Первый провал Вачовски, «Скуби-Ду» от Джеймса Ганна и отечественная классика.
В сети наконец-то появился дебютный трейлер «Как приручить дракона», очередной экранизации диснеевских мультфильмов. Правда, смысла в этом проекте для зрителей не очень много, поскольку, судя по промоматериалам, нас ждет чуть ли не покадровый перенос оригинального анимационного проекта. Как бы там ни было, «КиноРепортер» решил вспомнить, какие еще мультфильмы трансформировались в художественные ленты.
«Флинтстоуны» (1994)
Работа над экранизацией «Флинтстоунов» велась с 1985 года. Создатели долгое время не могли определиться с нужной историей. Один из сценарных черновиков даже отсылал к роману Джона Стейнбека «Гроздья гнева» – по сюжету, Фред и Барни покидали родной город во время Великой депрессии и отправлялись через всю страну в поисках работы. Однако ни этот, ни другие сюжеты не понравились Ричарду Доннеру, который на тот момент значился режиссером. Кресло постановщика в итоге занял Брайан Левант, выпустивший неплохого «Бетховена» (1992). На роль Фреда Флинтстоуна пробовались такие звезды, как Джон Кэнди, Джим Белуши, Дэн Эйкройд, Билл Мюррей и Чеви Чейз. Но большинство кандидатов оказались слишком худыми (грим и костюм «толстяка» авторы решили не использовать). Единственным подходящим актером оставался Джон Гудман, и если бы он отказался от участия, ленту так бы и не сняли.
«Флинтстоуны» получили преимущественно негативные отзывы критиков, однако это не помешало комедии собрать внушительную кассу. При бюджете $46 млн фильм заработал в прокате $341,6 млн. Экранизация также оказалась в списках худших картин года (причем во многих изданиях заняла первое место) и удостоилась двух «Золотых малин». К слову, для категории «Худшая женская роль второго плана» организаторы антипремии выбрали Элизабет Тейлор, для которой участие в фильме стало последней работой в кино. Несмотря на неоднозначные результаты, через несколько лет «Флинтстоуны» обзавелись сиквелом с другим актерским составом, что не уберегло проект ни от разгромных отзывов, ни от кассового провала.
«101 далматинец» (1996)
В основу «101 далматинца» лег одноименный диснеевский мультфильм 1961 года, рассказывающий о композиторе Роджере, его жене Аните и их собаках Понго и Пэдди. Работа над игровым ремейком началась в середине 1990-х. Сценарий написал Джон Хьюз, который также посоветовал выбрать Гленн Клоуз на роль Круэллы де Виль. Сама актриса поначалу отклонила предложение авторов. Однако оскароносный художник по костюмам Энтони Пауэлл, с которым актриса уже работала над бродвейским шоу «Бульвар Сансет», убедил ее согласиться. Помимо Клоуз в «101 далматинце» также снялись Джефф Дэниелс, Джоэли Ричардсон, Хью Лори и Марк Уильямс.
Как и в случае с «Флинтстоунами», экранизация вышла неоднозначной. Лента получила смешанные отзывы журналистов, однако хорошо показала себя в прокате, заработав $320,7 млн при бюджете $67 млн. Более того, за злодейскую роль Клоуз номинировали на «Золотой глобус», а сам фильм – на премию BAFTA в категории «Лучший грим и прически». В 2000 году Disney выпустил продолжение «101 далматинца», но даже участие Клоуз не спасло его от неудачи. Сиквел провалился в прокате и, по сути, поставил крест на будущих фильмах. Компания вернулась к культовому собачьему бренду только в 2021 году, когда на широких экранах вышла «Круэлла» с Эммой Стоун в главной роли.
«Инспектор Гаджет» (1999)
Первоначально адаптировать популярный мультсериал «Инспектор Гаджет» для широких экранов намеревалась Universal Pictures. В 1993 году студия купила права на экранизацию и заключила контракт с Айвеном Райтманом на продюсирование проекта. Однако после того, как Disney приобрела DIC Entertainment, выпускавшую оригинальный мультсериал, «Инспектор Гаджет» перешел в «мышиные» руки. Какое-то время на роль режиссеров рассматривались братья Фаррелли, которые хотели позвать с собой в проект Джима Керри, а также Мартин Скорсезе. Но в итоге Disney доверил экранизацию малоизвестному постановщику Дэвиду Келлоггу, до этого снимавшему преимущественно рекламные ролики.
Отсутствие у режиссера должного опыта не могло не сказаться на результате. Комедию хвалили за актерский состав и приятную семейную атмосферу, но ругали за визуал, сценарий и то, что она не представляет собой «ничего особенного». «Инспектор Гаджет» с Мэттью Бродериком и Рупертом Эвереттом провалился в прокате и заработал несколько номинаций на антипремии Stinkers Bad Movie Awards. При таких показателях Disney не могла выпустить продолжение фильма в кинотеатрах, и оно появилось в 2003 году сразу на носителях. Разумеется, уже без участия голливудских звезд первой величины. Иронично, но сиквел получил куда более высокие оценки, чем оригинал: 40% на Rotten Tomatoes против 20%.
«Скуби-Ду» (2002)
Впервые Скуби-Ду и его друзья-сыщики появились на малых экранах в 1969 году. До конца столетия мультяшный пес успел обзавестись сразу несколькими отдельными сериалами и к началу нулевых сохранил популярность среди зрителей. Warner Bros. приступила к производству фильма, и сначала сценарий поручили Джею Когану и Майку Майерсу, которому вдобавок досталась роль Шэгги. Но стороны не смогли прийти к договоренности. И тогда за «Скуби-Ду» взялся Раджа Госнелл в компании Джеймса Ганна, написавшего сценарий. А главные роли исполнили Фредди Принц-мл., Сара Мишель Геллар, Мэттью Лиллард и Линда Карделлини.
Зная Ганна и его своеобразный для некоторой аудитории юмор, неудивительно, что фильм изначально придерживался более мрачного тона и содержал больше шуток для взрослой публики. Как отмечали актеры, проект превратился в семейное кино в процессе производства, и немало сцен пришлось вырезать. В 2017 году Ганн подтвердил существование версии «Скуби-Ду» с рейтингом R, но она по тем или иным причинам так и не увидела свет. Спустя пару лет после премьеры оригинального фильма та же команда выпустила продолжение, а сам Ганн уже готовился к съемкам триквела как сценарист и режиссер. Но из-за низких сборов второй части и отрицательных отзывов следующий фильм о Скуби-Ду пришлось отменить.
«Спиди Гонщик» (2008)
После триумфальной «Матрицы» Вачовски взяли небольшой творческий перерыв. Вернулись они лишь спустя пять лет с необычным проектом – адаптацией аниме-сериала 1960-х «Спиди гонщик», который сложно назвать популярным. Проект почти два десятилетия лежал у Warner Bros. на полке, и только после кассового успеха «Матрицы» и ее существенного вклада в развитие визуальных эффектов студия доверила фильм одному из своих главных активов – Вачовски. Боссы хотели создать исключительно семейный блокбастер, однако режиссеры видели в «Спиди Гонщике» уникальную возможность поэкспериментировать с приемами постмодернистского кино.
К сожалению, экранизация аниме-сериала оказалась для Вачовски первым крупным провалом. Лента, собрав в мировом прокате $93,9 млн, не смогла выйти даже на уровень своего бюджета ($120 млн). Не помогли и впечатляющие визуальные эффекты, акцент на которых негативно повлиял на нарративную структуру фильма и персонажей. Вачовски не исключали возможность снять продолжение «Спиди Гонщика», однако WB уже не видела в нем потенциала. Со временем интернет-аудитория сменила гнев на милость. Немало пользователей и критиков пересмотрели мнение насчет экранизации Вачовски, назвав ее «одним из самых недооцененных фильмов» и «невоспетым шедевром».
«Повелитель стихий» (2010)
В конце нулевых поп-культуру охватила аватаромания. Одни фанатели от визуального пиршества Джеймса Кэмерона, а другие следили за приключениями Аанга, лысого мальчишки с голубой стрелой на голове. Не успел мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» завершиться, как на волне его популярности Paramount и Nickelodeon объявили о разработке экранизации. Проект задумывался как трилогия, режиссером, продюсером и сценаристом которой неожиданно назначили М. Найта Шьямалана. Режиссер, прежде не работавший в семейном жанре, оказался большим поклонником оригинала.
«Как только я увидел удивительный мир, созданный Майком [Данте ДиМартино] и Брайаном [Кониецко], я понял, что из него получится отличный художественный фильм», – отметил Шьямалан в интервью.
Лента на тот момент оказалась самым дорогим проектом режиссера и самым кассовым фильмом Nickelodeon Movies. При бюджете $150 млн «Повелитель стихий» (избавившийся в названии от слова «аватар» из-за фильма Кэмерона) собрал в мировом прокате $319,7 млн, чего для окупаемости не хватило. На сборы повлияло и большое число негативных отзывов – фильм Шьямалана получил рейтинг одобрения 5% на Rotten Tomatoes. Он и по сей день остается самой низкооцененной работой постановщика.
«Бременские музыканты» (2024)
В 2020-х вместе со сказочным бумом в российской киноиндустрии появился и другой тренд – экранизации отечественной анимационной классики. Одним из первых его представителей стали «Бременские музыканты», в основу которых легли знаменитые одноименные произведения «Союзмультфильма». При этом создатели не просто взяли знакомую историю, но дополнили ее новым сюжетным контентом. Например, зрители узнали о детстве Трубадура в исполнении Тихона Жизневского и о становлении звериного рок-коллектива.
«В нашем сказочном мире заложено много нового и интересного, чтобы расширить историю мультфильма, в котором, конечно, потрясающий сюжет, сочный и яркий, но короткий. Так появились и детство Трубадура, и знакомство с животными. А любовь и музыка, меняющие мир к лучшему, стали главными темами картины», – рассказал Жизневский.
«Бременские музыканты» получили преимущественно положительные отзывы зрителей и показали отличные результаты в прокате. Всего за несколько дней фильм заработал миллиард рублей, а его окончательные сборы составили 3,095 млрд рублей. Это позволило «Бременским музыкантам» ворваться в пятерку самых кассовых российских картин.
«Летучий корабль» (2024)
Следом за «Бременскими музыкантами» в российский прокат ворвался «Летучий корабль» с Александром Метелкиным и Ксенией Трейстер. Оригинальную историю мультфильма дополнили новыми сюжетными линиями, персонажами и локациями. Авторы проделали огромную работу над проработкой мира «Летучего корабля» (подбор локаций, музыка и графика), особое внимание уделив костюмам героев. Над нарядами в течение полугода трудилась большая команда специалистов. В общей сложности они подготовили для съемок около 1500 нарядов и 300 принтов. Часть костюмов даже выставлялась на специальной выставке в московском ЦДМ.
«Летучий корабль» неплохо показал себя в прокате, собрав 1,153 млрд рублей. Через месяц после премьеры сказки стало известно, что она получит продолжение. Как отметил продюсер Алексей Учитель, премьера сиквела намечена на 2026 год. Детали сюжета пока не разглашаются.
Комментарии