На 43-м ММКФ еще до официального открытия показали один из самых ожидаемых фильмов – «Человек божий», где в одном кадре можно увидеть и Микки Рурка, и Александра Петрова. Замысел Елены Попович изначально был интригующим: снимать в XXI веке игровой фильм про Нектария Эгинского, при жизни пережившего гонения от лица церкви, но в конце концов признанного ей святым, – задача нетривиальная.
Во-первых, специфичная тематика сразу сужает аудиторию. Во-вторых, есть риск не удержать баланс: уйти в чрезмерное морализаторство или обрисовать образ Нектария, о котором публика и так ничего не знает, слишком абстрактно.
Учитывая, что «Человек божий» – второй полнометражный фильм Попович, эти опасения оправдываются. Главный герой сразу предстает перед зрителем словно на недостижимом пьедестале, как бы его не чернили представители церкви. При этом экспозиция – иерарха не выносят в клерикальной верхушке и едва ли не боготворят простые люди – проговаривается другими.
Та же ситуация и с редкими внутренними терзаниями героя: все постоянно упоминают об уникальном даре Нектария, но какие-либо активные действия, помимо напутствий и благословений, сам он совершает лишь во втором акте. При этом сценарий по-прежнему не предусматривает возможности усомниться в его святости.
Твердая авторская позиция, подкрепленная доказательной базой, – это, конечно, прекрасно, но почти 2 часа наблюдать за тем, как подвергающийся гонениям человек вообще никак не меняется (дух его силен, а вера крепка) очень сложно. Испытаний вроде бы много, а итог все равно один.
Ситуацию усугубляет и то, что окружающие святого люди делятся на тех, кто очарован им и его стойкой верой, и тех, кто развращен деньгами, властью или подозрениями. Все это лишь эмоциональная манипуляция – особенно когда Нектария, уже немощного и дряхлого старика, прилюдно избивают, а он продолжает следовать принципу «подставь другую щеку». Вдобавок, внутренние конфликты второстепенных персонажей если и прописаны, то пунктирно, и в итоге ни к чему не приводят.
Александра Петрова, играющего помощника святого, в картине много (он появляется в традиционном для себя амплуа и прекрасно вписывается в происходящее), но за Микки Рурком можно наблюдать буквально две минуты. При этом почти весь его перфоманс, полный драматизма и внутренней надломленности, теряется на фоне оглушающей музыки. А вот грек Арис Серветалис (Нектарий) положительно монументален – ему хватает сил и таланта вытянуть эту роль, сложную в том числе из-за ее одномерности.
Из неожиданных сюрпризов – то, как показанные в фильме события резонируют с сегодняшними тенденциями – той же самой культурой отмены. Есть пара моментов из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно», касающиеся бюрократических проволочек и перекладывания отвественности, но ничего нового «Человеку божьему» не удается сказать и здесь.
Даже при всех редких плюсах картины, к ним можно отнести и операторскую работу с цветокоррекцией, остается открытым вопрос: кто сейчас готов смотреть экранизацию жития – с бесконечными театральными паузами, заунывной музыкой и долгими молитвами, которые создают необходимую атмосферу, но при этом необратимо разрушают саму кинематографическую канву.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…