В документальной секции 42-го ММКФ зрителям показали новый фильм Андрея Кончаловского. «Человек неунывающий» собран из десятков мини-интервью жителей страны и позволяет столичному зрителю хотя бы ненадолго вырваться за пределы МКАД.
«Страна большая. Мы же варимся в московском бульоне», – скажет Андрей Кончаловский после показа и, как обычно, будет прав.
Географическая выборка в фильме обширнейшая – Краснодар и Иркутск, Крым и Еврейская АО, Тюмень и Дальний Восток. Больше внимания режиссер уделяет жителям деревень и станиц, живущим посреди бескрайних просторов, – коренным обитателям или добровольным переселенцам. «160 километров в одну сторону и примерно столько же в другую – район маленький, на самом деле», – говорит одна из героинь ленты. И говорит так просто и естественно, что эти цифры постепенно начинают укладываться в голове у тех, кто живет в перенаселенных мегаполисах.
Российские просторы – отражение широты русской души вкупе с ее вечным «эх, где наша не пропадала» – создают сильнейший эффект погружения. Герои подобраны под стать – «Человек неунывающий» подкупает непосредственностью детей и искренностью взрослых, не растерявших чувства юмора с годами.
Быт, который по всем параметрам можно было бы назвать безрадостным, не вызывает ощущения тотальной безысходности. Герои не зацикливаются на неприятностях, которых в их жизнях хватает – от финансового неблагополучия до страшных болезней. Они ко всему подходят с юмором и либо решают проблемы по мере их поступления, либо переключаются на другие дела, не сетуя на судьбу. С негативистской точки зрения такой подход можно было бы емко охарактеризовать фразой про спасение утопающих, однако пессимизму в фильме, который полностью построен на концепте надежды, просто нет места.
Остросоциальная и политическая повестки, хоть и являются неотъемлемой частью повествования, аккуратно сдвинуты на второй план. Не слишком заострено внимание и на грандиозном советском прошлом (зато есть вскользь брошенное «время идет, но не здесь»), и на том, что Россия не ограничивается какой-то одной национальностью. Вперед выведены именно люди – с их привычным укладом жизни и сопутствующими проблемами. Работяги, день за днем крутящиеся как белки в колесе, пытаются свести концы с концами, рассказывают о своих жизнях, цитируют великих, отмахиваются от горестей и попутно отвечают на вопросы – каверзные и не очень. Каждый при этом может обосновать свою точку зрения, высказываясь о религии и вере, смысле жизни и демократии, любви к родине и счастье.
Из-за такого подхода не приходится говорить ни об обобщениях (хотя картинка вырисовывается очень наглядная), ни о фальши. Более того, периодически документальный налет практически полностью исчезает, и «Человек неунывающий» производит впечатление художественного фильма – играет свою роль и мастерство оператора, и отсутствие закадровой речи, обычно убивающей всю жизнь в кадре, и прямодушие людей, оказавшихся перед камерой.
Для Андрея Кончаловского «Человек неунывающий» – полновесное, хотя и не всеобъемлющее исследование нашей ментальности, где размашистые мазки чередуются с точечными. Философские материи, типично русский антураж и внутренний стержень героев – то, на чем держится его новый фильм, оставляющий после себя не сладко-горькое послевкусие, а ощущение потрясения и беспомощности.
Благодарность за то, что у тебя есть, – это вещь, конечно, хорошая, и, пожалуй, ее даже можно назвать высшей степенью мудрости. Но слишком хорошо цитаты героев рифмуются со статическими данными, приведенными на финальных титрах. По-детски непринужденное «жизнь хороша, чего еще желать» – с тем, что каждый четвертый ребенок в стране живет за чертой бедности, а философское взрослое «много еще от бога зависит» – с тем, что 81% населения считает себя счастливыми людьми. Впрочем, комбинации могут быть разными – за полтора часа их набирается более чем достаточно.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…