Разбираемся в особенностях уникальных пленок в интервью с руководством Московского международного фестиваля архивного кино.
16 ноября, то есть буквально сегодня, начинается II Московский международный фестиваль архивного кино – мероприятие не только для синефилов, скорее для тех, кто хочет познакомиться с шедеврами мирового кинематографа, которые некогда считались утерянными или незаслуженно забыты.
О том, что такое архивное кино, как его восстанавливают и кому оно интересно, «КиноРепортер» поговорил с директором фестиваля Кристиной Ефременко и программным директором, заведующей архивом Госфильмофонда России Ольгой Деревянкиной.
Давайте разберемся в терминологии. Какое кино вообще называют архивным? Почему фильмы могут внезапно «теряться», а затем появляться годы (если не десятилетия) спустя?
Ольга: Понятие «архивное кино» на самом деле не очень точное. Обычно так именуются фильмы, которые попали в архив. Однако туда сдаются и картины, которые только что вышли в прокат. Ленты, конечно, сами по себе неожиданно не теряются. Однако так сложилось, что многие оказались утраченными по тем или иным историческим причинам. И одна из важных задач для архива – отыскать те фильмы, которые на сегодняшний день считаются утерянными.
Как бы вы сформулировали ключевую миссию фестиваля?
Кристина: Фестиваль (подробнее о программе мы писали здесь, – КР) был создан, чтобы открывать главный архив страны для всех желающих, показывать и увлекать редким, красивейшим, местами недооцененным кино самую разную аудиторию.
Какие программы фестиваля готовы заинтересовать не только синефилов, но и широкую зрительскую аудиторию и прежде всего молодежь?
Кристина: Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что программа этого года получилась очень синефильской, и известных широкой аудитории фильмов в ней крайне мало. И все-таки мы постарались создать вокруг редкого и действительно не самого очевидного для молодой аудитории кино свежие – как с визуальной, так и с точки зрения реализации, – события.
Например, выпустили очень симпатичный, почти инди-зин о нитропленке и шире – о магии пленки как носителя – под названием «Нитрокнига». В пространстве Powerhouse недалеко от «Иллюзиона» уже второй раз проведем архивные бои: это формат, вдохновленный Science Slam, в рамках которого молодые ученые (в нашем случае – киноведы) в жанре стендапа рассказывают о собственных исследованиях, а зрители выбирают лучшего аплодисментами.
Показы каких запланированных в этом году фильмов вы бы выделили особенно – как редкие жемчужины, обязательные к ознакомлению для всех любителей кино? И соответственно, какие программы наиболее заслуживают внимания?
Ольга: Как «обязательные к ознакомлению» хотелось бы выделить малоизвестные фильмы или программу архивных находок – это программа картин с Дианой Каренне, которые раньше не были доступны для просмотра широкому зрителю. Или, например, очень интересная программа дореволюционных фильмов ярославского кинопредпринимателя Григория Либкена. В три сеанса вошло 10 фильмов из 14 сохранившихся. Однако, показывая в той или иной степени известные картины, мы полагаем, что сегодня на них можно посмотреть с другого угла, нежели в момент выпуска фильма в прокат.
С какими основными трудностями приходится сталкиваться при реставрации утерянных (забытых) картин?
Ольга: На самом деле найденные фильмы, как правило, не проходят процесс реставрации. Для выбора картины на реставрацию есть определенный регламент, критерии. Это может быть реставрация изображения и звука (простая чистка). Научная реставрация – воссоздание фильма приближенно к тому варианту, который задумывал художник. Восстановление – когда картину собирают «по кускам».
Для архива трудность при проведении реставрации главным образом заключается в том, чтобы не переборщить. Не всегда можно определить – время нанесло на пленку повреждения, артефакты или какие-то огрехи произошли еще во время съемки. Пленка ли после многократного перепечатывания приобрела ощущение тумана в кадре или это внутрикадровое решение художника-декоратора. Поэтому реставраторы должны быть очень внимательны, чтобы не нарушить замысел произведения.
Насколько всеобъемлющей является государственная поддержка длительной и кропотливой работы по реставрации? Возможно ли получить специальные гранты?
Кристина: Госфильмофонд России является федеральным учреждением культуры и получает финансирование на свою деятельность в рамках государственного задания. Что касается реставрации, то в 2021 году в учреждении был запущен полноценный цифровой комплекс реставрации, в 2022-м были наняты квалифицированные сотрудники с профильным образованием.
Цифровая реставрация фильмов – одно из важных сегодня направлений деятельности в учреждении, и уже в этом году будет отреставрировано порядка 25 картин (это очень много). Работа над одним фильмом занимает от нескольких месяцев до года и более, а результаты работы реставраторов над изображением и звуком можно увидеть не только в рамках фестиваля архивных фильмов, но и в рамках ежемесячной программы «Реставрации» в кинотеатре «Иллюзион».
Каковы перспективы развития фестиваля?
Кристина: В первую очередь хочется провести «эхо» фестиваля в других городах России: это в планах на следующий год. В стране большое количество живых площадок и кинотеатров, где показывают и, самое главное, смотрят авторское кино, и мы надеемся, заинтересуются и редкостями из архива Госфильмофонда.
Может ли со временем цифровой формат показа и хранения фильмов окончательно вытеснить пленочный или же они способны гармонично сосуществовать еще много лет?
Ольга: Наш опыт показывает, что пленка может храниться свыше 120 лет. У нас до сих пор находятся картины начала прошлого века, которые не хранились в специально оборудованных киноархивах, а лежали дома. Пример идеально сохранившихся роликов будет показан на текущем фестивале: в 2022 году Госфильмофонду передали два ролика нитропленки со съемками последних лет жизни и похорон Льва Николаевича Толстого. Фильмы хранились в домашних условиях, но выглядят так, словно только что были напечатаны.
Разработаны и известны технологии сохранения пленки, температурный, влажностный режим для разных типов носителей и так далее. Цифровые же носители еще не прошли такую проверку временем. Еще 20 лет назад мы верили, что идеальны для хранения кассеты VHS, затем так считали про Betacam, DVD, Blu-ray… Архивы оцифровывают свои коллекции, но не успевают за меняющимися форматами. Приходится перезаписывать уже оцифрованное в лучшее качество, а так как оборудование постепенно устаревает, это выглядит как гонка за идеальным форматом для хранения.
Помимо того что пленку переведут в цифровой формат, должны быть специальные хранилища, которых у нас в объеме, способном охватить весь имеющийся архив, к сожалению, нет. Что же касается показа фильмов, то, конечно, мы понимаем, что цифровой носитель – более мобильный. Большинство кинотеатров уже отказались от оборудования для работы с кинопленкой. Однако в нашем кинотеатре «Иллюзион» мы предпочитаем показывать картины именно с пленки – так мы стараемся сохранить и передать тот дух, который она в себе содержит.
Комментарии