От Годара до Бессона. В связи с выходом сайфая с Робертом Паттинсоном и Жюльет Бинош «Высшее общество» вспоминаем другие жанровые фильмы, снятые на родине Жюля Верна.
На прошлой неделе в российский прокат вышел фантастический фильм «Высшее общество». Картина француженки Клер Дени получила неоднозначные оценки, но одно можно сказать совершенно точно — кино получилось неординарным. Впрочем, для сайфая из Франции это обычное дело: на протяжении десятилетий самобытные и, что характерно, в большинстве своем далекие от фантастики соотечественники Дени регулярно подпитывали жанр экстравагантными идеями. «КиноРепортер» выбрал 7 ярких примеров французского сайфая XX века.
«Небо над головой» / Le ciel sur la tête
Реж. Ив Чампи, 1965
У картины Ива Чампи любопытная судьба: более или менее популярной на родине она стала только после показа на ТВ, зато «Небо над головой» получило Золотой приз Московского международного кинофестиваля и демонстрировалось в советском прокате. Вообще фильм не очень-то напоминает традиционную фантастику, несмотря на маячащий в кадре солнечным зайчиком НЛО. С незваными гостями из других миров приходится разбираться морякам и летчикам, служащим на французском авианосце, и большую часть хронометража «Небо над головой» смахивает скорее на милитаристскую агитку, замаскированную под предупреждение об опасных последствиях холодной войны (разумеется, НЛО поначалу принимают за диверсию русских).
С другой стороны, картина Чампи подхватывает гуманистический тон голливудского сайфая «День, когда Земля остановилась» и задает канон того ответвления кинофантастики, в котором акцент сделан на готовности вооруженных сил дать отпор пришельцам. Что же до самого Чампи, то для СССР это и вовсе знаковый режиссер: в 1964-м его ленту «Кто вы, доктор Зорге?» посмотрел Хрущев и с удивлением узнал, что советский разведчик был реальной фигурой, а не выдумкой. В том же году Зорге было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
«Альфавиль» / Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution
Реж. Жан-Люк Годар, 1965
Само собой, это прежде всего фильм Годара и лишь формально фантастика. Если попытаться определить жанр «Альфавиля» точнее (рискуя, конечно же, запутаться в определениях), то история о том, как спецагент Лемми Коушен отправляется в другую галактику, чтобы вернуть на Землю мятежного профессора фон Брауна (и влюбляется в его дочь), сначала прикидывается футуристическим нуаром, а впоследствии превращается в экспрессионистскую картину, снятую сюрреалистом.
Проще же говоря, Годар занимается любимым делом — деконструкцией речи и текста, нагромождением философских аллюзий и, в конкретном случае с «Альфавилем», ироническим заигрыванием с американским кино. При этом в фильме хватает трогательных романтических мотивов: в сущности, «Альфавиль» — не что иное, как визуализация угрозы изъятия поэзии (на примере стихов сюрреалиста Поля Элюара) из мира, созданного философами. А жить наедине с холодной логикой, как велит жителям Альфавиля великий электронный мозг города «Альфа-60», скучно и страшно.
«Барбарелла» / Barbarella
Реж. Роже Вадим, 1968
Фильм, на начальных титрах которого Джейн Фонда исполняет стриптиз в невесомости, не может быть плохим: «Барбареллу», при всей дурашливости и трэшевости ленты, хвалила даже едкая американская критикесса Полин Кейл. Сегодня картина, несущая свой культовый статус легко и весело, смотрится на одном дыхании, которое, правда, то и дело перехватывает от смеха. Невозможно на полном серьезе следить за приключениями космической путешественницы Барбареллы, которая должна разыскать на далекой планете и вернуть на Землю изобретателя смертоносного оружия Дюрана Дюрана (да, знаменитую группу назвали именно в его честь).
Здесь все вдохновенно валяют дурака: от режиссера Роже Вадима, который пророчески предположил, что за комиксами — будущее жанрового кино (в основе «Барбареллы» — одноименная графическая серия), до больших артистов — например, звезды «Фотоувеличения» Дэвида Хеммингса и великого мима Марселя Марсо. Это настоящий праздник идиотизма на грани гениальности: похожий на гигантскую дизайнерскую точилку розовый звездолет, ездовой скат, волнистые попугайчики-убийцы, мыслящее энергетическое озеро Матмос, давшее новое название производителю психоделических лавовых ламп — чего только нет в этой секс-версии «Алисы в Зазеркалье».
«Цена риска» / Le prix du danger
Реж. Ив Буассе, 1983
Вольная экранизация рассказа Роберта Шекли «Премия за риск» вышла за 4 года до того, как «Бегущий человек» сделал тему реалити-шоу с летальным исходом мейнстримом, за 17 лет до того, как «Королевская битва» раскрутила сюжет до глубокого социально-философского комментария, и за 29 лет до того, как «Голодные игры» вбросили эту историю в топку подросткового масскульта.
Наверное, первое место в ряду подобных лент — главное достоинство «Цены риска», картины неровной, местами даже небрежно сделанной. Короткая история симпатичного обывателя (Жерар Ланвен), решившегося стать объектом охоты в охваченной финансовым и моральным кризисом альтернативной Франции, довольно проста и не отягощена антиутопическим антуражем — зато доходчива. Да и тут не все так просто: например, зло и лицемерие предстает в «Цене риска» в лице героя Мишеля Пикколи — ведущего того самого реалити-шоу, и участие штатного артиста фильмов Луиса Бунюэля и Марко Феррери само по себе придает картине слегка сюрреалистический оттенок.
«Бункер «Палас-отель»» / Bunker Palace Hôtel
Реж. Энки Билал, 1989
Зато в режиссерском дебюте перебравшегося во Францию боснийца Энки Билала с антиутопическим декором полный порядок: лишившись власти, верхушка тоталитарного государства эвакуируется в подземный бункер, устроенный на манер отеля. Здесь собрались лишь немногие избранные, знающие друг друга в лицо — все ждут Президента, который все никак не доберется до убежища, зато сюда успешно проникает Клара (Кароль Буке), представляющая силы повстанцев.
Автор комиксов Билал, больше известный у нас как постановщик фильма «Бессмертные: Война миров» (2004), дебютировал в кино лихо и уверенно: помимо Буке, он заполучил в свою первую картину суперзвезд Жана-Луи Трентиньяна, Марию Шнайдер и Жана-Пьера Лео. Несколько невнятно рассказав саму историю (по духу — годаровскую, по мизансценам — бунюэлевскую), в визуальном плане Билал ни в чем себе не отказал, раздавая красивые поклоны великим Роберту Вине и Фрицу Лангу.
Но самое поразительное и в сюжете, и в апокалиптическом видеоряде то, что «Бункер…», снятый в пасмурном Белграде, оказался пророческим — до трагических событий, разделивших Югославию, оставались считаные годы.
«Город потерянных детей» / La cité des enfants perdus
Стимпанковская сказка стала последней работой одного из самых ярких и экстравагантных творческих тандемов во французском кино — Жана-Пьера Жене и Марка Каро. К ним, пожалуй, стоит добавить как полноценного соавтора и мастера визуальных эффектов Питофа, позднее тоже переквалифицировавшегося в режиссеры. История ярмарочного силача Уана (Рона Перлмана), разыскивающего своего названого братишку-найденыша, похищенного злодеем Кранком, — преступно недооцененный визионерский шедевр, из которого вышли фантазмы того же Гильермо дель Торо и который даст сто очков форы, например, оскароносной «Форме воды».
«Город…» звучит то как ненаписанная сказка братьев Гримм, то как забракованный Диккенсом за перебор мрачных интонаций черновик «Оливера Твиста», то как история из ряда фантомасовских — эту полифонию скрепляет картинка с фирменным цветокором Жене и Каро, а персонажи и элементы декора отсылают к «Франкенштейну», хоррор-классике студии Universal. После «Города…» Жене отправился в Голливуд снимать четвертого «Чужого», а Каро свою первую сольную режиссерскую работу, «Данте 01» (тоже фантастику), сдал аж в 2008-м.
«Пятый элемент» / The Fifth Element
Реж. Люк Бессон, 1997
Можно сколько угодно ругать Бессона за проблемы с чувством меры и вкусом, но без энтузиазма и, чего уж греха таить, продюсерской жилки представить себе современную французскую фантастику практически невозможно.
«Пятый элемент» в особом представлении не нуждается — это самая яркая, веселая и, в хорошем смысле, эклектичная (даже при наличии недавнего «Валериана и города тысячи планет») картина француза, в которой он умудряется запросто, через запятую цитировать такие разные образчики жанра, как «Барбарелла» и «Бегущий по лезвию». В лучшие же моменты «Пятый элемент» и вовсе воскрешает в памяти классические голливудские мелодрамы и нуары, а Брюс Уиллис и Милла Йовович превращаются в Хамфри Богарта и Лорен Бэколл.
Комментарии