45 лет исполняется актеру, который за счет харизмы вытягивает даже патовые сцены.
Бенедикта Камбербэтча можно любить за многое. Как минимум актер вернул популярность произведениям Артура Конан Дойла – в момент выхода первого сезона «Шерлока» продажи классики выросли на 180%. Вообще британец вытащил из забытья многих героев – на его счету минимум два десятка исторических фигур. Однако любим мы его не только за запоминающуюся внешность и безграничный талант, но и за истинно английский юмор, который находит свое проявление в любых, даже самых трагедийных историях, в которых задействован актер. Вспоминаем случаи, когда шутки, прозвучавшие из уст звезды, добавляли немало очков и его персонажам.
Разумеется, большую роль в умении произвести нужное впечатление играет комический дар самого Бенедикта. Камбербэтчу, подобно профессиональному стэндап-комику, часто приходится отшучиваться и в реальной жизни. И это неудивительно, учитывая то, сколько раз он высказывался про собственную внешность («Мое лицо – смесь выдры и чего-то, что люди называют неуловимо привлекательным») и труднопроизносимую фамилию («звучит так, как будто кто-то пукнул в ванной»).
Впрочем, делает он это не из-под палки – стоит только вспомнить многочисленные фотобомбы на различных церемониях и его яркие выступления на ток-шоу. Бенедикт легко отбрасывает любые предубеждения. Флер вышколенности тоже исчезает, как по волшебству: Камбербэтч способен прыгнуть на гигантского плюшевого медведя в студии Грэма Нортона, сыграть в «Операцию» с Элен ДеДженерес, там же выругаться от испуга при виде «Железного человека» и исполнить на камеру песенку про то, что он «хрупкий маленький чайник».
Кроме того, Камбербэтч участвовал в нескольких скетч-шоу, в начале карьеры озвучивал «Симпсонов», снялся в довольно отвязном, хоть и по-британски сдержанном сериале про секс «Немного за сорок»… Да и сейчас звезда активно включается в любые телевизионные активности и совсем не прочь, как и другая британская звезда, Том Хиддлстон, спародировать парочку-другую селебрити. В общем, анамнез приличный.
Как и любой англичанин, Бенедикт часто использует dry humor – когда несусветные глупости произносятся с максимально серьезным выражением лица. Это фишку он довел до совершенства в «Шерлоке» (2010-2017), где его герой частенько никак не может взять в толк, отчего окружающие буквально покатываются от хохота. Подобное используется и в «Докторе Стрэндже» (2016), где трагическое содержание обыгрывается в парадоксально комической форме. Герой Камбербэтча – талантливый хирург, по собственной глупости лишившийся своего дара, – проходит череду невероятных и часто нелепых приключений, которые быстро сбивают с него спесь и надменность.
И если Стефан Стрэндж не понимает и не принимает происходящее, то сам актер играет персонажа на грани, грозя вот-вот сломать четвертую стену: он-то в курсе, что его герой находится в кинокомиксе, где большая часть штампов до боли предсказуема. В «Рагнареке» (2017) этот градус шутовского безумия лишь усиливается, а от сиквела «Доктора Стрэнджа», где обещают схлестнуться мультивселенные, уже сейчас исходит какой-то запредельный вайб абсурда.
В «Патрике Мелроузе» (2018), где герой с покореженной психикой тоже сталкивается с регулярными ударами судьбы, юмор становится еще более резким. Суицидально-болезненные, циничные реплики, конечно, исходят в первую очередь от автора романа и сценария Эдварда Обина, пережившего не одну детскую травму, но чтобы их достоверно проговорить, их нужно как минимум прочувствовать. Впрочем, вдоволь отыгрываются в «Патрике» и другие – в сатирически подсвеченных беседах высшего света звучит сам дух Туманного Альбиона: «Это же вечеринка, ты не должен получать от нее удовольствие».
Надлома хватает и в других героях Бенедикта, имеющих реальные прототипы. И юмор в таких ситуациях выдает скорее слаженную работу защитных механизмов, чем попытку прослыть самым веселым парнем в комнате. В «Игре в имитацию» (2014) Алан Тьюринг выдает усталые остроты в адрес коллег. В «Хокинге» (2005) герой отпускает шутки назло другим и судьбе-злодейке.
А вот антагонист, сыгранный Бенедиктом во втором «Стартреке» (2013), сходу давал понять, что шутки кончились, и теперь все серьезно. И тогда в дело шел физический юмор, благо изолированных и не сильно социализированных героев в этой серии франшизы было больше одного.
Где-то Камбербэтч справлялся за счет одного голоса. Если говорить об анимации, на ум приходит агент-профессионал Волк в «Пингвинах Мадагаскара» (2014) и Гринч в анимационном ремейке популярной детской книжки (2018).
Но наиболее узнаваемыми все равно остаются Смауг из трилогии про Хоббита (2012-2014), закадровые видео с которой разошлись по всему интернету, и Сатана из «Благих знамений» (2019). В последнем он появился буквально на несколько секунд, но все равно украл шоу. Примерно то же случилось и с сиквелом «Образцового самца» (2016) – если фильм быстро забылся, то кадр с Бенедиктом в длинном парике еще долго будоражил соцсети.
Особняком в этом перечне стоит трагикомедия «Третья звезда» (2010), которая рассказывает о смертельно больном молодом человеке, отправляющемся в свое последнее путешествие. Несмотря на то, что сам жанр некоторым может показаться тяжелым и где-то даже вымученным, в финале эта картина оставляет зрителя с умиротворенной улыбкой и слезами на глазах.
В ближайшем будущем мы увидим Бенедикта Камбербэтча не только в киновселенной Marvel, где его герой уже не сможет закрыться в своем мирке, игнорируя все вокруг, но и в исторической драме «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Это история об английском художнике, который прославился многочисленными изображениями кошек. В общем, мягкая эксцентрика публике гарантирована.
Комментарии