Кадр из фильма «Голова-ластик» (1977)
Мы привыкли думать, что младенец – символ невинности и надежды. Но жанр ужасов не знает табу, и колыбель малыша легко превращается в источник кошмаров. Фантазия режиссеров породила самых разных зловещих карапузов: от дьявольского отпрыска до мутанта-убийцы. Рассказываем о самых жутких малышах, которые убеждают нас в том, что улыбка крохи наводит страх не меньше, чем оскал монстра.
Нью-Йорк, конец 1960-х. Молодая Розмари Вудхаус переезжает с мужем в старинный дом с дурной славой. Супруги ждут первенца, и поначалу дела идут своим чередом. Но беременность Розмари постепенно превращается в лихорадочный кошмар. Заботливые на первый взгляд соседи окутывают ее удушающей опекой, муж ведет себя подозрительно, а вокруг наблюдаются пугающие совпадения. Розмари все острее ощущает, что ее будущему ребенку угрожает нечто сверхъестественное. И эта паранойя оказывается вовсе не беспочвенной.
Ребенок – сын дьявол, антихрист. Он родился как носитель демонического присутствия, а не как обычное дитя. Роман Полански мастерски нагнетает атмосферу ужаса в быту. Мы переживаем всю уязвимость женщины, чьи страхи списывают на гормоны, пока за ее спиной плетется настоящий заговор. «Ребенок Розмари» стал одним из первых фильмов о «дьявольском младенце» и навсегда изменил образ беременности в кино.
С одной стороны, перед нами мистический триллер о сатанинском культе, выбравшем невинную жертву. Но если копнуть глубже, то это история о потере контроля над собственной жизнью. Розмари окружают люди (включая мужа), которые решают за нее, что якобы лучше для ребенка. Разгадав страшную правду о происхождении малыша, Розмари все равно не может отбросить материнские чувства. В финальной сцене она нерешительно качает колыбель с демоническим сыном, будто смиряясь со своей ролью. Оказывается, что материнская любовь способна превозмочь даже первобытный ужас.
В молодую семью Фрэнка и Ленор Дэвис приходит радостное событие – долгожданное рождение второго ребенка. Но прямо в родильной палате счастье оборачивается бойней. Малыш с когтистыми лапками растерзал акушерку, врачей и, ускользнув, скрылся в помещении больницы. Шокированным родителям сообщают невообразимое – их младенец представляет смертельную опасность. По Лос-Анджелесу начинает рыскать чудовище в пеленках, и полиция открывает беспрецедентную охоту на ребенка-убийцу.
Режиссер Ларри Коэн вывел историю на грани абсурда и социальной сатиры. Картина эксплуатирует самую парадоксальную страшилку: невинный младенец как монстр-убийца. Отец семейства сначала желает уничтожить мутантa, чтобы защитить окружающих. Однако по мере развития событий Фрэнк разрывается между страхом и болью: ведь это его дитя. «Оно живо» не было бы культовым хоррором 1970-х без подтекста эпохи. В то время в обществе назревали тревоги насчет последствий техногенного прогресса. Гремели скандалы вокруг вредных медикаментов для беременных, шли споры о воздействии экологии на здоровье детей.
Фильм намеренно не уточняет причину мутации малыша Дэвисов. К тому же всего за год до премьеры в США легализовали аборты, и тема «ужасного ребенка» обрела дополнительный социальный оттенок. Коэн будто спросил у публики: что, если ваши самые сокровенные надежды оборачиваются кошмаром из пробирки? В кадре то и дело мелькает издевательский знак stop children, а сыщик мрачно шутит, что люди без детей – самые счастливые. Образ оскаленного младенца-мутанта прочно вошел в историю жанра как напоминание, что родительский страх за ребенка может принимать самые причудливые формы.
Далеко не каждый хоррор пугает монстрами в прямом смысле. Дэвид Линч в своем дебютном фильме создал, пожалуй, самого странного «младенца» в истории кино. Главный герой Генри Спенсер живет в унылом индустриальном мире, где все покрыто пылью и копотью. Узнав, что у него родился ребенок от бывшей подруги, Генри вынужден забрать малыша к себе. Но в колыбели оказывается не розовощекий карапуз, а визжащее существо со змеиным тельцем, бесформенными глазами и сморщенной головой. Мутант в пеленках беспрерывно плачет, доводя Генри до отчаяния. Квартира героя превращается в сюрреалистическую тюрьму, где склизкий младенец-уродец – и источник ужаса, и объект трагического сострадания.
Фильм снят в черно-белой палитре, наполнен странными звуками и тревожными образами. Ребенка-монстра никто не называет ни демоном, ни мутантом. Линч добивается пугающего эффекта не через скримеры, а через навязчивое ощущение разложения и абсурда жизни, где новорожденный – это чужеродный паразит. Генри явно не готов стать папой: его подавляют ответственность, бытовые тяготы и перемены, которые несет ребенок.
Младенец изображен как болезненное существо, воплощение всех тревог о здоровье потомства. Недаром основная тема «Головы-ластика» – кризис личности при появлении ребенка. Линч, сам ставший молодым отцом незадолго до работы над фильмом, отразил на экране свои бессознательные страхи и сомнения. Интересно, что сам процесс создания жуткого младенца до сих пор окружен тайной. Линч никогда не раскрывал, как был достигнут этот реалистичный эффект. Существуют легенды о применении настоящего эмбриона животного. Открытый финал с убийством ребенка интерпретируется по-разному: для одних это избавление от тревоги, для других – безумие, и каждый зритель выбирает свою правду.
Молодой отец Фрэнк Карвет беспокоится за свою пятилетнюю дочь Кэндис. После свиданий с матерью девочка возвращается с синяками и ведет себя крайне подозрительно. Бывшая жена Фрэнка, Нола, проходит экспериментальную терапию у эксцентричного психолога. Вскоре вокруг этой семьи начинают происходить жуткие события. Неизвестные нападают и убивают людей, близких к Фрэнку и Ноле: сначала бабушку (мать Нолы), затем школьную учительницу Кэндис. Свидетели описывают нападавших как маленьких детей в ярких куртках. Кровавые следы ведут к таинственной клинике, где лечится Нола. Кажется невероятным, но эти агрессивные карлики каким-то образом связаны с ее психикой. Фрэнк пытается спасти дочь и докопаться до правды, которая оказывается страшнее любого кошмара.
Разгадка «Выводка» впечатляет оригинальностью и откровенной телесностью. Оказывается, нет никаких демонов или пришельцев: убийцы-дети буквально рождаются от Нолы. Материнская ярость материализовалась в виде уродливых малышей, полностью лишенных индивидуальности. Живые куклы, которых она бессознательно «вынашивает» и «рождает».
Режиссер Дэвид Кроненберг вложил в картину много личного. Он признавался, что написал сценарий под влиянием своего тяжелого развода и борьбы за опеку над дочерью. Агрессия супругов здесь рождает буквально плоть – ни в переносном, а в самом прямом смысле. По мнению Кроненберга, монстры-дети символизируют зло, которое родители невольно причиняют детям своими конфликтами. Разводящиеся мама и папа породили целую стаю демонов раздора. Именитый мастер хорроров превратил свою боль от распада семьи в экстремальный фильм ужасов, своего рода манифест о хрупкости детской психики, страдающей от скандалов взрослых.
Мадлен – молодая женщина, для которой материнство стало навязчивой идеей. После нескольких неудач она наконец забеременела и с нетерпением ждет дочку. Однако судьба наносит удар: на позднем сроке Мадлен попадает в аварию, и ребенок в утробе погибает. Убитая горем мать отказывается принять потерю и донашивает мертвый плод до положенного срока. Девочка по имени Грейс рождается неподвижной, но через несколько мгновений неожиданно подает признаки жизни. Мадлен воспринимает это как чудо и забирает малышку домой. Скоро становится ясно, что возвращение Грейс к жизни противоречит природе. Ребенок разлагается заживо, кожа покрывается пятнами, еще и вместо молока предпочитает человеческую кровь.
Малышка не выглядит чудовищем: у нее пухлые щеки, она не шипит, не светит глазами. Настоящий ужас – это ее потребность в человеческой крови и безразличие окружающих. Фильм выворачивает наизнанку образ идеальной матери, готовой на все ради ребенка. Казалось бы, это естественно – жертвовать собой для спасения младенца. Но здесь дитя воплощает абсолютную угрозу. Грейс мертва и опасна для окружающих. Тем не менее Мадлен упорно видит в ней долгожданную дочь и отрицает истину. Картина исследует психологический надлом женщины, не принявшей утрату. В ней можно усмотреть мотивы послеродовой депрессии, отрицания смерти, общества, требующего от матери любой ценой «сохранить ребенка». Все эти идеи упакованы в форму боди-хоррора, где гниющее тело младенца и сцены вскармливания кровью показывают, насколько извращенной может быть любовь.
Джек и Ванесса решают начать семейную жизнь с переезда в старый дом в Новом Орлеане. Дом, как водится, с дурной репутацией – соседи называют его «домом крови» и стараются обходить стороной. Ванесса на последних сроках беременности, но вместо спокойного ожидания родов начинается парад безумия: из подвала лезет чересчур разговорчивый сосед Френель, сестра Ванессы приносит в подарок травы для изгнания злых духов, а священники из Ватикана больше заняты сэндвичами, чем экзорцизмом. Беременность уходит на второй план, когда зеркала начинают трескаться, а сама хозяйка говорит чужим голосом.
Фильм пародирует хоррор-классику (от «Ребенка Розмари» до «Изгоняющего дьявола») и собирает все знаменитые образы: беременная одержимая, мрачный дом и череда абсурдных ритуалов. При этом герои ведут себя как персонажи ситкома. Когда Ванесса рожает, кажется, что кошмар закончился – на свет появляется обычный ребенок. Но следом из темноты появляется второе дитя, и все снова катится под откос.
Кожа новорожденного темнеет, на голове проступают крошечные рога, а ногти превращаются в острые когти. Этот младенец не плачет – он рычит, прыгает на людей и в считанные секунды превращает родильную комнату в мясорубку. Демон выглядит как резиновый монстр из телешоу девяностых. Авторы дурачатся, высмеивая саму идею страха перед родительством. И когда из пеленок вылезает рогатое существо, мы уже не думаем о зле, а узнаем в этом монстре все бытовые ужасы взрослой жизни.
Владимир Панков представил на Основной сцене «Мастерской «12» Никиты Михалкова» свою версию гоголевского «Ревизора». Идейный вдохновитель студии SounDrama отказался от…
85 лет назад родился Джон Леннон – одна из выдающихся личностей, которые, как бы высокопарно это ни звучало, реально изменили…
Имя Андрея Максимова зазвучало после выхода сериалов «Фишер» и «Слово пацана», а прямо сейчас его можно увидеть в переосмыслении советской…
1996 год, Великобритания. Волевой Стив (Киллиан Мерфи) – директор особенной школы-интерната. В ней живут, учатся и проходят реабилитацию юноши с…
У каждой эпохи свои бунтари – молодежь, которая не вписывается в общие рамки и создает собственный мир. Панк с ирокезом,…
Кинопарк «Москино» стал примером бережного отношения к архитектурному наследию и его творческого переосмысления. Здесь создано 34 локации для съемок, воспроизводящих…