Кино

«Чума»: Неуютная история взросления из Якутии

В прокат выходит новый фильм Дмитрия Давыдова («Ыт», «Пугало», «Молодость»), действие которого разворачивается в отдаленной якутской деревушке. Там двое отцов-одиночек пытаются жить, работать и воспитывать сыновей. И методами обоих подростки недовольны. Иван (Георгий Бессонов) слишком мягок и уступчив. Влад (Евгений Николаев), напротив, жестит без меры. Зачастую по банальнейшей причине – может себе позволить.  

Насмотревшись на то, к чему приводит отцовская доброта, сын Ивана решает пойти по другой дорожке: набивается к дерзкому соседу в подмастерья и постепенно замещает его собственного нелюбимого отпрыска, которого Влад зовет не иначе как слабаком.

За прошедший год «Чума» отметилась сразу на нескольких смотрах: от авторского «Маяка» (награда за режиссуру) и специализированного goEast в Висбадене (приз ФИПРЕССИ) до первого фестиваля молодежного кино «Высоко», который проходил в столице в начале сентября (победа в номинации «Лучший фильм»). Но парадоксально то, что достаточно внушительная фестивальная история способна смазать впечатление от просмотра.

«Чума» – лаконичная драма, к которой совершенно не применимы эпитеты вроде «искусная» и «уникальная», что у людей с завышенными ожиданиями может вызвать заметное раздражение. Но чужие ожидания – чужие проблемы: кажется, что Дмитрий Давыдов и не ставил перед собой задачу прыгнуть выше головы. Что, с одной стороны, на корню убило любую претенциозность (в конце концов, фестивальные награды он не сам себе вручал), а с другой позволило сделать кино с внятной идеей, донесенной доступным способом.

При этом говорить об отсутствии авторской смелости не приходится: во-первых, снимать осень в ч/б – уже немалый художественный вызов. Во-вторых, режиссер умело справляется с материалом – на месте и смысловые переклички (в том числе поддержанные оператором Данилой Степановым), и тревожная атмосфера, заставляющая гадать, у кого же первым сдадут нервы.

Конфликт, несмотря на некоторую условность, приобретает объем за счет двойного противопоставления: отцы и дети, сильные и слабые. Темы традиционные, но камерность обстановки, сосредоточенность на бытовой рутине, постоянные рефрены постепенно накаляют атмосферу. Звук надвигающейся бури делает ее предчувствие еще более неуютным. А вечная пасмурность за окном хорошо рифмуется с холодом тотального эгоизма и безусловной верой в собственную безнаказанность. 

В искаженном мире растут дети, которым не нужно лишний раз доказывать, что сильный жрет слабых: они видят это собственными глазами. И иногда решают, что причинять страдания вместо того, чтобы терпеть их самим, – единственный выход. Ошибочность такого решения – без малейшей скидки на юный возраст – отчетливо заметна со стороны. В том числе из зрительного зала. Кроме того, публике уготовано еще одно небольшое удовольствие. Относительно предсказуемое, несколько пережатое с эмоциональной точки зрения, однако помогающее достигнуть долгожданной разрядки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«По щучьему велению» и еще 11 кассовых хитов в программе «КиноБраво»

Всего в конкурсной программе Международного фестиваля зрительского кино «КиноБраво» представлено 12 фильмов, которые вышли в национальный прокат в конце 2023-го…

12 часов назад

«Ребел-Ридж»: Колючий триллер о борьбе с коррупцией и штампами боевиков

Напряженный качок Терри Ричмонд (Аарон Пьер) катит на велосипеде в городок Шелби Спрингс, чтобы внести залог за двоюродного братца Майка.…

15 часов назад

Фестиваль «КиноБраво» объявил состав первого жюри

Международный фестиваль «КиноБраво» впервые пройдет в Сочи с 28 сентября по 4 октября. Председателем жюри первого смотра стал кинокритик, историк…

17 часов назад

Ксения Трейстер: «Сумела заново себя воспламенить»

Ксения Трейстер запоминается сразу. Необыкновенного оттенка синие глаза, улыбка смущенная и лукавая одновременно. Но премию Художественного театра актриса получила не…

18 часов назад

Сказка со счастливым концом: За что «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получила «Оскара»

В 1985 году, готовясь к первой встрече с Михаилом Горбачевым, президент США Рональд Рейган 8 раз посмотрел картину Владимира Меньшова…

23 часа назад

Владимир Меньшов: «Если не завоевано сердце, нет искусства»

«Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» – Владимир Меньшов создал по-настоящему народные картины. А еще открыл зрителю замечательных…

2 дня назад