1970-й, Лос-Анджелес. Руди Рэй Мур (Эдди Мерфи) работает в магазине грампластинок «Dolphin’s of Hollywood» (знаменитом заведении, существующем с 1948 года), а в свободное время обивает пороги радиостанций и объявляет выступления своего друга-музыканта Бена (Крэйг Робинсон). Но весь этот горе-конферанс и попытки сделать музыкальную карьеру определенно не предел мечтаний Руди: 43-летний энтузиаст не расстается с надеждой стать настоящей звездой и найти свой образ на сцене. И в один прекрасный день ему улыбается удача: услышав от знакомого бомжа очередную похабную рифмованную прибаутку, Мур смекает, что это и есть его золотая жила. Собрав компанию таких же лузеров-мечтателей, как и он сам, Руди записывает разговорный квартирник и за свой счет закатывает его на винил, после чего оказывается в обойме одного из лейблов и попадает в топ-25 Billboard. Но и этого ему мало: Мур хочет снять кино, чтобы прославиться на всю страну в образе своего alter ego — веселого здоровяка Долемайта…
Байопик, снятый Крэйгом Брюэром стал настоящим бенефисом Эдди Мерфи и появился как нельзя вовремя — как раз в тот момент, когда о black power вдруг начали говорить со звериной серьезностью даже в экранизациях комиксов. «Меня зовут Долемайт» легко стряхивает с темы пафос — так же, как и сам фильм 1975 года «Долемайт» в свое время сбил спесь с блэксплотейшена. Эксплуатационный поджанр успел обзавестись системой звезд: если ты не Джим Браун, Фред Уильямсон или Ричард Раундтри — гуляй мимо. Муру было далеко до всех вышеперечисленных, но свое имя в историю блэксплотейшена он все-таки вписал — как живой пример того, что энтузиазм и вера в себя способны свернуть горы. Руди стал настоящим героем гетто: не боясь выглядеть смешным и непонятым, он несся к своей цели с напором набравшего ход локомотива, сметая все препятствия на пути и заряжая энергией свою маленькую банду прекрасных дилетантов. Проще говоря, Мур стал эдаким черным Эдом Вудом 70-х, которого по-настоящему полюбили.
«Долемайт», восхитительный в своей искренности и непредумышленности трэш, снятый с горем пополам за сотню тысяч долларов, собрал в прокате 12 миллионов долларов, а разговорные альбомы Руди, замешанные на тех самых рифмованных прибаутках, пришедших из распространенной в черном сообществе игры The Dozens (предшественницы нынешних рэп-батлов), сделали Мура крестным отцом рэпа. Словом, Руди — не из тех, кто не сходил со страниц глянцевых журналов и постоянно мелькал в телевизоре, но нынешние профессионалы, от Снуп Догга до Криса Рока (оба получили камео в фильме Брюэра, сыграв радиодиджеев), отзываются о нем с гигантским уважением.
С не меньшим, так сказать, респектом снял свое кино и Брюэр, любовно и с мягким юмором воспроизведя атмосферу лихого, раскрепощающего веселья, царившую в черном комьюнити Лос-Анджелеса середины 70-х. «Меня зовут Долемайт» стал для режиссера проектом, к которому его безошибочно привела пока недолгая, но яркая карьера, пронизанная любовью к блэксплотейшену: в его «Суете и движении» сутенер пытался ворваться в хип-хоп-бомонд, а в «Стоне черной змеи» Сэмюэл Л. Джексон в рамках программы религиозно-сексуального перевоспитания натурально сажал на цепь Кристину Риччи. Обращение к фигуре Мура стало для Брюэра естественным продолжением всей этой задорной дичи — как, разумеется, и для Мерфи. Актер, выросший на «Долемайте» и похабных частушках Руди, не поднимался на такой высокий уровень игры со времен мюзикла «Девушки мечты», а как чистый комик так люто не веселился и вовсе с прошлого века.
Примечательно, наконец, и то, что «Меня зовут Долемайт» вышел в один год с «Однажды в… Голливуде»: из картин Тарантино и Брюэра любопытно было бы составить double feature. В этом почти пятичасовом киносеансе два ностальгических отчета о лос-анджелесской киношной и околокиношной жизни конца 60-х — начала 70-х дополняли бы друг друга, сталкивая альтернативную реальность большого Голливуда с суровыми, но чаще до колик смешными буднями грайндхаусного дна.
«Меня зовут Долемайт» доступен на Netflix.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…