Журнал

«Дама с камелиями»: Блеск и нищета Парижа

Решиться на постановку «Дамы с камелиями» по одноименному роману Александра Дюма в Театре на Трубной Дмитрию Астрахану помогла Валерия Ланская, «поскольку браться за этот сюжет без актрисы бессмысленно: Маргарита Готье должна быть и умной, и красивой, и аристократичной, и в чем-то вульгарной». Сухраба Хайлобекова, исполнителя Армана Дюваля, постановщик охарактеризовал как «абсолютного красавца, насчет которого у женской половины вопросов не будет». 

В обоих случаях Астрахан оказался прав: от ведущей пары действительно не отвести глаз. Даром что режиссер постоянно разводит их по разные стороны зала: сначала пространство разделяет их из мнимых правил приличия, затем становится преградой, спасающей от искушения.

Наблюдать за происходящим лучше из середины ряда – тогда сохраняется возможность переводить взгляд с Маргариты на Армана и обратно. Но велик риск головокружения: уловить все детали – пылкий взгляд, счастливую улыбку, дрожащие пальцы – почти невозможно. Разве что поймать нужное отражение в зеркалах, расположенных за спинами героев.

Происходящее регулярно вторгается в зал, хотя персонажи с публикой не смешиваются, развлекая последних легкомысленными песенками и колкими, но, в общем-то, безобидными комментариями. Здесь принято говорить правду, какой бы неприятной она ни была: куртизанки не стесняются своей продажности, а аристократы не заводят разговоры о чести.

Прямолинейность выражается не только вербально: дымка, окружающая спальню Маргариты, почти не скрывает происходящего на любовном ложе, а сама Готье переодевается прямо на сцене, меняя одно роскошное платье на другое. Ложь только ранит чувства и продлевает агонию: фраза «Все хорошо! Видишь, я улыбаюсь» дважды служит предвестником большого несчастья.

Метания любовников напоминают сюжет «Собаки на сене», где выбор тоже стоял между чувствами и честью, но в «Даме с камелиями» речь идет о чести другого человека, и это полностью меняет игру.

Арман оказывается слишком влюбленным и слишком неопытным, чтобы видеть картину целиком. Но парадокс в том, что его поведение не просто провоцирует губительные эмоциональные перепады, но в итоге ведет к тому самому очищению через страдания. Не будь он таким пылким ревнивцем, не нарушай он так бесстыдно собственные обещания, Дюваль бы так и не понял, в чем был не прав.

Хайлобеков уверенно чувствует себя в роли романтического героя: в его копилке премьерные «Безумные влюбленные» по Шекспиру и «Женское счастье», где он тоже играет в паре с Ланской. Артисты безоглядно доверяют друг другу, из-за чего сложный материал приобретает нужный объем и нюансы.

Еще до премьеры Дмитрий Астрахан обещал превратить «Даму с камелиями» из мелодрамы в трагедию, но на самом деле эта трансформация оказывается чуть сложнее. Мужчины без сердца, на которых Маргарита так полагалась, действительно приводят ее к краху, но очевидна здесь и сатира – некоторые персонажи слишком рельефны, чтобы быть выходцами из любовного романа.

В первую очередь это касается многочисленных знакомых Готье, среди которых особенно выделяется грозная фигура барона Анри Тюрена (Иван Мамонов), перепридуманного режиссером заново. Своеобразному антиподу главного героя деньги и власть позволяют демонстрировать и наигранную благожелательность, и сумасшедший гнев.

Остальные слишком заняты собственным благополучием в праздной суете – блеск и нищета Парижа предстают перед зрителем во всей своей полноте. И в деталях – в нишах прячутся каменные гаргульи, а в гигантских вазах цветут те самые камелии. Неудивительно, что в финале несложно поверить в то, что за окном и в самом деле искрится чистейший снег, а не светит по-летнему теплое солнце.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Французская утонченность: За что мы любим Леа Сейду

Режиссер Бертран Бонелло называет ее «Катрин Денев своего поколения». Массовый зритель знает ее как главную любовь Джеймса Бонда, в то…

2 часа назад

«Верни ее из мертвых»: Все смешалось в доме Салли Хокинс

17-летний Энди (Билли Бэррэтт) и его слабовидящая сестра Пайпер (Сора Вон) теряют отца. Потому до совершеннолетия старшенького их отправляют на…

7 часов назад

IX «Горький fest» посвятят авангарду в кино и отечественном искусстве

Организаторы «Горький fest-2025», фестиваля нового российского кино, представили программу и жюри. Смотр откроет драмеди Романа Артемьева «Беги» с Михаилом Пореченковым…

1 день назад

«Бриллиантовая бабочка» взмахнет крыльями в ноябре

Вручение дебютной премии Евразийской киноакадемии «Бриллиантовая бабочка» вместо ранее заявленной даты (5 декабря) пройдет 24 ноября 2025 года в Москве.…

1 день назад

Бабки-ежки отечественного кинематографа

Еще несколько лет назад казалось, что пора киносказок безвозвратно ушла, однако «Последний богатырь» вернул интерес публики и кинодеятелей к фольклорным…

1 день назад

Какие солнцезащитные очки носили культовые киногерои

Только ли от солнца защищают летние очки? Глаза, как зеркало души, прячут от окружающих за темными стеклами, скрывая свои бессонные…

1 день назад