Кино

«Человек божий»: Экранизация жития святого с Микки Рурком и Александром Петровым

На 43-м ММКФ еще до официального открытия показали один из самых ожидаемых фильмов – «Человек божий», где в одном кадре можно увидеть и Микки Рурка, и Александра Петрова. Замысел Елены Попович изначально был интригующим: снимать в XXI веке игровой фильм про Нектария Эгинского, при жизни пережившего гонения от лица церкви, но в конце концов признанного ей святым, – задача нетривиальная.

Во-первых, специфичная тематика сразу сужает аудиторию. Во-вторых, есть риск не удержать баланс: уйти в чрезмерное морализаторство или обрисовать образ Нектария, о котором публика и так ничего не знает, слишком абстрактно.

Кадр из фильма «Человек божий»

Учитывая, что «Человек божий» – второй полнометражный фильм Попович, эти опасения оправдываются. Главный герой сразу предстает перед зрителем словно на недостижимом пьедестале, как бы его не чернили представители церкви. При этом экспозиция – иерарха не выносят в клерикальной верхушке и едва ли не боготворят простые люди – проговаривается другими.

Та же ситуация и с редкими внутренними терзаниями героя: все постоянно упоминают об уникальном даре Нектария, но какие-либо активные действия, помимо напутствий и благословений, сам он совершает лишь во втором акте. При этом сценарий по-прежнему не предусматривает возможности усомниться в его святости.

Твердая авторская позиция, подкрепленная доказательной базой, – это, конечно, прекрасно, но почти 2 часа наблюдать за тем, как подвергающийся гонениям человек вообще никак не меняется (дух его силен, а вера крепка) очень сложно. Испытаний вроде бы много, а итог все равно один.  

Кадр из фильма «Человек божий»

Ситуацию усугубляет и то, что окружающие святого люди делятся на тех, кто очарован им и его стойкой верой, и тех, кто развращен деньгами, властью или подозрениями. Все это лишь эмоциональная манипуляция – особенно когда Нектария, уже немощного и дряхлого старика, прилюдно избивают, а он продолжает следовать принципу «подставь другую щеку». Вдобавок, внутренние конфликты второстепенных персонажей если и прописаны, то пунктирно, и в итоге ни к чему не приводят. 

Александра Петрова, играющего помощника святого, в картине много (он появляется в традиционном для себя амплуа и прекрасно вписывается в происходящее), но за Микки Рурком можно наблюдать буквально две минуты. При этом почти весь его перфоманс, полный драматизма и внутренней надломленности, теряется на фоне оглушающей музыки. А вот грек Арис Серветалис (Нектарий) положительно монументален – ему хватает сил и таланта вытянуть эту роль, сложную в том числе из-за ее одномерности.

Из неожиданных сюрпризов – то, как показанные в фильме события резонируют с сегодняшними тенденциями – той же самой культурой отмены. Есть пара моментов из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно», касающиеся бюрократических проволочек и перекладывания отвественности, но ничего нового «Человеку божьему» не удается сказать и здесь.

Даже при всех редких плюсах картины, к ним можно отнести  и операторскую работу с цветокоррекцией, остается открытым вопрос: кто сейчас готов смотреть экранизацию жития – с бесконечными театральными паузами, заунывной музыкой и долгими молитвами, которые создают необходимую атмосферу, но при этом необратимо разрушают саму кинематографическую канву.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Вальсируя с Брандо»: Как построить рай на Таити

Чего вы ждете от байопика о Марлоне Брандо? Классический сюжет о пути к успеху невероятно талантливого парня, который и сегодня…

12 минут назад

В Малом театре показали «Анну Каренину»

На Исторической сцене Малого театра состоялась премьера «Анны Карениной» по одноименному роману Льва Толстого. Сюжет произведения разворачивается вокруг семейной драмы,…

14 часов назад

Фестиваль «Победили вместе» имени Владимира Меньшова стартует в Сочи

В Сочи с 10 по 17 ноября проходит кинофестиваль «Победили вместе». В конкурсные программы в этот раз вошли 22 документальных…

16 часов назад

Национальная премия «Большая цифра» принимает заявки на 2026 год

17–18 февраля 2026 года в рамках медиафорума в Москве пройдет финал конкурса XVII Национальной премии «Большая цифра». Чтобы принять участие в престижном…

17 часов назад

Мария Лемешева: «Бриллиантовая бабочка» – вклад в общее будущее

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка» представляет собой мощный импульс к возрождению подлинного кинематографического диалога. Так считает главный редактор журнала «КиноРепортер»…

18 часов назад

«Везунчики»: Киану Ривз в роли ангела борется с социальным неравенством

Ангел низшего звена по имени Гавриил, специализирующийся на предотвращении ДТП, однажды превышает свои полномочия, чтобы спасти заблудшую душу. То есть,…

18 часов назад