К релизу третьей части франшизы рассказываем историю происхождения одного из самых ярких злодеев современности.
История клоуна Арта берет свое начало задолго до выхода первого полнометражного фильма в серии «Ужасающий». Леоне, прежде работавший гримером и художником по спецэффектам, экспериментировал с различными концепциями хоррор-злодеев. Однако режиссер не стал изобретать велосипед и остановил выбор на клишированном, казалось бы, образе клоуна-убийцы, который впоследствии развился в нечто более зловещее.
Впервые Леоне показал Арта в своей дебютной короткометражке «Девятый круг» (2008):
«У меня была идея клоуна, терроризирующего женщину в городском автобусе… Она совсем одна, возвращается домой с работы или откуда-то еще посреди ночи, и тут этот клоун заходит, садится напротив нее и начинает смотреть на нее и играть с ней. Это неловко и неудобно и, может, даже забавно, но затем ситуация становится все более пугающей».
Это действительно была проба пера. Присутствие клоуна в фильме ограничивается тем, что он остается с героиней наедине на пустой железнодорожной станции, затем усыпляет ее с помощью укола шприца, а после… пропадает. Леоне и не думал, что образ Арта, немого клоуна с повадками мима в черно-белой расцветке, так западет зрителям в душу. На самом деле «Девятым кругом» режиссер больше хотел продемонстрировать свое мастерство в наложении грима. Именно поэтому в коротком метре появилась россыпь самых разных персонажей, от клоунов и ведьм до демонов и монстров. Что-то, по мнению Леоне, должно было выстрелить. Неожиданно для начинающего постановщика выстрелил именно Арт.
Леоне развил концепцию клоуна-злодея в «Ужасающем» (2011), предшественнике одноименного полнометражного фильма. В нем Арт все так же играет в кошки-мышки с одинокой дамой в беде, но теперь ему уделено куда больше внимания. Режиссер скорректировал грим персонажа, усилил пугающую комичность и сделал клоуна кровожадным. Короче говоря, вылепил из него идеальный образ для слэшера. «Ужасающий» выглядел как сделанный на коленке фанатский продукт, вобравший в себя многие клише жанра. Но при этом у него имелся и стиль, и некая самобытность, а финальная сцена так и вовсе шокировала своей откровенностью.
С коротким метром Леоне начал обивать пороги всевозможных кинофестивалей. Но их организаторы отклоняли проект режиссера. Даже те, кто ориентировался на хоррор-аудиторию. Решив, что терять уже нечего, Леоне загрузил фильм на YouTube, и платформа в очередной раз прекрасно справилась с ролью deus ex machina. Короткометражка собрала более 120 тыс просмотров, а среди ее зрителей оказался продюсер низкобюджетных ужастиков Джесси Баже. Он как раз подыскивал историю для своей будущей хоррор-антологии, и Леоне с клоуном Артом показались ему перспективным вложением. Сам режиссер хотел сразу же сделать из «Ужасающего» полнометражку, но перспективы своеобразного пролога, который познакомит массовую аудиторию со злодеем и проложит дорогу к его собственному фильму, заворожили Дэмиена.
«Было очень волнительно слышать: «Эй, фильм будет в магазинах, фильм будет на DVD!» В то время это была самая потрясающая новость, которую я когда-либо слышал», – признался режиссер.
Антология «Канун Дня всех святых» (2013) пересказывает сюжеты «Девятого круга» и «Ужасающего», а также предлагает довольно посредственную историю о женщине, которую преследует инопланетное существо в ее собственном доме. Ключевой же сюжет посвящен няне Саре – в Хэллоуин она вынуждена присматривать за двумя детьми. Ребятишки как раз вернулись домой после традиционной забавы «Сладость или гадость» и в одном из мешков нашли странную видеокассету. Спойлер – та содержит три вышеупомянутые истории. После просмотра, как и подобает слэшерам, вся троица так или иначе столкнулась лицом к лицу с Артом. Финал «Кануна Дня всех святых» получился еще более шокирующим и жестоким, чем у его предшественника.
Но мгновенного успеха за этим не последовало. Хоть фильм и познакомил аудиторию слэшеров с новым персонажем, сам проект получил смешанные отзывы. Критики хвалили образ Арта, назвав его действительно пугающим и проработанным, однако саму историю разнесли в пух и прах. Этот факт не расстроил Леоне, поскольку он окончательно убедился в потенциале своего злодея. Режиссер вновь вернулся к идее полного метра «Ужасающего» (уже как спин-оффа «Кануна Дня всех святых), запустив кампанию по сбору средств на площадке Indiegogo. И если бы не вклад одного человека, мы бы, возможно, больше никогда не услышали ни о Леоне, ни об Арте.
«Я просто просматривал свои электронные письма и отправлял всем ссылку на Indiegogo и просил ее распространить. Он (продюсер Фил Фальконе, – КР) написал мне в ответ и спросил: «Сколько ты пытаешься собрать?» Я написал, что совсем немного денег, и он ответил: «Эй, я просто вложу их! А ты снимешь фильм и сделаешь меня продюсером». Он несет за это ответственность, он пришел и спас положение, поскольку мы провалили кампанию на Indiegogo, так что если бы он не пришел, мы бы никогда не сняли фильм», – поделился Леоне.
Так Арт наконец-то получил собственную ленту. Вместе с этим Леоне начал выстраивать вокруг клоуна подобие цельной истории, усиливая его связь с миром «Ужасающего» и его персонажами. Нет, большая часть героев все еще оставалась ходячими мертвецами и мясными мешками, с которыми Арт кровожадно расправлялся. Но история главной героини первого фильма Виктории Хейз получила неожиданное развитие во второй части, полностью изменив ее амплуа. Не будем вдаваться в подробности, но загадочная связь между жертвой и убийцей, усиленная особым жестоким и даже мерзким очарованием стиля Леоне, выглядит как минимум любопытно.
Первый фильм смог окупиться в прокате из-за низкого бюджета (более $416 тыс при вложенных $55 тыс), и через пару лет после его премьеры Леоне объявил о съемках сиквела. Большую часть бюджета он получил от частных инвесторов, однако из-за серьезного творческого размаха авторам требовались дополнительные средства на практические эффекты. Леоне вновь запустил кампанию на Indiegogo. На этот раз куда более успешную. Два неплохих полных метра теперь работали на режиссера, и вместо изначальных $50 тыс Леоне собрал $250 тыс. Команда приступила к съемкам в октябре 2019 года. А затем грянул ковид, и производство смогло возобновиться только в 2021-м.
Сиквел «Ужасающего» (2022) был лучше оригинала буквально во всем. Более цельный, более комплексный, более кровавый и жуткий. Клоун Арт разошелся на полную катушку, превратив вторую часть в садистский бенефис. Отталкивающая привлекательность маньяка одними воспринималась как шок ради шока, другими – как необходимое зло, которого так не хватало жанру. Как бы там ни было, «Ужасающий 2» стал неожиданным кассовым хитом, собрав в мировом прокате $15,7 млн. Вопрос о создании новой части даже не стоял – через год Леоне приступил к съемкам третьего фильма, действие которого разворачивается в канун Рождества.
Феномен клоуна Арта Леоне объясняет для себя следующим образом. Он создавал персонажа на основе клишированных хоррор-героев, в том числе и Пеннивайза, вдохновляясь грайндхаусом 1970-х. Однако Арт – скорее антитеза создания Кинга. В клоуне Леоне, если так можно сказать о больном ублюдке, больше человечного, нежели сверхъестественного. Да, он обладает сверхсилой и способностью к воскрешению, но его поведение, мимика и повадки выдают в нем настоящего серийного убийцу со склонностью к непоколебимой жестокости. А его контрастная комедийная сторона только усиливает чувство ужаса.
Сегодня клоун Арт пребывает в своей лучшей форме. Он уже оставил заметный след как в слэшерах, так и в поп-культуре в целом. Мемы с ним расходятся по всевозможным пабликам, разработчики игр добавляют его в качестве гостевого персонажа в свои проекты, а компании по производству одежды шьют с ним уродливые рождественские свитеры. Сам злодей в это время беззлобно насмехается в соцсетях над другим клоуном, который вместе с известной певицей проваливается в прокате. В отличие от третьей части «Ужасающего», которая уже получила 92% одобрения на Rotten Tomatoes и которой прогнозирует очень хороший старт. Леоне, кстати, уже объявил о создании четвертой части франшизы.
Комментарии