Еще один социальный эксперимент на экране.
Марина, Света и Люда (Алена Михайлова, Ирина Носова, Варвара Шмыкова) — девушки с низкой социальной ответственностью, они «трудятся» на трассе возле придорожного кафе «Колизей». После опасной для жизни поездки в кузове фуры, за рулем которой был пьяный дальнобойщик, девушки попадают в отделение полиции — незадачливый водитель утверждает, что они украли у него 50 тысяч рублей. Спасать подруг из сложной ситуации приезжает Жанна (Ирина Горбачева), их бывшая коллега, только-только вернувшаяся в родной городок из Москвы на красном MINI Cooper. Вызволение девушек из рук закона (Антон Лапенко) проходит успешно, и Жанна раскрывает приятельницам свой план — открыть на родине фитнес-клуб. Одна за другой дамы присоединяются к ее затее. Дело за малым: взять кредит и распрощаться с сутенером (Виталий Кищенко).
Эдуард Оганесян, начинавший карьеру в кино как художник-постановщик, в 2015 году переквалифицировался в режиссера. Ярких проектов в его фильмографии доселе не случалось: криминальный детектив, беззубая комедия, пара-тройка совсем неизвестных картин — вот, в общем-то, и все. В «Чиках» же Оганесян смог раскрыть свой потенциал, причем не только как режиссер, сценарист и монтажер, но и как человек, способный говорить на сложные социально значимые темы. На российских экранах проституция как предмет исследования не в чести. Что уж говорить, если во время съемок в Кабардино-Балкарии неизвестный мужчина обстрелял площадку из карабина «Сайга» — именно из-за занятия главных героинь, с которыми не хотят считаться ни в кино, ни в жизни.
Но линейка во многом революционных сериалов о СПИДе («Звоните ДиКаприо!»), раке («257 причин, чтобы жить»), инвалидах («Толя-робот») не могла не продолжиться фильмом о древнейшей из профессий. «Чики» — это не «Содержанки», с пафосом рассказывающие о тех, кто цепляется за роскошную жизнь и всеми силами старается удержаться в светских кругах, по сути, тоже торгуя своим телом. «Чики» — это о тех, кто продаваться не хочет, но делает это в отсутствие альтернативы. Однажды попав в индустрию, вырваться оттуда не так-то просто: герой Виталия Кищенко требует с ушедших от него девушек отступные или грозит испортить им жизнь. Для него они — источник дохода, для клиентов — способ удовлетворить потребности (для одного даже психотерапия — он всегда плачет во время секса). Их презирают почти все, но, как сказал один из полисменов: никто не любит ни ментов, ни проституток, а обойтись без них не могут.
Но Марина, Света, Люда и тем более Жанна — не из тех, кто вызывает жалость. Да, у каждой из них своя драма, но при первой же возможности изменить себя и свою жизнь они готовы пойти на все: продать любимую шубу, машину, взять кредит, заложить дом. Все — ради мечты о светлом будущем. История о жалкой жизни девушек с панели становится историей успеха, где сквозь мещанские стереотипы увязшего в 1990-х кавказского городка продирается жажда счастья и банального уважения.
Главная движущая сила здесь — конечно, героиня Горбачевой. Мать-одиночка, по зову сердца уехавшая в Москву, очень быстро поняла, что абы какой мужчина — не предел ее мечтаний, и терпеть пьющего человека просто «ради того, чтобы был», она не собирается. Жанна в «Чиках» — на голову выше мечтавшей поправить дела замужеством «Интердевочки». Ее феминистский образ дает надежду на то, что в современной России положение женщин все-таки меняется в лучшую сторону.
Очень деликатно создатели сериала обошлись и с «девиацией» ее сына: когда мамы нет дома, мальчик надевает ее вещи и танцует (прямо как Дина в «Сестрах» Бодрова-младшего). Ромка рос без отца и наверняка видел мать в «спецодежде» и боевом раскрасе — так окружение влияет на еще не сформировавшуюся психику.
«Чики» берут искренностью и теплой картинкой, созданной операторами Юрием Никогосовым и Михаилом Дементьевым, с будто бы клиповыми музыкальными вставками. Маленький южный городок, где все друг друга знают и живут в кредит, большие семьи заперты в маленьких квартирках, полицейский — брат проститутки, а батюшка ходит в «найках», — очень похож на нашу действительность без лишней чернухи или глянца. Наконец, «ночные бабочки» смогут улететь на свободу, а провинция обретет человеческое лицо.
Комментарии