Написанные в 1904 году Максимом Горьким «Дачники» – не самое почитаемое произведение писателя и не из тех, что не сходят с театральных подмостков, но их созвучие с сегодняшним днем удивительно. А потому и интерес Константина Богомолова к пьесе вполне понятен.
Да, режиссер по своему обыкновению перенес действие в наши дни. Вместо дачи тут – шикарная вилла на «сказочном» Бали, а вместо дореволюционной интеллигенции на веранде с видом на океан за бутылкой виски (и не только) скучает современная элита – успешные и не очень предприниматели, их жены и любовницы.
Наконец, вместо разговоров о проблемах 120-летней давности – пересуды, как любит Константин Юрьевич, максимально по повестке, включая СВО (в частности, парень одной из героинь собирается добровольцем на фронт, и она рвется к нему в Москву, а выбор Бали объясняется тем, что в Куршевеле одни украинцы). Однако на деле все то же самое.
Да и что тут переделывать? «Интеллигенция – это не мы! Мы что-то другое… Мы – дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим», – бичует себя у Горького Варвара Михайловна, которую на Бронной играют в паре Елизавета Базыкина и Александра Ребенок. Этот монолог, объясняющий подлинный смысл названия пьесы, – прекрасная иллюстрация того, что годы идут, а люди не меняются. Во всяком случае, эти – кого почему-то принято считать элитой страны. И очевидно, что обличение самопровозглашенной элиты – и есть основная цель спектакля.
Приемы Богомолова, его фирменный почерк, видны сразу и во всем. Это и аскетичная сценография, заточенная на то, чтобы смотреть можно было с двух противоположных сторон (в задней части сцены установлены дополнительные ряды кресел). Это и его любимые экраны, на которые крупно проецируются лица актеров, чтобы зрители даже на галерке видели каждую эмоцию на их лицах. Это и приветы реальным людям.
Если в третьем действии его «Гамлета in Moscow», где сюжет переносится на Каннский кинофестиваль, фигурируют известные кинокритики с издевательски измененными фамилиями вроде Стаса Тытыркина, то в «Дачниках на Бали» литератор Яков Шалимов (Игорь Миркурбанов) переименован в Бориса и стал музыкантом. А чтобы всем было понятно, о ком конкретно в спектакле речь, в какой-то момент за сценой врубается «Город золотой» (вот вам, собственно, и ответ на вопрос, при чем тут «Асса»). Иноагент прилетел развлекать уехавших богатых соотечественников – логично, на родине это невозможно, а деньги нужны.
Куда сложнее с центральными героями – олигархом Басовым (Дмитрий Куличков) и его другом Сусловым (Лера Горин). Тут параллели не так очевидны. Например, банкир Суслов сбежал, украв деньги вкладчиков, болен раком, беспробудно пьет и лупит жену-актрису, которую подозревает в изменах. Богатый образ, похожий на всех и сразу.
Другое дело, что все это совершенно неважно, и поймут зрители, кто зашифрован, или нет – значения не имеет. Автор нашумевшего «Манифеста», Богомолов последовательно деклассирует всех, кто дистанцируется от народа – олигархов, творческую псевдоинтеллигенцию, так называемых лидеров мнений… И дистанцируется от них сам.
Финал спектакля почти по классике – «Короче, все умерли». Почти, потому что не все. Но мысль «Туда вам всем и дорога», равно как и «Никого не жалко, никого…» (жаль, под занавес играет «Прекрасное далеко», а не хит Шнура), считывается без труда. И если уж автору настолько не жалко своих героев, то нам и подавно.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…