Кино

«Претенденты» Луки Гуаданьино: Любовный треугольник без острых углов

Когда-то Патрик (Джош О’Коннор) и Арт (Майк Фейст) были закадычными дружбанами. Вместе жили, вместе учились, вместе выиграли юниорский US Open в парном разряде. А потом между ними прошмыгнула черная кошка. Точнее, тоненькая, как тростинка, восходящая теннисная звездочка Таши (Зендея). Увидев ее в белоснежной юбчонке, парни мигом голову потеряли. Сначала первый с ней мутить стал. Затем второй. А сама Таши из-за травмы завязала с теннисом и в тренеры подалась. Переплелись, в общем, запутались их отношения. Но рано или поздно Арт и Патрик, разыгравшие на корте ташин номерок, опять скрестят ракетки. И Таши явно будет неподалеку.

«Претенденты» гламурного итальянца Гуаданьино («Назови меня своим именем», «Целиком и полностью») завирусились задолго до релиза. Виной тому – клубничка из трейлера: Зендея в компании двух юношей сидит на кровати, целует то одного, то другого, но самое интересное остается за кадром. Смотрите, дескать, фильм, и будет вам счастье. Естественно, всем не терпелось увидеть менаж а труа во главе с голливудской обаяшкой. Но пока поклонники Зендеи, Луки, тенниса и любовных треугольников ждали «Претендентов», эпизод успел разлететься на мемы. Народ выкладывал скрины из разных картин, где фигурировали девочка и два мальчика, с надписью Challengers. Глупый, но смешной тренд, поскольку фигурировали там то Эдвард, Джейкоб и Белла, то Бивис, Баттхед и Дарья.

Поэтому трудно не захихикать, когда долгожданная сцена наконец всплывает в кино. Но тут же веселье и предвкушение сменяются отвратным чувством, что тебя объегорили. И проблема не в том, что и в этом эпизоде, и в более позднем, где экран истекает прямо-таки эротизмом, никакого секса не случается (если кратко, всех динамит Зендея). Две постельных интерлюдии, где до постели, собственно, дело и не доходит, – показательный пример того, как Гуаданьино на пару со сценаристом Джастином Куритцкесом недокручивают напряжение и в прочих моментах. Да, здесь хватает измен, подозрений, манипуляций – куда ж без них в мелодраме. Да, саспенс тоже присутствует – куда ж без него в теннисе и отношениях. Но катастрофически недостает эмоциональных взрывов, которые бы захлестывали с головой. Зато безотказно действует правило: в любой непонятной ситуации – целуйся!

Еще, кстати, в «Претендентах» совершенно нет второго плана. Все прочие артисты, помимо Фейста, О’Коннора и Зендеи, – чисто массовка. В кадре все время маячит как минимум один участник центрального трио. А история вертится вокруг их личных и профессиональных связей, растянутых на 13 лет. За эти годы Арт вырастает в суперзвезду, царит на соревнованиях «Большого Шлема» и женится на Таши. Патрик же спускает талант в известное место и превращается в теннисного клошара, который кочует по второсортным турнирам, спит в машине и клянчит еду. Но у судьбы есть чувство юмора: в финале очередного челленджера сразятся Арт и Патрик. Таши записала супруга на состязание для игроков за пределами топ-листа, дабы вернуть ему веру в себя за счет расправы над низкорейтинговыми оппонентами. На кону, стало быть, скорее не спортивная победа, а самоутверждение в глазах дамы. Прямо рыцарский турнир. Только без жертв.

Казалось бы, теннис, самый одинокий вид спорта, – идеальный фон для фирменных сюжетов Гуаданьино. И характеры человеческие можно перелопатить, и потные тела всласть поснимать. И то и другое Лука делает ловчее, чем масса коллег-режиссеров. Пижонские съемки матчей любой видеоклип бы украсили. Чего стоит хотя бы внезапное переключение на POV-ракурс. Или управление камерой как бы от лица теннисного мяча. За философствованиями тройки героев о любви и карьере тоже наблюдать небезынтересно. И сетовать на тяжкую долю таких вот парней и девчонок, далеко не каждый(ая) из которых становится Новаком Джоковичем или Ариной Соболенко. Большинство обречены на забвение, а ведь они только и могут, что ракеткой махать. И чем прикажете им в жизни заняться?

В лучшие моменты, когда персонажи болезненно осознают свою неприкаянность и отсутствие радужных перспектив, «Претенденты» кажутся честным и трагичным высказыванием о молодости, потраченной непонятно на что, и людях-чужаках, не способных на искреннюю привязанность. Все здесь чего-то друг от друга хотят. Наивным идеализмом заражен лишь бедолага Арт, но рядом с трикстером Патриком и требовательной Зендеей он находится заведомо в проигрышной позиции. В схватке на челленджере теннисисты раз за разом меняются местами (три сета – условные три акта сюжета, Аарон Соркин одобряет). И ты с нетерпением ждешь, как же завершит эту партию кукловод Гуаданьино, как же расположатся его фигуры на корте, кто окажется в дураках, а кто вырвется в дамки.

Но в финальной части Лука, будь он неладен, умудряется испортить вообще все. Мужчину, видать, основательно покусал Зак Снайдер, ибо последние розыгрыши последнего сета сняты сплошь в мучительно тягучем рапиде, что быстро перестает казаться стильным режиссерским трюком и превращается в невыносимую пытку. «Претенденты» до конца остаются осязаемым, тактильным, разгоряченным кино, по которому струятся пиво и пот. Но то самое высказывание, каким фильм выглядел прежде, тает под палящим солнцем Нью-Йорка: Гуаданьино будто решил не доигрывать матч и свалил с корта, предоставив зрителям недоуменно таращиться в пустоту под вибрирующую тему Трента Резнора и Аттикуса Росса (даже роскошный саунд в итоге начинает бесить).

Драматичный клубок не распутался. Ни один из откровенно тупых углов амурного треугольника не заострился. В контексте «Претендентов» открытость развязки кажется не манящим многоточием, а скорее жирным вопросительным знаком. Каждый герой к тому времени прошел долгий извилистый путь. А Гуаданьино взял да и сплел их ниточки в странный (то есть стра-а-а-а-нный, все же в рапиде) клубок, что порхает над кортом на глазах изумленной публики, а потом ударяется в сетку и плюхается вниз. Неужто не врал Патрик, заявляя, что tennis is boring?

Тут уже ни песни Спрингстина с Боуи не спасают, ни Зендея в коротких шортиках, ни яростные камоны и победоносно поднятые кулачки. Реальные турниры – те же челленджеры – регулярно такие сюжеты подкидывают, такие твисты, такие страсти, что «Претендентам» и не снилось. Но разве не должно быть наоборот?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

4 часа назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

6 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

10 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

11 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

15 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад