Решиться на постановку «Дамы с камелиями» по одноименному роману Александра Дюма в Театре на Трубной Дмитрию Астрахану помогла Валерия Ланская, «поскольку браться за этот сюжет без актрисы бессмысленно: Маргарита Готье должна быть и умной, и красивой, и аристократичной, и в чем-то вульгарной». Сухраба Хайлобекова, исполнителя Армана Дюваля, постановщик охарактеризовал как «абсолютного красавца, насчет которого у женской половины вопросов не будет».
В обоих случаях Астрахан оказался прав: от ведущей пары действительно не отвести глаз. Даром что режиссер постоянно разводит их по разные стороны зала: сначала пространство разделяет их из мнимых правил приличия, затем становится преградой, спасающей от искушения.
Наблюдать за происходящим лучше из середины ряда – тогда сохраняется возможность переводить взгляд с Маргариты на Армана и обратно. Но велик риск головокружения: уловить все детали – пылкий взгляд, счастливую улыбку, дрожащие пальцы – почти невозможно. Разве что поймать нужное отражение в зеркалах, расположенных за спинами героев.
Происходящее регулярно вторгается в зал, хотя персонажи с публикой не смешиваются, развлекая последних легкомысленными песенками и колкими, но, в общем-то, безобидными комментариями. Здесь принято говорить правду, какой бы неприятной она ни была: куртизанки не стесняются своей продажности, а аристократы не заводят разговоры о чести.
Прямолинейность выражается не только вербально: дымка, окружающая спальню Маргариты, почти не скрывает происходящего на любовном ложе, а сама Готье переодевается прямо на сцене, меняя одно роскошное платье на другое. Ложь только ранит чувства и продлевает агонию: фраза «Все хорошо! Видишь, я улыбаюсь» дважды служит предвестником большого несчастья.
Метания любовников напоминают сюжет «Собаки на сене», где выбор тоже стоял между чувствами и честью, но в «Даме с камелиями» речь идет о чести другого человека, и это полностью меняет игру.
Арман оказывается слишком влюбленным и слишком неопытным, чтобы видеть картину целиком. Но парадокс в том, что его поведение не просто провоцирует губительные эмоциональные перепады, но в итоге ведет к тому самому очищению через страдания. Не будь он таким пылким ревнивцем, не нарушай он так бесстыдно собственные обещания, Дюваль бы так и не понял, в чем был не прав.
Хайлобеков уверенно чувствует себя в роли романтического героя: в его копилке премьерные «Безумные влюбленные» по Шекспиру и «Женское счастье», где он тоже играет в паре с Ланской. Артисты безоглядно доверяют друг другу, из-за чего сложный материал приобретает нужный объем и нюансы.
Еще до премьеры Дмитрий Астрахан обещал превратить «Даму с камелиями» из мелодрамы в трагедию, но на самом деле эта трансформация оказывается чуть сложнее. Мужчины без сердца, на которых Маргарита так полагалась, действительно приводят ее к краху, но очевидна здесь и сатира – некоторые персонажи слишком рельефны, чтобы быть выходцами из любовного романа.
В первую очередь это касается многочисленных знакомых Готье, среди которых особенно выделяется грозная фигура барона Анри Тюрена (Иван Мамонов), перепридуманного режиссером заново. Своеобразному антиподу главного героя деньги и власть позволяют демонстрировать и наигранную благожелательность, и сумасшедший гнев.
Остальные слишком заняты собственным благополучием в праздной суете – блеск и нищета Парижа предстают перед зрителем во всей своей полноте. И в деталях – в нишах прячутся каменные гаргульи, а в гигантских вазах цветут те самые камелии. Неудивительно, что в финале несложно поверить в то, что за окном и в самом деле искрится чистейший снег, а не светит по-летнему теплое солнце.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…