Театр

«Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя»: Размышления скучающей элиты на сцене Театра на Бронной

Написанные в 1904 году Максимом Горьким «Дачники» не самое почитаемое произведение писателя и не из тех, что не сходят с театральных подмостков, но их созвучие с сегодняшним днем удивительно. А потому и интерес Константина Богомолова к пьесе вполне понятен.

Да, режиссер по своему обыкновению перенес действие в наши дни. Вместо дачи тут шикарная вилла на «сказочном» Бали, а вместо дореволюционной интеллигенции на веранде с видом на океан за бутылкой виски (и не только) скучает современная элита успешные и не очень предприниматели, их жены и любовницы.

Наконец, вместо разговоров о проблемах 120-летней давности пересуды, как любит Константин Юрьевич, максимально по повестке, включая СВО (в частности, парень одной из героинь собирается добровольцем на фронт, и она рвется к нему в Москву, а выбор Бали объясняется тем, что в Куршевеле одни украинцы). Однако на деле все то же самое.

Фото: Театр на Бронной

Да и что тут переделывать? «Интеллигенция – это не мы! Мы что-то другое… Мы – дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим», бичует себя у Горького Варвара Михайловна, которую на Бронной играют в паре Елизавета Базыкина и Александра Ребенок. Этот монолог, объясняющий подлинный смысл названия пьесы, прекрасная иллюстрация того, что годы идут, а люди не меняются. Во всяком случае, эти кого почему-то принято считать элитой страны. И очевидно, что обличение самопровозглашенной элиты и есть основная цель спектакля.

Приемы Богомолова, его фирменный почерк, видны сразу и во всем. Это и аскетичная сценография, заточенная на то, чтобы смотреть можно было с двух противоположных сторон (в задней части сцены установлены дополнительные ряды кресел). Это и его любимые экраны, на которые крупно проецируются лица актеров, чтобы зрители даже на галерке видели каждую эмоцию на их лицах. Это и приветы реальным людям.

Фото: Театр на Бронной

Если в третьем действии его «Гамлета in Moscow», где сюжет переносится на Каннский кинофестиваль, фигурируют известные кинокритики с издевательски измененными фамилиями вроде Стаса Тытыркина, то в «Дачниках на Бали» литератор Яков Шалимов (Игорь Миркурбанов) переименован в Бориса и стал музыкантом. А чтобы всем было понятно, о ком конкретно в спектакле речь, в какой-то момент за сценой врубается «Город золотой» (вот вам, собственно, и ответ на вопрос, при чем тут «Асса»). Иноагент прилетел развлекать уехавших богатых соотечественников логично, на родине это невозможно, а деньги нужны.

Куда сложнее с центральными героями олигархом Басовым (Дмитрий Куличков) и его другом Сусловым (Лера Горин). Тут параллели не так очевидны. Например, банкир Суслов сбежал, украв деньги вкладчиков, болен раком, беспробудно пьет и лупит жену-актрису, которую подозревает в изменах. Богатый образ, похожий на всех и сразу.

Фото: Театр на Бронной

Другое дело, что все это совершенно неважно, и поймут зрители, кто зашифрован, или нет значения не имеет. Автор нашумевшего «Манифеста», Богомолов последовательно деклассирует всех, кто дистанцируется от народа олигархов, творческую псевдоинтеллигенцию, так называемых лидеров мнений… И дистанцируется от них сам.

Финал спектакля почти по классике «Короче, все умерли». Почти, потому что не все. Но мысль «Туда вам всем и дорога», равно как и «Никого не жалко, никого…» (жаль, под занавес играет «Прекрасное далеко», а не хит Шнура), считывается без труда. И если уж автору настолько не жалко своих героев, то нам и подавно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Деми Мур и Тимоти Шаламе получат звезды на «Аллее славы»

Голливудская торговая палата объявила имена деятелей культуры, которые в 2026 году будут удостоены звезды на «Аллее славы» в Лос-Анджелесе. В…

1 час назад

«Назад в будущее» – 40 лет: Как в кино изображались путешествия во времени

3 июля 2025 года исполняется 40 лет с выхода в мировой прокат культового фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее» –…

3 часа назад

Загнанных лошадей пристреливают, или куда привела «Игра в кальмара»

Если первый сезон «Игры в кальмара» можно обозначить как изысканный деликатес, то заключительные серии окончательно трансформировали сериал в простенькую закуску…

5 часов назад

Трагедия положения: Рецензия на сериал «Что-то положительное»

В жизни 17-летней альтушки Насти (Таисья Калинина), кажется, все не так и все не то – родители (Любовь Толкалина и…

10 часов назад

«Воздух» и «В списках не значился» покажут на кинофестивале в Чунцине

С 3 по 7 июля в Чунцине пройдет Кинофестиваль стран Шанхайской организации сотрудничества. В его программу вошли пять российских фильмов,…

1 день назад

Интервью с Антоном Хабаровым: «Мне нравится женский взгляд на кино»

Антон Хабаров очень избирателен в ролях, зато в каждую он действительно вкладывает всего себя. Именно поэтому любой новый проект с…

1 день назад