2027 год, Чикаго. Уже девять лет как Земля захвачена насекомоподобными тварями из космоса. Теперь у людей с чужими — что-то вроде мирного договора на кабальных условиях. Землян используют как рабочую силу для добычи полезных ископаемых, ежегодно с помпой отмечается лицемерный праздник «единения», а в закрытые зоны, где обитают оккупанты, допускают лишь коллаборационистов из городской администрации. Немногочисленные участники сопротивления не теряют надежды на лучшее будущее: они готовят очередной теракт в суровых условиях подпольной борьбы, и шифроваться им приходится не только от дронов пришельцев и местных стукачей, но и от проницательного шефа полиции Маллигана (Джон Гудман). Впрочем, с раскладом сил все не так просто, и кое-кто кажется не тем, кем является на самом деле.
Сайфай по сценарию Эрики Бини («Сражения солдата Келли») был анонсирован в августе 2016 года. Режиссерское кресло занял Руперт Уайатт, в свое время успешно перезапустивший франшизу «Планета обезьян». Он отнесся к смешному бюджету в $25-миллионов в высшей степени профессионально: чтобы самостоятельно закончить постпродакшн, Уайатт даже отказался от постановки «Гамбита» (в то время проект сольника из вселенной «Люди Икс» был еще жив). Увы, на определенном этапе что-то пошло не так, и «Битва за Землю» пролежала на полке семь месяцев: изначально премьера была назначена на 17 августа 2018 года, а вышло кино в прокат лишь 15 марта 2019-го. Вышло, чтобы с треском провалиться — во всем мире фильм собрал втрое меньше, чем было потрачено на его производство.
Никакой «битвы за Землю» здесь нет: оригинальное название фильма (Captive State — «захваченное государство», «в плену»), разумеется, куда лучше отражает его суть, чем локализация, завлекающая зрителя в кинотеатр и обещающая ему что-то вроде «Дня независимости» или «Инопланетного вторжения: Битвы за Лос-Анджелес».
Фильм Уайатта больше похож на вывернутый наизнанку «Район № 9» — и стилизацией под наскоро склеенный репортаж (съемка с руки, короткий монтаж), и общим событийным сумбуром, производящем впечатление достоверного отчета о реальных событиях. Можно копнуть еще глубже (причем намного) и, как бы это ни было странно, зачислить «Битву за Землю» в ряды картин об освободительной борьбе, основанных на подлинной истории: здесь в первую очередь вспоминается созвучная по локализованному названию «Битва за Алжир», победившая на Венецианском кинофестивале в 1966 году. Не исключено, что синефил Уайатт даже сознательно ориентировался на классическую картину Джилло Понтекорво — стилистическое родство двух фильмов очевидно.
Не обошлось и без попытки соорудить что-то вроде «Матрицы» для бедных — дешево и сердито разыграть пафосную драму о борьбе против порабощения сознания и за свободу. Мол, подпольный обком действует, победа будет за нами. Шутки шутками, а чересчур вдумчивое погружение в стилизации разного рода не сыграло на руку картине: заигравшись в монтажной и сплетя в тугой клубок обрывки сюжетных линий, Уайатт организовал на экране завораживающий сумбур, мешающий зрителю ухватить нить повествования. Венчает это все довольно лихой сюжетный твист, но и он недостаточно изящно подготовлен — как бы ни ругали в последнее время Шьямалана, а у него по этой части все-таки есть чему поучиться.
В результате у Уайатта не получилось превратить анти-«День независимости» в увлекательный конспиративно-революционный сайфай. В фильме вроде бы постоянно что-то происходит, но, за неимением «взрывных» сцен, которые, как положено, каждые 15-20 минут встряхивали бы зрителя, интерес к череде событий с туманными перспективами планомерно угасает. Одного только антидиктаторского пафоса недостаточно, чтобы на протяжении почти двух часов поддерживать внимание публики на должном уровне.
«Битва за Землю» всем своим «видом» напрашивается на то, чтобы ее считали не просто сайфаем вроде фильмов мини-вселенной «Кловерфилда» (когда дешево, сердито и умно), а чем-то более многозначительным. Например, политическим комментарием — язвительным выпадом в адрес Америки, ведущей агрессивную внешнюю политику: на месте оккупированных пришельцами Соединенных Штатов легко представить себе любую страну, в которую американцы принесли демократию. Впрочем, учитывая голливудский антитрамповский дискурс, «Битву за Землю» запросто можно счесть и антиутопией исключительно для внутреннего пользования.
В нарочито мрачном и невзрачном фильме трудно выделить яркий запоминающийся эпизод, но за таковой, пожалуй, сойдет схватка героев Джонатана Мэйджорса и Бена Дэниелса (оба играют участников сопротивления) с ощетинившимся иголками пришельцем. Поскольку большую часть фильма от нас скрывают, как выглядят чужие под внешней оболочкой (она представляет собой что-то вроде органического экзокостюма), эта сцена дает единственный шанс увидеть «лицо» инопланетянина, узнав о нем кое-что важное.
«Битва за Землю» уже в кинотеатрах.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…