Подумать только, красавица совсем выросла (а дурить не перестала). Мультфильму «Красавица и чудовище» на днях исполняется целых 30 лет: премьера состоялась 29 сентября 1991 года. В основу легла одноименная сказка, которую чаще всего относят к перу Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв, хотя на самом деле эта история имеет множество вариантов – взять хотя бы «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова. А самый древний из них – так и вовсе миф об Амуре и Психее. Разнообразных литературных трактовок не счесть, что уж говорить об экранизациях: их просто чудовищное количество. И чтобы уберечь красавиц (и не только), мы решили собрать худшие киноверсии сказки: надо же знать этого зверя в лицо.
Основная версия такова: есть купец и три его дочери. В один прекрасный день отец направляется в город и спрашивает дочерей, что им привезти. Старшие, ну прямо как в «Золушке», злы и охочи до украшений и богатых нарядов. Младшая – ее прозвали Белль за внешность и доброе сердце – просит лишь «цветочек аленький», иными словами, розу. Мужчина возвращается и вместе с розой вручает младшенькой чудесную весть: жить ей теперь во дворце со Зверем.
Что было дальше, мы все знаем: чудовище влюбляется в девушку и в какой-то момент даже отпускает ее обратно домой. И уже дома, осознав, что Зверь вот-вот умрет, Белль возвращается во дворец, признается ему в любви и спасает его от смерти и заклятия одновременно. С одной стороны, сказка рассказывает о принятии другого: девушка сумела рассмотреть за мохнатой шкурой прекрасную душу, и внешность вообще перестала играть какую-либо роль. С другой – кажется, что с этой историей не все в порядке. Впрочем, вряд ли в те времена слышали о стокгольмском синдроме.
Как бы то ни было, сказка получила множество экранизаций: мультфильмов, фильмов, аниме, сериалов. Красавицу в разные годы играли Ребекка де Морней, Сьюзан Сарандон, Линда Хэмилтон, Леа Сейду и многие другие, а в Зверя перевоплощались Рон Перлман, Джей Райан и даже Венсан Кассель. Но порой даже блестящий актерский состав не может спасти экранизацию.
Первая полнометражная экранизация сказки появилась 75 лет назад – ею стала работа Жана Кокто 1946 года. С точки зрения кинематографа этот фильм считается каноном. Режиссер, создавая фильм, сделал упор на контраст между жутким ликом чудовища и потрясающими интерьерами его дворца, а также богатыми нарядами Белль. Невероятные образы для ленты создавал модный дом La Maison Paquin, а мужскими костюмами занимался сам Пьер Карден.
Гриму тоже уделяли большое внимание: маску чудовища наносили по 3 часа, и Жан Маре, сыгравший Зверя, стал страдать от экземы. Да и самого Кокто во время съемок госпитализировали с аллергическим заболеванием. В этой версии Белль разочаровывается, увидев человеческий лик Зверя. То есть красота дворца не впечатлила, а красота души не сработала. Критики посчитали, что избыточное убранство перевесило смысловую нагрузку картины.
В обновленной версии учитываются интересы зрителей: красавица выходит замуж за герцога, который по ночам превращается в волкоподобного монстра. Оборотни тогда становились все популярнее (в 1960-е фильмы про них выходили каждый год), так что появление в сказке чудовища, которое днем выглядит как человек, вполне нормальное явление.
Но фильм объективно очень плох: катастрофическая игра Джойс Тейлор и Марка Дэймона, саундтрек, от которого кровоточат уши, плюс спецэффекты ужасного качества. И вот, пожалуйста, попытка переработать популярный сюжет и заработать на нем провалилась. Категоризируем как би-муви и оставляем на Хеллоуин, чтобы посмеяться.
Ничего сверхъестественного: просто чудовищно скучная мелодрама. Отец главной героини случайно разбил вазу в доме богача Эрика, и тот хочет лишить виновника работы. Белль приходит к эксцентричному миллионеру поговорить и устраивается в штат его прислуги, чтобы оплатить долг отца. В процессе она выясняет, что Эрик не такой уж вредный и ужасный. Вот это поворот, не правда ли! Убийственный драматизм в мимике и речи красавицы (Саммер Наоми Смарт), кажется, способен уничтожить и так слабый сюжет и напрочь отбить интерес к жанру ромком.
Это было неизбежно: хоррор про девушку, которая совсем не добровольно попала в лапы чудовища. По сюжету, в лесу живет парень (Эдвард Гастс) с весьма специфической внешностью и, вдохновленный сказкой, надеется когда-нибудь встретить свою Белль (Сара Ливингстон Эванс). Романтика и ужас – два в одном, прямо как название сказки. Однако даже при условии, что задумка не так уж ужасна, воплощена она поистине чудовищно.
Все повествование держится на длинных неуместных диалогах и крупных планах, слабой актерской игре и полном отсутствии логики. Бедняга Спайк сильно пострадал от шаблона о том, что красавица и ее гипотетическая любовь спасут его от уродства или хотя бы одиночества. Он стал настолько одержим этой идеей, что даже когда его избранница хотела сброситься со скалы, он, пытаясь спасти бедняжку, добивает ее окончательно.
Любопытный факт: критики тепло встретили этот фильм, но режиссер Роберт Бокейдж с тех пор ни одной полнометражки не снял.
Жуткая история случилась с Красавицей: в деревне произошла серия убийств, а винят местные жители Чудовище, ее новоиспеченного возлюбленного. Вместе они отправляются на поиски убийцы, в то время как их самих тоже преследуют. Чудовищного качества пластический грим, почти эротический костюм Красавицы, неудачно оторванные конечности преследователей, зеленолицая ведьма, пуляющая молниями из пальцев… Этой фантасмагории просто нет предела, так что недоумение сменяется смехом, а затем и вовсе тошнотой. Осторожно, такое чудовище вам не по силам! Ни одна Красавица с ним не справится.
В 2010-е произошел какой-то бум на чудовищные экранизации. Не прошло и года после би-муви про особые отношения девушки и зверя, как на экраны вышла очередная современная версия сказки. Весьма занимательная, между прочим: богатый самовлюбленный красавчик Кайл пренебрегает людьми и хорошими манерами, и злая ведьма (последняя на данный момент роль Мэри-Кейт Олсен) его проклинает. Теперь парень уродлив, а потому вынужден переосмыслить свое отношение к жизни. Конечно же, он встречает девушку, которой плевать на его богатство и внешность, и она спасает его от заклятия. История в духе времени, но очень душная.
Это не первый сериал, основанный на одноименной сказке, но, пожалуй, самый необъяснимый. Переделку на новый лад с Роном Перлманом и Линдой Хэмилтон (1987–1990) о современной женщине-адвокате, которую спасает от бандитов необычное существо, полюбили зрители – и любили до тех пор, пока актриса не покинула проект. Следующая версия (2012–2016) с Кристин Крук и Джеем Райаном про девушку-копа и изувеченного аварией доктора тоже нашла своих фанатов. Но это хотя бы фантастика, такие сериалы регулярно снимают (отличный пример – «Однажды в сказке»), и удаются они гораздо лучше, чем полнометражки.
Но европейский сериал 2014 года – это отдельная история. Мыльная опера переносит зрителя в XVIII век и в духе бразильских телевизионных эпопей разворачивает перед ним полотно будуарных интриг. На этот раз чудовище – богач, который потерял в пожаре возлюбленную и теперь никого к себе не подпускает. А красавица – это служанка, на которую он решил поспорить с кузиной: якобы через 3 недели девушка ляжет с ним в постель. Конечно, Зверь в итоге преображается, но упор в мини-сериале сделан почему-то совсем не на возвышенное чувство, и выглядит это как экранизация бульварного романа.
Эмма Уотсон, прекрасно подходящая на роль Белль, Дэн Стивенс в роли Чудовища, прекрасный каст и любимая всеми история – что могло пойти не так? А то, что слово в слово цитировать мультфильм нет никакого смысла, это очередная духота, ненужный ремейк в эпоху ремейков, ну и так далее.
Вот как получается: мультик для детей и фильм ничем не отличаются, только второй разыгран актерами. Нет ни обновленной в соответствии со временем интерпретации, ни интересно обыгранной главной проблемы: как именно Красавица сосуществует с Чудовищем. Словом, студия просто наваривается на любимой старой сказке и вешает зрителям на уши дважды сваренную лапшу.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…