Рецензии

Данила Козловский против токсичной нормальности в сериале «Люся»

На стриминге Premier 14 июля стартовал занимательный сериал «Люся». Занимательный сразу по нескольким причинам. Во-первых, снял его серьезный молодой режиссер Иван Твердовский, который начинал с документальных короткометражек, ярко дебютировал в полном метре с драмой «Класс коррекции» (2014), а в 2020-м представил реконструкцию трагедии «Норд-оста» в фильме «Конференция».

Во-вторых, Данила Козловский играет здесь совершенно непривычного персонажа: он не герой-любовник, да и вообще не герой. В-третьих, жанровая мобильность, которой обладает «Люся», выглядит не натужной попыткой набрать всего по верхам, но адекватным и умелым способом подать обычные проблемы под необычным соусом.

Сериал сходу предлагает несколько типичных ситуаций для оценки происходящего: 10 минут – и мы в игре. Вот семья с двумя детьми, дурацкая ситуация в школе, еще более дурацкая ситуация в кафе. А в центре этого всего – кудрявый милашка Сеня (Козловский), «терпила» по словам жены, который и сам себя не уважает, однако не глупец и даже неплохой отец. Ах да, самое главное: колонку он разработал самообучаемую – Люся зовут. То ли девушка, то ли видение, но проблем от нее больше, чем решений.

Обычные ситуации обыграны с любопытным разнообразием. То младшая дочка с игрушечным окровавленным топором в конфликт с учительницей ввязывается, то начальник вцепляется в спину Сени массажером-дрелью в попытке расслабить «лучшего работника», то, стремясь отыграться за обиду, наш персонаж оказывается в объятиях чужой жены…

Отличаются, но ведут все равно в одну сторону: Сеня – не-у-дач-ник. Но парень очень хороший, даже правильный, даже слишком. И мимо пройти не может, когда кому-то плохо, но и вмешаться трусость не позволяет. И вот тут как раз подключается гибкость «Люси», которая как колонка помогает своему создателю в проблемах разобраться, а как сериал – прорабатывает житейские ситуации, всем до боли знакомые, в разных жанрах.

От комедии, когда учитель демонстрирует синяк – увечье, нанесенное девочкой с топором, до триллера, когда Сеня видит во сне тюрьму и себя в роли «опущенного». Кошмар, к слову, нашему герою снится неспроста: влипать в истории ему удается так же хорошо, как умные колонки делать. Ну и пока на экране происходит почти типичная «жиза», Сеня, не доверяясь ровно никому, кроме этой самой колонки, проходит все круги своего непредсказуемого развития. В момент, когда с ним происходят перемены, меняется визуал и саундтрек, который сходу завоевывает симпатию кавером на песню Nirvana. А предугадать, до чего главный герой додумается и на что решится в следующий момент, совершенно невозможно. Потому что его соратница «Люся» и к видеокамерам доступ имеет, и дипфейки знает, куда воткнуть, и в психоанализе разбирается – тут уже и жена не нужна, и проблемы с законом нипочем.

И вот, стоило только поверить в то, что главный герой – чистейшей воды ботаник, как он делает финт – тут уж без спойлеров – и предстает в новом свете. А казалось, что Сеня такой навеки: Данила Козловский ну очень убедителен, даже странно, что в эпоху переосмысления маскулинности он только-только добрался до роли чувствительного парня. И вот что занятно: его буквально все пытаются переделать, неправильный он какой-то, грубить и драться не любит, жене верен, не медитирует, не ходит к мозгоправу. 

Не только Козловский хорош – каст в целом весьма удачен. Дарья Савельева, например, очаровательно воплотила как будто бы нормальную жену Сени, у которой и не сказать, что все в порядке с головой. Кристину Асмус вообще не узнать в роли Нины, молодой жены немолодого и нечестного политика. Дерзкая, красивая, сексуальная, а главное – искусный манипулятор, на чьи приемы быстро реагирует главный герой, сам того не осознавая. А босса Сени сыграл Иван Макаревич, очень удачно исполнивший одиночество, помноженное на гиперактивность.

В сериале отыграны самые разные темы, от домашнего насилия и полицейского беспредела до семейного недопонимания и психолога, который верит в переселение душ. При этом так ловко они встроены в историю главного героя, что как будто просто создают яркий фон, без морализаторства. Чем закончится история Сени и чем в его жизни является ИИ «Люся» – добром или злом, – нам еще предстоит узнать: сериал продолжит выходить до 8 августа. Но его уже можно назвать одним из самых любопытных проектов лета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

8 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

9 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

14 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

15 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

19 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад