Жизнелюбивая комедия о свете в конце смертельного диагноза.
Бойкая Таня (Александра Бортич) в одиночку воспитывает дочку и сыночка, работая по ночам таксисткой. Ее мало-мальски стройный уклад жизни разбивается вдребезги, когда бедняге ставят неутешительный диагноз – острый лейкоз. Но падать духом Тане нельзя, ведь надо срочно придумать, на кого детишек оставить в случае наиболее вероятного исхода болезни. А на нерадивых родственников и друзей на грани развода, увы, положиться нельзя. Тут-то и приходит в голову матери в беде безумная, но очень даже прагматичная идея – всеми правдами и неправдами разыскать себе мужчину и оставить его вдовцом с прицепом. А в таком нелегком деле, прямо как на войне, – все средства хороши.
Казалось бы, ну сколько уже свет видывал фильмов и сериалов про диагнозы разной степени необратимости. От предсказуемых мотивашек вроде «257 причин, чтобы жить» до неожиданно брутальных жанровых твистов, пускающихся во все тяжкие. На жалость такое кино давило, до колик смешило, пищу для размышлений разного толка давало. И даже дилемму о том, куда чад своих умирающим родителям-одиночкам девать, ставило – вспомнить хотя бы полный отчаяния «Бьютифул», где Алехандро Гонсалес Иньярриту на пару с Хавьером Бардемом щедро отсыпали драмы и практически безмолвного ужаса. Свою вариацию на тему «я умру, а вы останетесь» предложила и дебютантка Карина Чувикова, прежде известная в узких кругах как соавтор сериала «Нина». И заявила о себе во весь голос – сами посудите, абы кого открытием года на фестивалях не называют.
Уже с порога Чувикова сообщает, что носовыми платочками можно и не запасаться – ироничное название ее сериального первенца по-черному играется с особо чувствительными зрителями, предвещая буйство шуток разной степени циничности. Безусловно, онкология – дело безрадостное и, к сожалению, не обещающее хэппи-энда. Но при всей комедийности этого «химического» сериала никто и не умаляет серьезности таких диагнозов и не убегает от уместных для жанра предостережений. И если большинство драмедийных опусов о раке и его превратностях все же сильнее нажимали на слезные железы аудитории, «Между нами химия», как ни парадоксально, умудряется работать как последовательно смешной приключенческий киноквест с элементами ромкома. Обнадеживает и, мягко говоря, потрясает, как легко светлеет здешний небосвод, на котором тучи вроде уже вот-вот должны лопнуть и обрушиться на героиню кислотным ливнем безысходности.
Не прогадаем, если назовем главным локомотивом этого жанрового пиршества Сашу Бортич, чьи хрупкие плечи выдержали и драматический груз ее роли, и добрую половину всего юмора. Мало того что амплуа матери трудных подростков было в новинку актрисе, бейби-фейс которой все еще позволяет играть ей юных нимфеток. Так еще и не самые простые материи в виде шока от диагноза и скорби по погибшему мужу Саше показать пришлось – считай, прошла актерский аналог горящей избы. Да и не просто прошла, а еще и вокруг себя все преобразила и заставила исправно функционировать – за всеми взаимодействиями Тани с второстепенными персонажами, будь то отношения родительского, дружеского или романтического характера, наблюдать уж очень увлекательно. Что аж невмоготу дождаться разрешения каждой из веток, хоть линия судьбы главной героини и очерчена предельно ясно.
Пусть Таня и ведет себя как подобает сильной женщине, на попечении которой остались детки и домашняя суета, мирские слабости не чужды ее образу. От ее неспособности продать свою кандидатуру на рынке отношений и поверить в себя как во все еще привлекательную даму и расцветает романтическая линия сериала. Точнее, сразу несколько линий, ведь на роль жениха – иногда не осознавая того – здесь претендуют сразу несколько красавцев: то ли лечащий врач, то ли любовный коуч Тани (Евгений Сангаджиев), импозантный пройдоха из приложения для знакомств (Илья Лыков), добродушный, но инфантильный сосед (Кузьма Котрелев) и, наконец, неприступный герой Никиты Ефремова. С каждым из этих по-своему очаровательных мужчин наша мать года проявляет себя одновременно и как неустрашимая воительница, готовая ради своих отпрысков на все, и как нежная сентиментальная особа. Что вызывает и интерес, и неподдельное сочувствие.
Романтическая составляющая сериала, стремительно разгоняющаяся с третьего эпизода, все увереннее и увереннее начинает походить на интригующую визуальную новеллу. И пусть на выборы и реплики Тани мы повлиять не можем, менее захватывающими ее отчаянные поиски мужа не становятся. Так и хочется поставить на кого-то из «женихов», если бы лихие повороты сюжета поочередно не отдаляли героиню от самых, казалось бы, выигрышных вариантов, постепенно сближая ее с наименее очевидными претендентами. Примечательно при этом то, что каждый из экранного гарема Бортич смотрится свежо и неоднозначно, а не заканчивает архетипичным красавцем, богачом, лгуном или циником. В чем видна заслуга не только постановщицы и ее двух соавторов (к слову, тоже женщин), но и самих актеров, при всей своей непохожести нисколько не проигрывающих друг другу в природной харизме.
«Домашние» действующие лица, а именно детки Тани (Людмила Юлова и Мирон Проворов) и ее комичные горе-родственнички в исполнении Нелли Уваровой и Павла Ворожцова, добавляют сериалу еще больше жизни и жизненности. Несовершенство быта героини сильнее сближает ее с каждым из нас, при этом ослепляя светом, что проглядывает сквозь этот хаос и темноту будущего. Мол, за каждым хаотичным закатом следует успокаивающий и дарящий новые надежды рассвет – все по лучшим заветам кино, мотивирующего на разного рода преодоления. Только Чувикова не посыпает смысловые и технические рельсы сахаром для пущей приторности. А лишь развинчивает жанровые гайки еще сильнее – в подтверждение тому живая ручная камера и не менее выразительный монтаж с резкими склейками в духе Жоры Крыжовникова. Нежданно-негаданно, но все еще поразительно находчиво.
Хотя финальный аккорд в истории Тани прозвучит лишь в середине апреля, уверенно заключим, что химия между Чувиковой и малыми экранами случилась невиданная. Ее полноценный дебют летящей походкой спешит напомнить нам, что в любой безнадеге всегда должно найтись время, чтобы жить. И мы отнюдь не про унылую драму с Флоренс Пью, которая буквально с самого старта задыхается от нехватки живительного кислорода. От предсмертных приключений Бортич в мире мужчин, напротив, хочется дышать полной грудью и наслаждаться всем временем, отведенным нам на радости и гадости. «Любовь сильнее болезни», – гласит слоган, встречающий нас в конце каждой серии. Неумолимо простая истина, но лучше действительно и не скажешь – любовь к близким, себе и миру исцеляет. Пусть и не всегда в прямом смысле слова, но в моральном уж точно. Как говорится, спеши любить!
Комментарии