16 ноября, то есть буквально сегодня, начинается II Московский международный фестиваль архивного кино – мероприятие не только для синефилов, скорее для тех, кто хочет познакомиться с шедеврами мирового кинематографа, которые некогда считались утерянными или незаслуженно забыты.
О том, что такое архивное кино, как его восстанавливают и кому оно интересно, «КиноРепортер» поговорил с директором фестиваля Кристиной Ефременко и программным директором, заведующей архивом Госфильмофонда России Ольгой Деревянкиной.
Давайте разберемся в терминологии. Какое кино вообще называют архивным? Почему фильмы могут внезапно «теряться», а затем появляться годы (если не десятилетия) спустя?
Ольга: Понятие «архивное кино» на самом деле не очень точное. Обычно так именуются фильмы, которые попали в архив. Однако туда сдаются и картины, которые только что вышли в прокат. Ленты, конечно, сами по себе неожиданно не теряются. Однако так сложилось, что многие оказались утраченными по тем или иным историческим причинам. И одна из важных задач для архива – отыскать те фильмы, которые на сегодняшний день считаются утерянными.
Как бы вы сформулировали ключевую миссию фестиваля?
Кристина: Фестиваль (подробнее о программе мы писали здесь, – КР) был создан, чтобы открывать главный архив страны для всех желающих, показывать и увлекать редким, красивейшим, местами недооцененным кино самую разную аудиторию.
Какие программы фестиваля готовы заинтересовать не только синефилов, но и широкую зрительскую аудиторию и прежде всего молодежь?
Кристина: Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что программа этого года получилась очень синефильской, и известных широкой аудитории фильмов в ней крайне мало. И все-таки мы постарались создать вокруг редкого и действительно не самого очевидного для молодой аудитории кино свежие – как с визуальной, так и с точки зрения реализации, – события.
Например, выпустили очень симпатичный, почти инди-зин о нитропленке и шире – о магии пленки как носителя – под названием «Нитрокнига». В пространстве Powerhouse недалеко от «Иллюзиона» уже второй раз проведем архивные бои: это формат, вдохновленный Science Slam, в рамках которого молодые ученые (в нашем случае – киноведы) в жанре стендапа рассказывают о собственных исследованиях, а зрители выбирают лучшего аплодисментами.
Показы каких запланированных в этом году фильмов вы бы выделили особенно – как редкие жемчужины, обязательные к ознакомлению для всех любителей кино? И соответственно, какие программы наиболее заслуживают внимания?
Ольга: Как «обязательные к ознакомлению» хотелось бы выделить малоизвестные фильмы или программу архивных находок – это программа картин с Дианой Каренне, которые раньше не были доступны для просмотра широкому зрителю. Или, например, очень интересная программа дореволюционных фильмов ярославского кинопредпринимателя Григория Либкена. В три сеанса вошло 10 фильмов из 14 сохранившихся. Однако, показывая в той или иной степени известные картины, мы полагаем, что сегодня на них можно посмотреть с другого угла, нежели в момент выпуска фильма в прокат.
С какими основными трудностями приходится сталкиваться при реставрации утерянных (забытых) картин?
Ольга: На самом деле найденные фильмы, как правило, не проходят процесс реставрации. Для выбора картины на реставрацию есть определенный регламент, критерии. Это может быть реставрация изображения и звука (простая чистка). Научная реставрация – воссоздание фильма приближенно к тому варианту, который задумывал художник. Восстановление – когда картину собирают «по кускам».
Для архива трудность при проведении реставрации главным образом заключается в том, чтобы не переборщить. Не всегда можно определить – время нанесло на пленку повреждения, артефакты или какие-то огрехи произошли еще во время съемки. Пленка ли после многократного перепечатывания приобрела ощущение тумана в кадре или это внутрикадровое решение художника-декоратора. Поэтому реставраторы должны быть очень внимательны, чтобы не нарушить замысел произведения.
Насколько всеобъемлющей является государственная поддержка длительной и кропотливой работы по реставрации? Возможно ли получить специальные гранты?
Кристина: Госфильмофонд России является федеральным учреждением культуры и получает финансирование на свою деятельность в рамках государственного задания. Что касается реставрации, то в 2021 году в учреждении был запущен полноценный цифровой комплекс реставрации, в 2022-м были наняты квалифицированные сотрудники с профильным образованием.
Цифровая реставрация фильмов – одно из важных сегодня направлений деятельности в учреждении, и уже в этом году будет отреставрировано порядка 25 картин (это очень много). Работа над одним фильмом занимает от нескольких месяцев до года и более, а результаты работы реставраторов над изображением и звуком можно увидеть не только в рамках фестиваля архивных фильмов, но и в рамках ежемесячной программы «Реставрации» в кинотеатре «Иллюзион».
Каковы перспективы развития фестиваля?
Кристина: В первую очередь хочется провести «эхо» фестиваля в других городах России: это в планах на следующий год. В стране большое количество живых площадок и кинотеатров, где показывают и, самое главное, смотрят авторское кино, и мы надеемся, заинтересуются и редкостями из архива Госфильмофонда.
Может ли со временем цифровой формат показа и хранения фильмов окончательно вытеснить пленочный или же они способны гармонично сосуществовать еще много лет?
Ольга: Наш опыт показывает, что пленка может храниться свыше 120 лет. У нас до сих пор находятся картины начала прошлого века, которые не хранились в специально оборудованных киноархивах, а лежали дома. Пример идеально сохранившихся роликов будет показан на текущем фестивале: в 2022 году Госфильмофонду передали два ролика нитропленки со съемками последних лет жизни и похорон Льва Николаевича Толстого. Фильмы хранились в домашних условиях, но выглядят так, словно только что были напечатаны.
Разработаны и известны технологии сохранения пленки, температурный, влажностный режим для разных типов носителей и так далее. Цифровые же носители еще не прошли такую проверку временем. Еще 20 лет назад мы верили, что идеальны для хранения кассеты VHS, затем так считали про Betacam, DVD, Blu-ray… Архивы оцифровывают свои коллекции, но не успевают за меняющимися форматами. Приходится перезаписывать уже оцифрованное в лучшее качество, а так как оборудование постепенно устаревает, это выглядит как гонка за идеальным форматом для хранения.
Помимо того что пленку переведут в цифровой формат, должны быть специальные хранилища, которых у нас в объеме, способном охватить весь имеющийся архив, к сожалению, нет. Что же касается показа фильмов, то, конечно, мы понимаем, что цифровой носитель – более мобильный. Большинство кинотеатров уже отказались от оборудования для работы с кинопленкой. Однако в нашем кинотеатре «Иллюзион» мы предпочитаем показывать картины именно с пленки – так мы стараемся сохранить и передать тот дух, который она в себе содержит.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…