Тусовка в бункере, хоррор-сатира и русская хтонь.
В первые майские праздники для особого вдохновения мы специально подготовили порцию бесшабашных комедий, герои которых тоже однажды махнули на природу. Теперь же «КиноРепортер» предлагает взглянуть на отдых под другим углом – собрали другую подборку фильмов, где выезд за город превратился в самый настоящий кошмар.
«Яма» (2001)
«Яма» Ника Хэмма – классический представитель молодежных психологических триллеров нулевых. По сюжету несколько учеников частной школы, обманув преподавателей и родителей, отправляются в заброшенный бункер, чтобы устроить там крутую вечеринку. Однако спустя три недели выясняется, что в живых остался только один подросток – девушка Лиз. Полиция пытается разобраться, что же произошло в убежище, и допрашивает единственную выжившую. Героиня вспоминает те мучительные 18 дней, при этом рассказывая две разные версии случившегося. Недоверие к Лиз растет, и к концу истории даже сама девушка уже не может отличить факты от вымысла.
Триллер использует знакомый прием ненадежного рассказчика, который на момент выхода фильма еще не был настолько избитым клише. Авторы с помощью нелинейной нарративной структуры играются со зрителем, пытаясь обмануть его ожидания. Первая половина «Ямы» может показаться немного скучной из-за размеренной подготовки к кульминации, и именно в последние 45 минут лента раскрывается во всей красе. Настолько увлекательной и одновременно настолько жуткой получилась развязка истории. Звезд с неба «Яма» не хватает, и она мало что нового привносит в сам жанр, но со своей задачей прекрасно справляется. А еще здесь можно увидеть молодую Киру Найтли, еще до ее появления в «Пиратах Карибского моря».
«Волчья яма» (2005)
Еще одна яма и главная героиня по имени Лиз, но уже с австралийским настроением и историей, основанной на реальных событиях. Действие фильма разворачивается в 1999 году, когда две британки-туристки и их друг отправляются в автомобильное путешествие по стране. По пути троица решает посетить одну из необычных достопримечательностей – метеоритный кратер «Вулф-Крик». Неожиданно у героев ломается машина, и на помощь ребятам из ниоткуда приходит мужчина по имени Мик Тейлор. Он обещает помочь путникам и даже предлагает ночлег. Героям ничего не остается, кроме как согласиться переночевать у незнакомца, и это решение становится для троицы роковым.
«Волчья яма» – один из самых удачных австралийских хорроров, использующих знакомую концепцию, но с весьма колоритным маньяком. Мик Тейлор предстает перед героями в образе эксцентричного и доброжелательного местного жителя, под маской которого скрывается ксенофобный садист и психопат, цитирующий Крокодила Данди. Согласитесь, необычное сочетание. Лента долго разгоняется, но когда злодей раскрывает карты, происходящее на экране превращается в жуткое и пробирающее зрелище в лучших традициях эксплуатационного кино. Начав свой путь на фестивале «Сандэнс», «Волчья яма» со временем обросла обширной фан-базой, что, в свою очередь, помогло фильму обзавестись полнометражным продолжением и даже сериальным спин-оффом.
«Последний уикэнд» (2005)
В нулевые тренд на молодежные хорроры добрался и до России. Классическая концепция прижиться у нас не смогла, однако в свое время успела подарить нам несколько неплохих проектов. Среди них – «Последний уикэнд». Сюжет фильма рассказывает о лучших друзьях Кирилле и Мише, которые в скором времени должны отправиться на учебу в США. Приятели решают устроить прощальную вечеринку, но она оборачивается трагедией – в результате несчастного случая умирает Миша. Друзья понимают, что брат погибшего, бывший криминальный авторитет по кличе «Бешеный», так просто смерть близкого не оставит, а потому всей компании нужно срочно скрыться и залечь на дно.
У Павла Санаева получился довольно крепкий триллер, опирающийся на правила жанра и органично вплетенный в российскую действительность. Радует и атмосфера с чередующимися драмой, напряжением и элементами роуд-муви. И актерский состав в лице Ивана Стебунова, Татьяны Арнтгольц и Гоши Куценко в роли бывшего лидера преступной группировки. И заложенные смыслы, местами наивные, но при этом справедливые. Особое удовольствие доставит кульминация «Последнего уикэнда». Хотя сегодня подобным финальным твистом уже никого не удивишь, для российского кинематографа нулевых клиффхэнгер выглядел как свежее и необычное решение.
«Техасская резня бензопилой: Начало» (2006)
«Техасская резня бензопилой: Начало» выделяется на фоне остальных частей знаменитой франшизы. Ее трудно классифицировать, поскольку с одной стороны она выступает как крепкий приквел к прекрасному ремейку 2003 года и расширяет его лор, а с другой – прекрасно воспринимается как самостоятельный слэшер-проект, которому удается сохранить экранную неумолимость, присущую ярким представителям жанра. Лента повествует о братьях Эрике и Дине, которые вместе со своими девушками путешествуют по стране перед отправкой во Вьетнам. По пути они сталкиваются с группой байкеров, что приводит к автокатастрофе и последующему знакомству молодежи с голодным семейством Сойеров.
Поскольку ремейк оставил открытыми несколько сюжетных вопросов, приквел не просто старается унять любопытство фанатов, а дать им ответы в духе серии. То есть использует их для оправдания экранного насилия, задействуя внушающий ужас образ Кожаного лица в начале его «карьеры» и не менее пугающего шерифа Хьюитта в исполнении непревзойденного Рональда Ли Эрми. У фильма бодрый темп, который держит в напряжении на протяжении всего повествования. Тем не менее, следует предупредить, что приквел вышел в то время, когда на широких экранах преобладал жанр «пыточного порно» с его «Пилами», «Хостелами» и другими проектам. Поэтому «Начало» чрезвычайно нигилистично и агрессивно жестоко. От начала до самого конца.
«Хижина в лесу» (2011)
С момента выхода «Хижины в лесу» прошло почти 15 лет, а фильм все еще остается одним из лучших мета-хорроров. Действие картины, собственно, разворачивается в домике у черта на куличках. Группа студентов колледжа отправляется туда, чтобы весело провести каникулы. Традиционное начало для поджанра, которое по мере развития историю меняет основную концепцию. Чего студенты не знают, так это того, что они стали частью контролируемого ежегодного ритуала, который закончится человеческим жертвоприношением.
Лента стала логичным переосмыслением хоррора после череды ремейков и перезапусков культовых представителей жанра. От которых к 2010-м все уже порядком подустали. Создатели «Хижины в лесу» умело используют жанровые клише и предлагают поклонникам ужасов окунуться в убойную смесь, где страшное сталкивается с уморительно смешным и откровенно глупым. Здесь обыденные вещи превращаются в нечто безумно забавное, пугающее и оригинальное. От стандартного набора героев ужастика, раскрывающихся в нетривиальном ключе, до плеяды самых разных узнаваемых монстров, которые отсылают к таким жемчужинам, как «Зловещие мертвецы», «Восставший из ада» и «Оно».
«Топи» (2021)
В жизни слишком много проблем и не знаешь, что делать с этим непомерным грузом? Сбеги в русскую глушь! Так, собственно, и поступили главные герои мистического триллера с элементами драмы «Топи». В центре истории – IT-гений Денис, узнающий, что он болен раком. В поисках исцеления герою становится известно об уникальном монастыре в Архангельской области, куда главный герой и намерен отправиться. В спасительной для себя поездке к Денису присоединяются четверо ребят-москвичей, у каждого из которого имеется как собственные цели на этот трип, так и определенные секреты. По приезду у компании все идет не по плану, и именно здесь с героями начинают происходить очень странные вещи.
По атмосфере и задумке «Топи» очень напоминают серию Silent Hill. И там, и там главные герои – травмированные люди, ищущие спасения в любых проявлениях. В обоих произведениях не раскрывается истинная подоплека происходящего, оставляя все на суд зрителей с их десятками трактовок. Но ключевое совпадение, это, разумеется, место действия. Центральная мистическая локация больше напоминает отдельного самостоятельного персонажа, который руководствуется особыми мотивами и «живет» по своим законам вне времени и даже пространства. Что, в свою очередь, создает неподдельную атмосферу сюрреалистического безумия и усиливает психологическое давление как на главных героев, так и самих зрителей.
«Оставь мир позади» (2023)
От технотриллера создатель «Мистера Робота» Сэм Эсмэйл перешел к фильму на тему апокалипсиса. Заодно прихватив с собой за компанию россыпь звезд первой величины: Джулию Робертс, Итана Хоука, Махершалу Али и Кевина Бейкона. По сюжету, семейная пара с двумя детьми отправляется за город в отпуск. Но чудесный отдых прерывает череда событий. Сначала на ближайший пляж выплывает танкер, а сотовая связь и интернет перестают работать. После к героям заглядывают хозяева дома, которые рассказывают о коллапсе в Нью-Йорке, вызванным блэкаутом. А затем по телевидению и вовсе передают странное предупреждение о национальной угрозе.
У Эсмэйла получился полноценный слоубернер с ярким и красивым визуалом. В фильме гармонично уживаются драма, триллер и фильм-катастрофа, и даже элементам эко- и боди-хоррора нашлось место. За зрителем неотступно следует тревога, которая импульсно усиливается с каждой новой сюжетной главой. Отсутствие в ленте явного героя и каких-то моральных уроков делает его интересным и чрезвычайно успешным отходом от традиционных фильмов подобного жанра. «Оставь мир позади» оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, в результате образуя вызывающую размышления дилемму, которая резонирует еще долго после титров.
Комментарии