Когда-то Патрик (Джош О’Коннор) и Арт (Майк Фейст) были закадычными дружбанами. Вместе жили, вместе учились, вместе выиграли юниорский US Open в парном разряде. А потом между ними прошмыгнула черная кошка. Точнее, тоненькая, как тростинка, восходящая теннисная звездочка Таши (Зендея). Увидев ее в белоснежной юбчонке, парни мигом голову потеряли. Сначала первый с ней мутить стал. Затем второй. А сама Таши из-за травмы завязала с теннисом и в тренеры подалась. Переплелись, в общем, запутались их отношения. Но рано или поздно Арт и Патрик, разыгравшие на корте ташин номерок, опять скрестят ракетки. И Таши явно будет неподалеку.
«Претенденты» гламурного итальянца Гуаданьино («Назови меня своим именем», «Целиком и полностью») завирусились задолго до релиза. Виной тому – клубничка из трейлера: Зендея в компании двух юношей сидит на кровати, целует то одного, то другого, но самое интересное остается за кадром. Смотрите, дескать, фильм, и будет вам счастье. Естественно, всем не терпелось увидеть менаж а труа во главе с голливудской обаяшкой. Но пока поклонники Зендеи, Луки, тенниса и любовных треугольников ждали «Претендентов», эпизод успел разлететься на мемы. Народ выкладывал скрины из разных картин, где фигурировали девочка и два мальчика, с надписью Challengers. Глупый, но смешной тренд, поскольку фигурировали там то Эдвард, Джейкоб и Белла, то Бивис, Баттхед и Дарья.
Поэтому трудно не захихикать, когда долгожданная сцена наконец всплывает в кино. Но тут же веселье и предвкушение сменяются отвратным чувством, что тебя объегорили. И проблема не в том, что и в этом эпизоде, и в более позднем, где экран истекает прямо-таки эротизмом, никакого секса не случается (если кратко, всех динамит Зендея). Две постельных интерлюдии, где до постели, собственно, дело и не доходит, – показательный пример того, как Гуаданьино на пару со сценаристом Джастином Куритцкесом недокручивают напряжение и в прочих моментах. Да, здесь хватает измен, подозрений, манипуляций – куда ж без них в мелодраме. Да, саспенс тоже присутствует – куда ж без него в теннисе и отношениях. Но катастрофически недостает эмоциональных взрывов, которые бы захлестывали с головой. Зато безотказно действует правило: в любой непонятной ситуации – целуйся!
Еще, кстати, в «Претендентах» совершенно нет второго плана. Все прочие артисты, помимо Фейста, О’Коннора и Зендеи, – чисто массовка. В кадре все время маячит как минимум один участник центрального трио. А история вертится вокруг их личных и профессиональных связей, растянутых на 13 лет. За эти годы Арт вырастает в суперзвезду, царит на соревнованиях «Большого Шлема» и женится на Таши. Патрик же спускает талант в известное место и превращается в теннисного клошара, который кочует по второсортным турнирам, спит в машине и клянчит еду. Но у судьбы есть чувство юмора: в финале очередного челленджера сразятся Арт и Патрик. Таши записала супруга на состязание для игроков за пределами топ-листа, дабы вернуть ему веру в себя за счет расправы над низкорейтинговыми оппонентами. На кону, стало быть, скорее не спортивная победа, а самоутверждение в глазах дамы. Прямо рыцарский турнир. Только без жертв.
Казалось бы, теннис, самый одинокий вид спорта, – идеальный фон для фирменных сюжетов Гуаданьино. И характеры человеческие можно перелопатить, и потные тела всласть поснимать. И то и другое Лука делает ловчее, чем масса коллег-режиссеров. Пижонские съемки матчей любой видеоклип бы украсили. Чего стоит хотя бы внезапное переключение на POV-ракурс. Или управление камерой как бы от лица теннисного мяча. За философствованиями тройки героев о любви и карьере тоже наблюдать небезынтересно. И сетовать на тяжкую долю таких вот парней и девчонок, далеко не каждый(ая) из которых становится Новаком Джоковичем или Ариной Соболенко. Большинство обречены на забвение, а ведь они только и могут, что ракеткой махать. И чем прикажете им в жизни заняться?
В лучшие моменты, когда персонажи болезненно осознают свою неприкаянность и отсутствие радужных перспектив, «Претенденты» кажутся честным и трагичным высказыванием о молодости, потраченной непонятно на что, и людях-чужаках, не способных на искреннюю привязанность. Все здесь чего-то друг от друга хотят. Наивным идеализмом заражен лишь бедолага Арт, но рядом с трикстером Патриком и требовательной Зендеей он находится заведомо в проигрышной позиции. В схватке на челленджере теннисисты раз за разом меняются местами (три сета – условные три акта сюжета, Аарон Соркин одобряет). И ты с нетерпением ждешь, как же завершит эту партию кукловод Гуаданьино, как же расположатся его фигуры на корте, кто окажется в дураках, а кто вырвется в дамки.
Но в финальной части Лука, будь он неладен, умудряется испортить вообще все. Мужчину, видать, основательно покусал Зак Снайдер, ибо последние розыгрыши последнего сета сняты сплошь в мучительно тягучем рапиде, что быстро перестает казаться стильным режиссерским трюком и превращается в невыносимую пытку. «Претенденты» до конца остаются осязаемым, тактильным, разгоряченным кино, по которому струятся пиво и пот. Но то самое высказывание, каким фильм выглядел прежде, тает под палящим солнцем Нью-Йорка: Гуаданьино будто решил не доигрывать матч и свалил с корта, предоставив зрителям недоуменно таращиться в пустоту под вибрирующую тему Трента Резнора и Аттикуса Росса (даже роскошный саунд в итоге начинает бесить).
Драматичный клубок не распутался. Ни один из откровенно тупых углов амурного треугольника не заострился. В контексте «Претендентов» открытость развязки кажется не манящим многоточием, а скорее жирным вопросительным знаком. Каждый герой к тому времени прошел долгий извилистый путь. А Гуаданьино взял да и сплел их ниточки в странный (то есть стра-а-а-а-нный, все же в рапиде) клубок, что порхает над кортом на глазах изумленной публики, а потом ударяется в сетку и плюхается вниз. Неужто не врал Патрик, заявляя, что tennis is boring?
Тут уже ни песни Спрингстина с Боуи не спасают, ни Зендея в коротких шортиках, ни яростные камоны и победоносно поднятые кулачки. Реальные турниры – те же челленджеры – регулярно такие сюжеты подкидывают, такие твисты, такие страсти, что «Претендентам» и не снилось. Но разве не должно быть наоборот?
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…