Шероховатое драмеди о горе-семейке, замершей в ожидании нежданного пополнения.
В жизни 17-летней альтушки Насти (Таисья Калинина), кажется, все не так и все не то – родители (Любовь Толкалина и Кирилл Кяро) почти не обращают на нее внимания, кружась лишь вокруг успешной старшенькой (Анастасия Красовская) и крохи-младшенького. Краш (Денис Косиков) в ее сторону не смотрит – мол, переспали на вписке, и хватит с нее. Еще подруга без устали душнит над ухом. Да еще и месячные предательски запаздывают. Кажись, беременна… Пусть и не в 16, но все равно неприятненько.
Злосчастные две полоски на тесте добивают бедняжку, но вдруг – о чудо! – вся семья начинает заботливо плясать вокруг нее. Даже краш говорит заветное «женюсь!». Результаты анализов (тест оказывается ложным) ставят эту идиллию под угрозу, но девушка не хочет просто так отказываться от благ своего мнимого положения. Потому и продолжает притворяться, что носит малыша под сердцем. Не подозревая, что ее ложь оставит на том самом сердце и на теле едва сплотившегося семейства совсем не мнимые раны.
Пока ценители школьных драм и семейных разборок залипают на то самое ТВ-шоу, где девчонки и мальчишки 16 лет или около того разбираются с последствиями своей юношеской страсти, кинематографисты уже давно этот поезд хайпа оседлали. Года этак с 2007-го, когда на тот момент еще Эллен Пейдж носила ребенка Майкла Серы в «Джуно». И если на западе эта тематика впоследствии осела в тихих фестивальных драмах («Событие», «Никогда, редко, иногда, всегда»), то у нас нынче сверкает на передовой стримингов. В том числе и в сериале «Что-то положительное», который не спешит тяготеть к одному жанру, балансируя где-то посередке.
Однако эта новинка, стартуя с нагнетания саспенса по поводу количества полос на тесте несовершеннолетней, неожиданно отходит от многострадального лейтмотива ранней беременности и всех прелестей, ей сопутствующих. Постановщица Ника Яковлева, прежде исследовавшая нежный возраст в «Многогранниках» и «Лэйт Найт Скул», на пару со сценаристкой-дебютанткой Евгенией Бебех уже на исходе пилота решительно отрезает: никаких «Беременна в 16» здесь не предвидится. А ожидается последовательное запутывание клубка удушающей и временами уморительной лжи в окутанном вуалью недосказанностей семейном гнезде. Где и без «будущей мамы» хватает положений интереснее некуда.
Сворачивая с двухполосной дороги, Яковлева и Бебех вываливают на зрителя россыпь не самых приятных хлопот и вопросов, включая превратности женской самореализации, мужского кризиса среднего возраста, подросткового бунта, выхода из пост-ковидной спячки и даже (не)принятия родителями не слишком приличной профессии ненаглядной дочурки (героиня Красовской, как и ее Герда из одноименной ленты Натальи Кудряшовой, втайне от семьи промышляет интим-услугами). Не забывают авторы и отметить, как трудно быть средним ребенком в семье, где многочисленные проблемы плодятся и до поры до времени всеми игнорируются. Не слишком ли много драм для одного сериала?
Да, чуткие зрители за ворохом более или менее удачных шуток, то и дело сбивающих драматический локомотив с рельс, сумеют разглядеть букет разнокалиберных проблематик и в них эмоционально вовлечься. Однако добрая половина этих подсюжетов обрывается на полпути – как получилось с отвергнутой старшей дочкой, у которой, кхм, работы по горло – или заканчивается неожиданно неприятными и не слишком понятными твистами. Самые лихие из этих поворотов коварно поджидают публику прямо на последних минутах финальной серии, то ли открывающей окно для продолжения, то ли старающейся замаскировать дефицит идей для мирного решения семейного вопроса.
Стоит признать, однако, что в намеченном хитросплетении конфликтов разной степени остроты женские образы не теряются, а, напротив, внушают доверие и заставляют проникнуться долей всех героинь без исключения. В чем, разумеется, велика заслуга прекрасных дам в кадре. И если Толкалина уже давно всем и все доказала, то Калинина («Один маленький ночной секрет») продолжает заявлять о себе как о зрелой актрисе и уверенно шагает к взрослым центральным ролям. Портреты мужчин на этом фоне кажутся написанными более широкими мазками, хотя Кирилл Кяро убедителен в образе архетипичного работящего бати, а Тимофей Кочнев – в роли отъехавшего во френдзону принца, чей белый конь готов обить пороги дома возлюбленной.
Комедийная обертка сложносочиненной семейной неразберихи соткана из множества лоскутов, не всегда выигрышно соседствующих друг с другом. Сериал дышит подростковым юмором, стреляя очередью из сленговых выражений и заключая юными устами, кто отдупляет, а кто не очень. И в то же время неловко отступает в сторону более взрослых гэгов, все еще привычных для семейных ситкомов, но не всегда подходящих для зрителей помладше. В какую же аудиторию метит Яковлева? И как эта аудитория отнесется, среди прочего, к рисованным вставкам с белой кошечкой, выступающей в качестве то ли совести лгуньи, то ли ее воображаемой приятельницы?
А сериал вообще-то маркирован возрастным ограничением 18+ (там выпивают и матерятся), которое, например, его главная героиня пройти бы не смогла. Сдается, что в стремлении привлечь к проекту разношерстную аудиторию создатели позабыли затереть швы меж кирпичиков из разных конструкторов – детских кубиков и Lego для взрослых. Хотя, безусловно, поначалу смущающие переходы от экранной реальности в эскапистскую мультипликационную от серии к серии становятся все более плавными и обоснованными. А представленные во всех цветах радуги сердечки и звездочки (подобно тем, что окружали аниме-версии Рамоны и Скотта в моменты волшебной близости), пробивающиеся из мира комиксов в повседневность, добавляют происходящему неординарности и свежести.
За свежесть и молодежность отвечает и саундтрек, собравший весь песенный цвет TikTok-трендов: от мечтательных баллад Алены Швец и Тимы ищет свет до грубого рэпа 10AGE. А молодежь в лице нечестной Насти за свою эмоциональность, перепады настроения и ложь во благо – пусть и во благо себя любимой – творческим дуэтом Яковлевой и Бебех не осуждается. Да, последствия большой маленькой лжи порой бьют по голове, но лишать девчонку шансов на исправление, в назидание оставляя в углу, никто не собирается. Напротив, ее неоднозначная линия поведения, зачастую плохого и для ребенка, и для взрослого, призвана напомнить, что каждый от мала до велика расцветает во внимании, любви и поддержке.
Посыл предельно простой, но объединяющий и облагораживающий. И в сериал для трудных подростков – а также их родителей – прекрасно ложащийся. Равно как и вечно актуальный мотив о тайном, что рано или поздно становится явным, срывая маски со всех, невзирая на ограничения по возрасту. Пусть и прокладывается эта мораль, проявляющая себя по мере распространения по гнездышку вранья и полуправды между строк, местами неровно и робко. Но проходит ли хоть что-нибудь в переходном возрасте без сучка и задоринки? То-то и оно. Потому и хочется отметить в «Чем-то положительном» больше положительного и общественно-полезного, чего в нем, разумеется, предостаточно. И чему нисколько не мешает чрезмерное многообразие тематик и нежность героев, в раскрытии тайн обнажающих в себе инфантильное.
Комментарии