Мы с детства привыкли считать, что советские мультфильмы милы и безобидны. Многие – да. Но не все. Далеко не все. А те, что не милы и не безобидны, могут быть жуть какими страшными. Или как минимум абсурдными и психоделичными. Несколько подобных представителей великой анимации СССР мы и решили собрать – с рекомендацией хорошенько подумать, прежде чем показывать их своим отпрыскам.
Смотрели мультик «Желтая подводная лодка» с песнями The Beatles? Если смотрели, то наверняка запомнили его галлюциногенную анимацию. В 1968-м мы зажили in a yellow submarine, а в 1976-м аналогичная анимация воскресла в «Шкатулке с секретом», фантазии по сказке Владимира Одоевского. Про мальчика, который уменьшился в размерах и залез в музыкальную шкатулку с целью выяснить, почему та не работает.
Мир внутри шкатулки – сюрреалистический аттракцион, безумная солянка немыслимых форм и цветов, по которой парнишка бродит как по магическому лабиринту, проявляя похвальную смекалку, чтобы продвигаться все дальше. В наличии пугающий шут, хор колокольчиков и дикие танцы механических прибамбасов. Еще и финал открытый. Поломка же – что-то вроде макгаффина. Сама по себе она не важна, ведь мальчик все равно ничего особо не понял. Зато теперь он может разобраться в проблеме на пару с папой и найти с ним общий язык.
Продукт студии «Таллинфильм» – эпик по мотивам народных эстонских сказаний. Покладистый великан Тылл пахал себе преспокойно полюшко, а его недруг, демон с красной физиономией, всячески ему пакостил и камнями поле забрасывал. Однажды мирный люд позвал Тылла на войну. Тылл откликнулся на призыв и пошел с неприятелем биться. А в отсутствие великана нечестивец посмел злодейские лапы к его жене протянуть.
Детям этот мультик лучше не показывать, хотя кому-то он явно приглянулся бы. Кадры побоищ отдают лютым средневековым махачем с рейтингом R: реки крови, расчлененка, отсеченные руки в волчьей пасти. Демон тоже угрожающий, запросто в кошмарах может явиться. Исключительное зрелище, в общем, – колоритный и мрачный фольклор о мифическом супергерое, защищающем свой народ от врагов.
Поймал как-то раз старичок рыбешку болтливую. Та взмолилась: отпусти, добрый человек, а я тебя потом как-нибудь отблагодарю. Тот послушался, с добычей расстался. И тут вдруг из-под земли выскочила тварь зеленомордая, постоянно облик меняющая, и объявила себя волшебником по имени Ээх, готовым желания рыбака исполнять. Вдаваться в дальнейшие сюжетные детали не станем, поскольку о сюжете начисто забываешь, глядя на этого феерического Ээха. В советской, да и мировой анимации немного чудищ найдется, способных потягаться с ним в потрясающей внешности.
«Ух ты, говорящая рыба!» – творение Роберта Саакянца, знаменитого мультипликатора студии «Арменфильм», который через год выпустит легендарное (и до сих пор мемное) произведение «В синем море, в белой пене…». Тоже отличный мультик, но «Говорящая рыба», странный рыбацкий триллер, все же ближе нашему сердцу.
Гусенок сбегает от мамы-гусыни и сталкивается с криповыми лисой и мышью. Вскоре его окружает целая толпа грызунов, устраивающих пляски с бубнами. Мышь с лицом старика отправляет гусенка под землю, где он слепо мыкается во мраке и маму зовет. Затем появляется подземный народец, чьи представители смахивают на фосфоресцирующих скелетов, ну и еще всякое разное с гусенком приключается. По сути вроде безобидно. Но внешне – убийственный психодел. Одно изображение великой хозяйки Чукотки чего стоит. Такой только сорванцов пугать, которые уроки учить не желают.
А вообще, конечно, замечательный мультфильм, уникальный и неповторимый, как и сами чукотские мифы. С графической рисовкой, нарочито небрежной как будто, что имитирует первобытную живопись. И напоминает, как важно ценить национальное своеобразие наших народов.
Минималистичный хоррор, основанный на чукотской сказке (да, опять) о злом духе Келе. Две девочки неосмотрительно отдалились от дома и наткнулись на нечто черное, четырехрукое и зловещее. Келе, собственно. Девчушки вздумали поиграть на его дудочке, чем не на шутку Келе рассердили. Он тут же за ними погнался, а девчушки давай улепетывать от него с громкими воплями.
Просмотр этого мультика в нежном возрасте гарантирует паранойю, прятки под одеялом и липкий страх перед тем, что скрывается в темноте. Ну а в возрасте зрелом приятно удивляешься, как виртуозно Михаил Алдашин и Пеэп Педмансон визуализировали страшилку на ночь, которую не грех бы и в полный метр развернуть.
На закате 1980-х «Союзмультфильм» выпустил дилогию коротышей, объединенных насущной проблемой фрустрации. «Состоянием подавленных потребностей» – как эпиграф гласит. Первая зарисовка – эдакий кафкианский абсурд, щелочка в трудовую житуху чиновника, который штампует печати на бессчетном числе непонятных документов и грезит о пляже, морюшке, солнышке, разгоряченных женских телах. Что приводит к навязчивым видениям с участием гигантских грудей. Которые в какой-то момент со всех сторон бедолагу окружают и жить ему нормально не дают. Напоминаем, это все еще «Союзмультфильм».
Если чиновничьей эротики вам недостаточно, милости просим ко второму коротышу. Его герой – оголодавший щенок, мечтающий о вкусняшках. Сосисках, скажем. Которые, правда, выглядят отнюдь не аппетитно. Скорее пугающе. Постоянно форму меняют, превращаясь в результате в нечто типа гусеницы в очках. Вместе с ней по экрану бродят другие неописуемые создания. Возможно, хливкие шорьки. Или зелюки с мюмзиками. Короче, в мозгу голодного щенка, по мнению авторов мультфильма, происходит лютая дичь. Не поверите, но режиссер Иван Максимов завернул сюда злободневную метафору, проиллюстрировав переход к рыночной экономике.
Жил да был на свете мужик. Имелась у него жена – огромная курица. И милая домашняя псинка в виде червяка с человеческой головой. Жена вовсю вкалывала по хозяйству, о супруге заботилась, а тот и не понимал, что его благоверная – курица. А потом вдруг как понял – спасибо нашептываниям мерзкого незнакомца с усиками. Курице в доме не место! Так рассудил мужик. И выставил почтенную даму за дверь. Напрасно.
Дискомфортная психоделическая жуть, рожденная будто воспаленным воображением Уильяма Берроуза (на самом деле – мультипликатором Игорем Ковалевым, который работал над «Пластилиновой вороной» и «Следствие ведут Колобки»). Количество трактовок безгранично: от фрейдистских и политических до приземленно бытовых. Сейчас вообще модно на тему домашнего насилия рассуждать. Ну и вот, пожалуйста, вполне актуальная картина. Как (не)говорил мудрый Джейсон Стэйтем, нечего на кур криво зыркать, коли сам – петух.
Еще одна дьявольщина позднего СССР – сборник трех новелл, в каждой из которых творится что-то несусветное. Сперва руки, функционирующие сами по себе, без хозяина, запихивают в мясорубку живые куски мяса. Один кусок убегает от армии кровожадных ножей и вилок и с ужасом наблюдает, как его собратьев превращают в котлеты. Во второй байке вниманию нашему представляют мерзопакостного мутанта. Ну а в третьем рассказе, «Колобок», сызмальства знакомый нам кусок теста сваливает от деда с бабкой в дремучий лес, где встречает устрашающего монстра-зайца и прочих обитателей чащи. Колобок тут же поглощает их и стремительно раздувается до Колобочища.
«Страсти-мордасти» вышли за несколько месяцев до распада Союза и отразили смятенное состояние, в котором пребывала страна. И кинематограф тоже. Детки, успевшие насладиться «Страстями» по ТВ, могли либо повредить психику, либо заделаться фанатами хоррора. Представители второй категории впоследствии упорно искали мульт в интернете и несказанно обрадовались, когда в один прекрасный день он всплыл на его просторах.
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…
Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…