Вспоминаем художественные картины на любой вкус, от философских притч и психологических триллеров до волшебных сказок и сентиментальных мелодрам.
20 июля отмечается международный день шахмат. И, стоит отметить, в последние годы этот вид спорта набрал немалую популярность в кино и сериалах. В числе ярких примеров – отечественный спортивный экшен «Чемпион мира», повествующий о легендарном матче в истории шахмат между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого. Или нашумевший сериал Netflix «Ход королевы», который в свое время вызвал настоящий шахматный бум. Зрители бросились изучать правила, приобретать доски и, конечно, смотреть фильмы о самом интеллектуальном виде спорта. «КиноРепортер» выясняет, как в зависимости от жанра на экране менялось изображение игры в шахматы и, соответственно, ее восприятие киногероями.
«Седьмая печать» (1957)
Фреска «Смерть, играющая в шахматы» в шведской церкви Тебю вдохновила Ингмара Бергмана на создание философской притчи «Седьмая печать». Рыцарь Антониус в исполнении Макса фон Сюдова начинает партию, ценой в которой оказывается его жизнь. Бледный незнакомец в черном балахоне хочет забрать Антониуса с собой, но тот выдвигает условие: пока продолжается игра, Смерть держит костлявые пальцы подальше от его души. А если герой поставит ей мат, она уберется восвояси.
Образ шахмат в культуре Средних Веков оброс немалым количеством аллегорий. Самые простые из них – чередование черных и белых клеток как олицетворение борьбы грехов и добродетелей и доска как своеобразная проекция человеческой жизни. Все мы – обычные фигурки в руках Господа или, если угодно, судьбы. Отталкиваясь от этих сравнений, Бергман и снял свой главный шедевр с неторопливой, но такой напряженной партией, а также тихими размышлениями о вере, нашем предназначении, возможности искупления и ценности ускользающих мгновений.
«Гроссмейстер» (1972)
Не самая заметная, но все равно драгоценная жемчужина в фильмографии Андрея Мягкова. В драме Сергея Микаэляна артист играет гроссмейстера Сергея Хлебникова, которому любовь к шахматам еще в детстве привил отец. «В шахматах любое чудо имеет основу. Царство разума, брат» – так говорил он, увы, не дожив до грядущих успехов сына. Тот был буквально одержим игрой и принес на алтарь побед страшную жертву. После серии удачных турниров он расстался с женой, не понимавшей и не принимавшей его поведение.
Альтернатива «шахматы или девушка» возникла не из воздуха. Это реальный эпизод из жизни сценариста Леонида Зорина, который однажды опоздал на свидание, решив во что бы то ни стало закончить партию. Шахматы обожал и режиссер Микаэлян, сняв в «Гроссмейстере» несколько знаменитых игроков. Участие одного из них, Виктора Корчного, даже стоило фильму проката. После поражения от Анатолия Карпова в поединке за титул чемпиона мира он обвинил Спорткомитет СССР в давлении, и ленту мгновенно запретили.
«Ход королевой» (1991)
Игра в шахматы прекрасно укладывается в формат классического детектива. Цепочка загадочных убийств нарушает покой участников турнира. Народ в ужасе. Полиция в замешательстве. Помощь приходит с неожиданной стороны – от гроссмейстера Питера (Кристофер Ламберт), вступающего с маньяком в пронизанное саспенсом противостояние.
Вообще все сюжеты, связанные с распутыванием подобных дел, напоминают шахматный поединок. Один игрок совершает ход. Другой вынужден на него реагировать и пытаться предугадать следующий шаг. Персонаж Ламберта старательно распутывает коварные планы оппонента, заодно лавируя между сюжетными дырами, и демонстрирует свои лучшие качества, чтобы спасти невинных и остановить негодяя.
«Дерзкий» (1994)
Незаслуженно забытая криминальная лента Боаза Якина («Вспоминая титанов») отсылает к метафоричности «Седьмой печати» – шахматы здесь тоже ассоциируются с превратностями жизненного пути. Иногда приходится принимать жесткие меры и сокрушать другие фигуры. Также не помешает стратегическое мышление, выдержка и рассудительность. Вот и герой «Дерзкого», 12-летний мальчишка из Бруклина, использует усвоенные навыки, чтобы вырваться из порочного круга наркотиков, преступности, волчьих законов выживания на улицах.
Учителем оказывается его отец (Сэмюэл Л. Джексон), неудачник, утопивший талант в литрах спиртного, но все еще способный кому угодно утереть нос в быстрых шахматах (с ограниченным игровым временем). Редкая птица – суровая история взросления, где, как и за доской, нет места эмоциям. Их вытесняют честолюбие, холодный расчет и яростное стремление загнать противника в угол. Иначе нельзя – выживает и побеждает только сильнейший.
«Защита Лужина» (2000)
Проза Владимира Набокова с трудом поддается экранизации, поэтому в извечном конфликте фильмов и книг пальма первенства здесь все-таки за вторыми. Впрочем, поклонникам шахмат вполне можно порекомендовать эту ленту о переплетении спортивной и романтической историй на итальянском курорте 1920-х, благо гроссмейстера Александра Лужина с привычным нервным надломом играет любимец братьев Коэн Джон Туртурро.
Несколько деталей романа, включая финал, подверглись трансформации, однако эпизоды поединков создатели старались снимать эмоционально и достоверно, привлекая в качестве консультантов реальных шахматистов. Мотивы одиночества за доской и связанной с этим психической нестабильности являются поистине неисчерпаемым источником для размышлений о хрупкости людских судеб, и режиссеру Марлен Горрис удалось придать им печальную элегантность.
«Гарри Поттер и философский камень» (2001)
Нашлось место шахматам и в созданном Дж.К. Роулинг волшебном мире Хогвартса. Любовь к этой игре подчеркивает гиковский статус Рона Уизли, который за доской был куда внимательнее и усерднее, чем за школьными учебниками. Старенькие шахматы Рона когда-то принадлежали его дедушке. Быть может, не столь существенная, но весьма симпатичная деталь, придающая его увлечению трогательный, человечный оттенок.
Рождественские сцены, где закутанные в теплые свитера Гарри и Рон коротают время в опустевшем Большом Зале, претендуют на звание самых уютных во всей франшизе. Да и в сюжете шахматам выпала далеко не последняя роль. Поединок с участием зловещих гигантских фигур оказывается финальным испытанием на пути к философскому камню, и друзья достойно преодолевают его, благодаря отваге и таланту Уизли. 50 баллов Гриффиндору – за лучшую партию в истории Хогвартса!
«Револьвер» (2005)
Гай Ричи и шахматы – поистине прекрасный союз. В перерывах между съемками режиссер не упускает возможности бросить вызов кому-нибудь из артистов и, как правило, обыгрывает всех одной левой. В «Револьвере» чем-то подобным занимается длинноволосый Джейсон Стэйтем, сформировавший целую «теорию разводки». Опытный шахматист подкармливает жертву иллюзорными надеждами, что у нее все под контролем, хотя на самом деле лишь помогает ей затянуть на шее петлю.
Единственный способ поумнеть – играть с сильными соперниками. Хочется верить, что коллеги Ричи по съемочной площадке теперь блистают интеллектом! А хитроумные маневры и формулы стэйтемовского героя применимы практически в любой профессии и ситуации. Нельзя недооценивать пешек и переоценивать ферзей. И те, и другие могут удивить – если их контролирует грамотный кукловод. На свете не существует проблем. Есть лишь ситуации. Как на доске, так и за ее пределами.
«Жертвуя пешкой» (2014)
В этом параноидальном триллере от голливудского тяжеловеса Эдварда Цвика («Легенды осени», «Последний самурай») безобидная игра в шахматы превращается в инструмент политической пропаганды. Пока в 1972 году полыхала холодная война, Бобби Фишер из США (Тоби Магуайр) и Борис Спасский из СССР (Лив Шрайбер) сражались за шахматную корону, олицетворяя напряженное противостояние сверхдержав.
Только ленивый не уколол этот фильм за несоответствие исторической действительности, хотя в контексте художественного произведения великий поединок выглядит остро и зрелищно. А неуравновешенный Фишер, которому на каждом шагу мерещились заговоры, пока что является последней большой ролью пропавшего с экранов Магуайра.
«Королева из Катве» (2016)
Мелодрама Миры Наир – образцовый пример душещипательного кино о маленьком человеке с большой мечтой. 10-летняя Фиона из Уганды помогает матери (Лупита Нионго) по хозяйству. Заботится о братике, продает на рынке кукурузу и не помышляет о покорении грандиозных вершин. Но однажды она встречает добродушного миссионера (Дэвид Ойелоуо), обучающего местную детвору азам шахмат. Вскоре в Фионе пробуждается интерес к игре, а заодно обнаруживается и природный талант, позволяющий надеяться на громкие победы.
В классической истории извилистого пути к звездам сквозь тернии сомнений и неудач нет революционной новизны. Зато в избытке искренней любви к людям и веры в высшее гуманистическое начало, добро, справедливость, благодаря чему даже в убежденных скептиках вспыхнет искра симпатии к обаятельной девчушке с похвальным желанием вытащить семью из нищеты.
Комментарии