«Мстители: Финал» подвели своеобразную черту после 21 фильма и 11 лет развития киновселенной Marvel. По задумке картина должна была закрыть все сюжетные линии, дать дорогу новым героям и достойно завершить истории старые. Многие считают, что у студии это вышло; но есть ряд вещей, на которые невозможно закрыть глаза и которые подталкивают к тому, чтобы задуматься: так ли хорош «Финал», как могло показаться на первый взгляд?
Братья Руссо сказали, что первые полчаса работают на осознание поражения героев: Танос победил, мир изменился, это провал, и восстановиться после него будет не так уж просто. Или нет?
Путешествие во времени отменяет все потери: повторный щелчок возвращает погибших, создавая удивительный парадокс под стать современному обществу. Людям на Земле (и не только людям; и не только на Земле) предстоит жить со шрамом от раны, которой нет — со скорбью по тем, кто якобы умер. Здесь, правда, стоит оговориться: хоть этот сюжетный ход нивелирует одну проблему, но создает новую. Как будут жить те, кто смог смириться с потерей, когда ушедшие близкие возвращаются?
Каждый раз, когда в дело вступают путешествия во времени, структура повествования дает сбой и в ней то и дело возникают большие и малые сюжетные дыры. Братья Руссо постарались объяснить работу путешествий, но в отдельных сценах они сами себе противоречат. «Эффект бабочки» в их логике отсутствует, так как время линейно и то, что уже произошло, отменить нельзя; но при этом камни бесконечности, позаимствованные в прошлом, почему-то можно вернуть, тем самым отменив эффект «заимствования».
Противоположностью «эффекта бабочки» является «Парадокс дедушки», который говорит о том, что уже произошедшее событие нельзя изменить никакими воздействиями на прошлое. Предполагается, что «Мстители: Финал» работают именно по этой логике (что, к примеру, объясняет, как более взрослая Небула могла убить более молодую — это две разных Небулы из разных временных ветвей), возврат камней бесконечности на место не уничтожит появившуюся после кражи временную ветвь. Но это идет вразрез со словами о том, что течение времени невозможно изменить.
Если каждое воздействие на прошлое создает новую временную ветвь, то Мстители своими действиями создали огромное количество новых вселенных, в которых действeют альтернативные версии героев. Слова Стрэнджа о четырнадцати миллионах вариантов развития будущего оказываются на поверку правдой, и говорить о конце истории, например, Железного Человека теперь будет лукавством: да, наш Тони Старк, может, и умер, но в других временных ветвях найдется еще не один десяток других Старков, готовых протянуть руку помощи в трудный момент. После осознания этого факта трагично и серьезно воспринимать смерть героя попросту не выходит.
Работает это в обе стороны: победа над Таносом не столь абсолютна, как могло показаться в конце фильма, и безумный титан всегда может вернуться — в конце концов, один раз он это уже сделал.
В финале сильно постаревший Стив Роджерс передаюет свой щит Соколу. Здесь есть интересная и не самая очевидная проблема: всю свою жизнь Стив жил не ради себя, а ради других, но в итоге он почему-то решает поступиться этим принципом. С учетом того, что он отправился в прошлое (альтернативное или нет — еще один отдельный вопрос) возникает интересный момент: выходит, что этот самоотверженный герой жил совершенно обычной жизнью и даже не пытался помогать во время всех конфликтов, с которыми сталкивались Мстители. Это идет вразрез со всем, что мы знали о персонаже до этого, но даже если предположить, что в нем вдруг проснулся эгоист (или он осознал, что невмешательством помогает куда сильнее) остается вопрос, как он оказался в основном таймлайне. Ответ на него по прежнему остается загадкой и подрывает веру еще сильнее.
Да, было очевидно, что «Финал» таковым не станет: киновселенную можно развивать еще долго, раскрывая уже имеющихся героев и вводя новых. Но «Финал» должен был поставить точку в приключениях оригинальной команды и именно что открыть дорогу команде новой. Что мы имеем вместо этого: события фильма не тянут даже на новое начало (не считая того, что в фильме официально появился мультиверс — множество параллельных вселенных), а похоже на очередное приключение команды. Да, кто-то из постоянных участников ушел или умер, но путешествия во времени способны исправить и это.
В итоге парадоксальным образом выходит, что «Война бесконечности» куда больше походила на точку, чем пресловутый «Финал» за счет того, как сильно могут все испортить путешествия во времени. Главное, чтобы не дошло до сюжетов, где герои прошлого, настоящего и нескольких различных версий будущего действуют бок о бок — шутки шутками, но в комиксах о «Людях Икс» нечто подобное уже было.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…