Статьи

Что ж они сделали-то?: История российской телерекламы

Когда-то в российских учебниках по обществознанию школьникам предлагали поразмышлять на тему «Телевизор — это распахнутое окно в мир, в которое хочется иногда выброситься». Автором афоризма является телеведущий Андрей Кнышев (автор легендарной юмористической программы «Веселые ребята», — КР), который не понаслышке знал, что творится по ту сторону голубого экрана. Для нескольких поколений россиян именно реклама стала тем самым окном, где им показали «райское наслаждение» — но не только. Российской рекламе, на протяжении семидесяти лет изолированной от внешнего мира, в конце 80-х пришлось спешно наверстывать упущенное.

Принято считать, что до распада СССР рекламы в стране не было. Действительно, реклама подразумевает наличие какой-никакой конкуренции, иначе компании незачем выделяться на рынке. Именно поэтому слоган «Летайте самолетами «Аэрофлота» звучит так иронично — альтернативных гражданских авиаперевозчиков просто не существовало. С другой стороны, советские предприятия вовсю использовали то, что мы сейчас называем «имиджевой рекламой» — примерами тому служат ролики, нахваливающие портативный телевизор «Юность-402», магазины Ленмебельторга, мужские костюмы МПО «Октябрь»… Те самые «ламповые» интонации будут еще долго проскальзывать в постсоветской рекламе, вплоть до середины 90-х.

В Союзе продакшеном в современном понимании этого слова занимались такие организации, как «Союзрекламфильм» и «Внешторгреклама». Из «Союзрекламфильма» вышел один из отцов-основателей телерекламного рынка Александр Левин, выпускник киноотделения Московского института культуры. В 1992 году кинорежиссер основал и возглавил компанию DIXI, дебютировавшую знаменитым роликом для Московского вентиляторного завода. Новые нормы ударения, крылатая фраза «Путчи делать — это вам не девочек на лужайке танцевать» — все это родом из зажигательного мюзикла со словами:

«Вам пора и вам пора

С вентиляторным заводом

Заключать договора!»

Команда подобралась удивительная: оператор и продюсер Ефим Любинский, который на тот момент работал на Студии им. М. Горького, композитор Владимир Матецкий, только что написавший музыку к фильму «Маленькая Вера». А сочинила куплеты, которые сразу пошли в народ и в КВН, писатель и сценарист Марина Собе-Панек — на тот момент картина «Год хорошего ребенка» по ее сценарию уже получила приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале.

Примечательно, что главную роль в фильме сыграл Саша Лойе. Через несколько лет рыжий паренек прославится как хулиган Вова Сидоров, и все благодаря 30-секундной рекламе Herschi Cola. До этого актер снялся в четырех полнометражных фильмах и тридцати короткометражных, включая эпизоды в «Ералаше», но его звездный час связан именно с незамысловатым слоганом «Вкус победы».

То, что к рекламе вентиляторного завода оказались причастны известные медиаменеджеры (в конце 90-х Левин стал главным продюсером НТВ), будущие члены Академии российского телевидения, — неудивительно. Если почитать воспоминания участников рынка, то они в один голос говорят, что тогда реклама стала для киношников отдушиной и спасением, поскольку кино (как способ заработка) уже кончилось, а телевидение еще не началось. Это был период, когда в фойе кинотеатров открывались мебельные салоны, а звезды кино хватались за любую работу.

Вот что они говорят о том времени: «Эпоха гениев и непрофессионалов» (Ярослав Чеважевский); «Все рухнуло, все студии, весь прокат» (Бахыт Килибаев); «Кино ассоциировалось с чем-то, что очень трудно производить и никому не нужно. Делаешь фильм для каких-то неприятных людей на фестивалях, и они смотрят с постными рожами. Реклама была глотком свежего воздуха» (Тимур Бекмамбетов); «Клиент-то хотел, чтобы было богато, а у нас опыт съемки был небольшой совсем»» (Владимир Перепелкин); «Глупость иностранной рекламы возмущала людей. И меня самого она возмущала тоже. Потому что она подразумевала движение по прямой: «Купи эту пасту, зубы будут белые»» (Юрий Грымов).

Творческие и финансовые сложности, а также дух новизны объясняют присутствие в рекламе таких имен, как Тимур Бекмамбетов, Юрий Норштейн, Петр Луцик, Иван Максимов и Юрий Грымов. Мало кто знает, что культовый фильм ужасов Бахыта Килибаева «Гонгофер» снимали на деньги Сергея Мавроди (основатель финансовой пирамиды МММ, — КР) — однако при внимательном взгляде можно заметить, что картину и рекламу МММ объединяет комиксное начало.

С другой стороны, для любого явления на этапе зарождения характерен хаос. Он и обеспечивал креаторам уровень свободы, немыслимый уже во второй половине 90-х. У людей в рекламном бизнесе не было специального образования, а клиенты еще не выучили умные слова вроде ROI и KPI. Ролик крутят по телевидению, а народ цитирует «До первой звезды нельзя» (фраза, сказанная фельдмаршалом Александром Суворовым в рекламе банка «Империал», которая сделала имя Бекмамбетову, — КР)? Прекрасно!

Необходимость изобретать велосипед заново и стала ключом к успеху российской рекламы новейшего времени. На рынке мерилом этого успеха выступают статуэтки Cannes Lions — международного фестиваля креативности, который ежегодно собирает на Лазурном Берегу рекламные таланты и подводит итоги творческим исканиям.

Путь российской рекламы к заветным наградам был стремительным. Первый «Лев» прибыл на ⅙ суши еще 1989 году. Советский Союз отправил на фестиваль ролик «Внешторгрекламы», снятый по заказу «Автоэкспорта» для продвижения автомобиля ЗАЗ-1102. В ролике режиссера Татьяны Мартынцевой водитель заправляет свою «Таврию» каплей бензина из зажигалки и уезжает по шоссе в светлое будущее. Реклама завоевала бронзу.

Во второй раз признание профессионального сообщества получила реклама «самого скучного банка на свете». В саркастическом ролике со слоганом «Работают люди, работают деньги» в офисе стоит такая тишина, что слышно урчание греющегося на ксероксе кота. В 1996 году жюри Cannes Lions по достоинству оценило творение «Видео Интернэшнл» и сценарий Владимира Перепелкина. Ролик «Кейс РИКК-банка» взял бронзу и серебро (золото в тот год не вручалось по решению организаторов фестиваля).

Следующую награду за телерекламу России пришлось ждать почти десять лет — только в 2005 году KRYN/STARCOM дали «Золотого льва» за кампанию «BEERka. Доставляется к пиву». Победа оказалась полной неожиданностью для креаторов, так что за наградой вышла не команда агентства (они просто не приехали), а представитель Cannes Lions в странах СНГ Владимир Евстафьев.

К этому времени рекламный рынок в нашей стране приобрел более или менее цивилизованные черты. Сюда пришли международные рекламные холдинги, здесь сформировались собственные рекламные группы, определились основные игроки среди вещателей. Стало меньше свободы, в лексиконе рекламистов появились понятия «питч», pre production meeting, «фокус-группы». Между заказчиком и исполнителем встала армия маркетологов, в любой момент готовая напомнить о «гайдлайнах» головного офиса.

Перед запуском Always в России корпорация Procter&Gamble собирала инсайты в виде, например, выражений «критические дни», «прокладка с крылышками», «впитывает» и «сухость». Тетя Аша из румынской рекламы Ace превратилась в тетю Асю, которая приехала. В BBDO придумали слово «сникерсни», а в DMB&B адаптировали слоган Cats would buy Whiskas в привычный русскому уху «Ваша киска купила бы Whiskas» и создали серию роликов «Сделай паузу — скушай Twix».

У брендов появились амбассадоры, которые продвигали глобальные и отечественные торговые марки. Совсем недавно скончался Кирилл Толмацкий, известный поколению миллениалов как Децл. Его клип «Вечеринка» стал одним из первых примеров рекламной интеграции — кто из нынешних 30-летних не помнит кричалку «Pepsi, пейджер, MTV»? Харизма артиста Александра Семчева в рекламном сериале с рефреном «Ты где был? — Пиво пил» многих примиряла с засильем пивных брендов в рекламных паузах.

Неискушенные российские потребители были настоящей tabula rasa для маркетологов. Недаром многие бренды исчезли с рынка или изменили позиционирование, но остались в нашей памяти как клеймо на коже. «Шок — это по-нашему», «Свежее дыхание облегчает понимание», «А тебе, лысый, я телефон не скажу» подтверждают, что путь к сердцу русского человека выложен анекдотами и байками об особенностях национального бытия. Сложно не узнать своего соседа или родственника в электричке, который с искренним изумлением произносит риторическое «Ё-моё, что ж я сделал-то?»

С началом тучных 2000-х, когда страна облегченно вздохнула благодаря подорожавшей нефти, закончилась эпоха золотой лихорадки, о которой Вавилену Татарскому рассказывал выпускник Литинститута Сергей Морковин (герои культовой для любого рекламщика книги Виктора Пелевина Generation П; в одноименной экранизации Виктора Гинзбурга (2011) их сыграли Владимир Епифанцев и Андрей Фомин, — КР).

Такого никогда раньше не было и никогда потом не будет, говорил пелевинский герой и был прав. Ворох призов в Каннах собирают доведенные до совершенства кампании, технические сложные и продуманные до мельчайших мелочей. Но это уже открытый космос, где концентрация и точность гораздо важнее смелости первопроходцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

20 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад