Кино

Дикая и жуткая анимация СССР

Мы с детства привыкли считать, что советские мультфильмы милы и безобидны. Многие – да. Но не все. Далеко не все. А те, что не милы и не безобидны, могут быть жуть какими страшными. Или как минимум абсурдными и психоделичными. Несколько подобных представителей великой анимации СССР мы и решили собрать – с рекомендацией хорошенько подумать, прежде чем показывать их своим отпрыскам.

«Шкатулка с секретом» (1976)

Смотрели мультик «Желтая подводная лодка» с песнями The Beatles? Если смотрели, то наверняка запомнили его галлюциногенную анимацию. В 1968-м мы зажили in a yellow submarine, а в 1976-м аналогичная анимация воскресла в «Шкатулке с секретом», фантазии по сказке Владимира Одоевского. Про мальчика, который уменьшился в размерах и залез в музыкальную шкатулку с целью выяснить, почему та не работает.

Мир внутри шкатулки – сюрреалистический аттракцион, безумная солянка немыслимых форм и цветов, по которой парнишка бродит как по магическому лабиринту, проявляя похвальную смекалку, чтобы продвигаться все дальше. В наличии пугающий шут, хор колокольчиков и дикие танцы механических прибамбасов. Еще и финал открытый. Поломка же – что-то вроде макгаффина. Сама по себе она не важна, ведь мальчик все равно ничего особо не понял. Зато теперь он может разобраться в проблеме на пару с папой и найти с ним общий язык.

«Большой Тылл» (1980)

Продукт студии «Таллинфильм» – эпик по мотивам народных эстонских сказаний. Покладистый великан Тылл пахал себе преспокойно полюшко, а его недруг, демон с красной физиономией, всячески ему пакостил и камнями поле забрасывал. Однажды мирный люд позвал Тылла на войну. Тылл откликнулся на призыв и пошел с неприятелем биться. А в отсутствие великана нечестивец посмел злодейские лапы к его жене протянуть.

Детям этот мультик лучше не показывать, хотя кому-то он явно приглянулся бы. Кадры побоищ отдают лютым средневековым махачем с рейтингом R: реки крови, расчлененка, отсеченные руки в волчьей пасти. Демон тоже угрожающий, запросто в кошмарах может явиться. Исключительное зрелище, в общем, – колоритный и мрачный фольклор о мифическом супергерое, защищающем свой народ от врагов.

«Ух ты, говорящая рыба!» (1983)

Поймал как-то раз старичок рыбешку болтливую. Та взмолилась: отпусти, добрый человек, а я тебя потом как-нибудь отблагодарю. Тот послушался, с добычей расстался. И тут вдруг из-под земли выскочила тварь зеленомордая, постоянно облик меняющая, и объявила себя волшебником по имени Ээх, готовым желания рыбака исполнять. Вдаваться в дальнейшие сюжетные детали не станем, поскольку о сюжете начисто забываешь, глядя на этого феерического Ээха. В советской, да и мировой анимации немного чудищ найдется, способных потягаться с ним в потрясающей внешности.

«Ух ты, говорящая рыба!» – творение Роберта Саакянца, знаменитого мультипликатора студии «Арменфильм», который через год выпустит легендарное (и до сих пор мемное) произведение «В синем море, в белой пене…». Тоже отличный мультик, но «Говорящая рыба», странный рыбацкий триллер, все же ближе нашему сердцу.

«Бескрылый гусенок» (1987)

Гусенок сбегает от мамы-гусыни и сталкивается с криповыми лисой и мышью. Вскоре его окружает целая толпа грызунов, устраивающих пляски с бубнами. Мышь с лицом старика отправляет гусенка под землю, где он слепо мыкается во мраке и маму зовет. Затем появляется подземный народец, чьи представители смахивают на фосфоресцирующих скелетов, ну и еще всякое разное с гусенком приключается. По сути вроде безобидно. Но внешне – убийственный психодел. Одно изображение великой хозяйки Чукотки чего стоит. Такой только сорванцов пугать, которые уроки учить не желают.

А вообще, конечно, замечательный мультфильм, уникальный и неповторимый, как и сами чукотские мифы. С графической рисовкой, нарочито небрежной как будто, что имитирует первобытную живопись. И напоминает, как важно ценить национальное своеобразие наших народов.

«Келе» (1988)

Минималистичный хоррор, основанный на чукотской сказке (да, опять) о злом духе Келе. Две девочки неосмотрительно отдалились от дома и наткнулись на нечто черное, четырехрукое и зловещее. Келе, собственно. Девчушки вздумали поиграть на его дудочке, чем не на шутку Келе рассердили. Он тут же за ними погнался, а девчушки давай улепетывать от него с громкими воплями.

Просмотр этого мультика в нежном возрасте гарантирует паранойю, прятки под одеялом и липкий страх перед тем, что скрывается в темноте. Ну а в возрасте зрелом приятно удивляешься, как виртуозно Михаил Алдашин и Пеэп Педмансон визуализировали страшилку на ночь, которую не грех бы и в полный метр развернуть.

«Фру-89» (1989)

На закате 1980-х «Союзмультфильм» выпустил дилогию коротышей, объединенных насущной проблемой фрустрации. «Состоянием подавленных потребностей» – как эпиграф гласит. Первая зарисовка – эдакий кафкианский абсурд, щелочка в трудовую житуху чиновника, который штампует печати на бессчетном числе непонятных документов и грезит о пляже, морюшке, солнышке, разгоряченных женских телах. Что приводит к навязчивым видениям с участием гигантских грудей. Которые в какой-то момент со всех сторон бедолагу окружают и жить ему нормально не дают. Напоминаем, это все еще «Союзмультфильм».

Если чиновничьей эротики вам недостаточно, милости просим ко второму коротышу. Его герой – оголодавший щенок, мечтающий о вкусняшках. Сосисках, скажем. Которые, правда, выглядят отнюдь не аппетитно. Скорее пугающе. Постоянно форму меняют, превращаясь в результате в нечто типа гусеницы в очках. Вместе с ней по экрану бродят другие неописуемые создания. Возможно, хливкие шорьки. Или зелюки с мюмзиками. Короче, в мозгу голодного щенка, по мнению авторов мультфильма, происходит лютая дичь. Не поверите, но режиссер Иван Максимов завернул сюда злободневную метафору, проиллюстрировав переход к рыночной экономике.

«Его жена курица» (1990)

Жил да был на свете мужик. Имелась у него жена – огромная курица. И милая домашняя псинка в виде червяка с человеческой головой. Жена вовсю вкалывала по хозяйству, о супруге заботилась, а тот и не понимал, что его благоверная – курица. А потом вдруг как понял – спасибо нашептываниям мерзкого незнакомца с усиками. Курице в доме не место! Так рассудил мужик. И выставил почтенную даму за дверь. Напрасно.

Дискомфортная психоделическая жуть, рожденная будто воспаленным воображением Уильяма Берроуза (на самом деле – мультипликатором Игорем Ковалевым, который работал над «Пластилиновой вороной» и «Следствие ведут Колобки»). Количество трактовок безгранично: от фрейдистских и политических до приземленно бытовых. Сейчас вообще модно на тему домашнего насилия рассуждать. Ну и вот, пожалуйста, вполне актуальная картина. Как (не)говорил мудрый Джейсон Стэйтем, нечего на кур криво зыркать, коли сам – петух.

«Страсти-мордасти» (1991)

Еще одна дьявольщина позднего СССР – сборник трех новелл, в каждой из которых творится что-то несусветное. Сперва руки, функционирующие сами по себе, без хозяина, запихивают в мясорубку живые куски мяса. Один кусок убегает от армии кровожадных ножей и вилок и с ужасом наблюдает, как его собратьев превращают в котлеты. Во второй байке вниманию нашему представляют мерзопакостного мутанта. Ну а в третьем рассказе, «Колобок», сызмальства знакомый нам кусок теста сваливает от деда с бабкой в дремучий лес, где встречает устрашающего монстра-зайца и прочих обитателей чащи. Колобок тут же поглощает их и стремительно раздувается до Колобочища.

«Страсти-мордасти» вышли за несколько месяцев до распада Союза и отразили смятенное состояние, в котором пребывала страна. И кинематограф тоже. Детки, успевшие насладиться «Страстями» по ТВ, могли либо повредить психику, либо заделаться фанатами хоррора. Представители второй категории впоследствии упорно искали мульт в интернете и несказанно обрадовались, когда в один прекрасный день он всплыл на его просторах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

2 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

4 часа назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

7 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

21 час назад

«Конклав»: Страх и сомнения во время предвыборной гонки

Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…

22 часа назад

Макар Хлебников – о нейросетях, своих героях и сериале «Дети перемен»

Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…

1 день назад