся исключительно на сценах в морге, которые на самом деле снимали в Ковалихинских банях. Снимали на протяжении двух дней: за каждый десяти актерам из местного театра, изображавшим трупы, отстегивали по 1500 рублей. В эту сумму входили следующие услуги: догола раздеть, серо-синей краской намазать, шрамы/трупные пятна/пулевые ранения дорисовать («я никогда не видел, чтобы нарисованный шрам выглядел так реалистично», – клялся артист Виктор Устинов). Едва съемки заканчивались, «трупы» отмывались в этих же банях, смущая обычных клиентов.

Когда в морге завязалась стрельба, некоторые мертвецы вздрагивали от неожиданных звуков выстрелов. Так что Балабанов настраивал их на нужный лад мотивационным возгласом: «Трупы, приготовились, пли!». Позже на осмотр морга после перестрелки прибудет криминальный авторитет Михалыч в исполнении Никиты Михалкова, и пока снимали эпизод с его участием, один из «трупов» чихнул. «Будь здоров», – сказал Никита Сергеевич. Вообще мертвая массовка оказалась на диво живой: несмотря на убедительный грим, заметно, что время от времени у людей «дышат животы».

Дэниэл Рэдклифф

«Человек-швейцарский нож»

Разбавим сборную звезд эпизода товарищем, которому однажды тоже довелось сыграть труп, причем на ведущей позиции. Речь о Дэне Рэдклиффе в эксцентричной комедии «Человек-швейцарский нож», где герой Пола Дано попадает на необитаемый остров и обнаруживает многофункциональное мертвое тело, помогающее ему справляться с разными бытовыми ситуациями. Поскольку события разворачиваются в абсурдной системе координат, тело может говорить, а еще у него есть что-то вроде характера: после утверждения на роль Рэдклиффа труп из циничного скептика, каким ему полагалось быть по сценарию, превратился в более, скажем так, приятного собеседника.

«Моей единственной обязанностью было лежать неподвижно и ни черта не делать», – вспоминал о съемках экс-Поттер, для которого первые 20 минут свелись к dolce far niente. Хотя периодически он боролся с желанием расхохотаться – слишком, дескать, уморительно импровизировал Дано, да и текст был дико веселым. Под руководством режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта Рэдклифф много экспериментировал со своей пластикой, выражая эмоции чисто физическим языком, – как правило, просто принимая конкретную позу. На стадии грима его лицу придавали бледность и акцентировали вены, делая его «чуть мертвее, чем оно обычно выглядело», а сам Рэдклифф придумал герою голос – с учетом трупного окоченения – и взгляд (один глаз открыт шире другого).

«Ты впадаешь в извращенное состояние наслаждения своим дискомфортом, – рассказывал актер. – Большую часть времени мне было, пожалуй, гораздо удобнее, чем оно кажется на экране… Главная задача заключалась в том, чтобы сделать персонажа не зомбарем, а скорее эдаким волшебным мертвецом, не превращая его в нечто из «Ходячих».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: