«А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Эта легендарная киноцитата давно стала символом театральных претензий на творчество драматурга. И чем больше трактовок выходит, тем рискованнее прибегать к классическому материалу. И все же Евгений Марчелли замахнулся, выбрав «Гамлета» и переместив его персонажей в современность. В его интерпретации из классической трагедии получилась история семьи, в которой сын, как обычный подросток-бунтарь, не может пережить измену матери и предательство дяди…
Спектакль начинается внезапно – еще до того, как в зале гаснет свет. Зрители только рассаживаются по местам, а по сцене уже неприкаянно, словно в приступе деменции, бродит тень отца Гамлета (Александр Филиппенко). Потом, беспрестанно обнимаясь и целуясь, появляются Клавдий (Сергей Юшкевич) и Гертруда (Евгения Крюкова). И тут же Клавдий ломает четвертую стену, обращаясь к зрителям…
Или не к ним? В прозаической форме – привычной, стихотворной в спектакле вообще практически нет – Клавдий объявляет датчанам, что их король умер, а он как брат правителя всходит на престол и берет в жены его вдову. Гертруда, стоя спиной к залу, не то притворно плачет, не то смеется, а рядом в тени стоит, не отрывая от парочки взгляд, какой-то бритый паренек. Это, собственно, и есть Гамлет (Кирилл Быркин)…
Понять, кто это, мудрено во многом потому, что Гамлет – как и Лаэрт (Митя Федоров), Розенкранц (Влад Боковин) и Гильденстерн (Сергей Зотов), будто играет в том, в чем пришел на работу, а мы на неофициальном предпремьерном прогоне, когда еще можно оттачивать роль без костюмов, декораций и грима.
Которых и нет – на сцене ни одного предмета мебели, ни декораций, ни фонов. Лишь во втором действии выносят кресла-мешки, на одном из них Гертруда в глубоком обмороке возлежит последние полчаса постановки, да Рейнальдо (Роман Кириллов) выносит стойку с рапирами для финальной дуэли Гамлета и Лаэрта. Но эти предметы – техническая необходимость, на сцене лишь персонажи и их текст.
Аскетизм, возведенный в абсолют. Актерская игра, как она есть, – не прикрытая позолотой дорогой сценографии, пышных костюмов и торжественного музыкального ряда – музыка в спектакле тоже присутствует минимально. Трагедия Шекспира в версии Евгения Марчелли и так выглядит предельно непривычно – без знакомого со школы текста, без «Быть или не быть?» (то есть эта фраза там есть, но только она), без «бедного Йорика», – а тут еще и жанровые каноны порушены.
«Шекспиргамлет» напичкан комедией – вербальными, пластическими и визуальными гэгами – под завязку. В частности, Офелия (Анна Галинова) внезапно предстает некрасивой рыжей толстушкой, которая, впав в безумие, изрекает «Карету мне, карету!», а это уже «несколько из другой оперы» (а точнее, монолога Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума»). Клавдий, присаживаясь рядом с Лаэртом на кресло-мешок, валится с него через голову назад, а Рейнальдо, одетый в огромное вязаное кигуруми, выглядит и носится вразвалочку по сцене как большой черный цыпленок.
За Офелией повсюду как привидение ходит странная девушка (Анастасия Белова) в «маленьком черном платье» и безмолвно стоит, не шелохнувшись, пока та не уходит со сцены. Это выглядит «висящим на стене ружьем», которое обязано выстрелить. И оно «стреляет» – в конце немая обретает голос: служанка Офелии рассказывает о гибели хозяйки. Хотя рассказом это назвать трудно. Скорее она каркает, и это карканье переводит на нормальный человеческий язык как всегда услужливо прибежавший Рейнальдо.
В общем, все как обычной жизни – где проблемы тесно переплетаются со смехом и нелепыми ситуациями, любовь и ненависть идут рука об руку, родные делают друг другу больно, не задумываясь, а месть иногда рождается из неумения самому любить, что, собственно, и демонстрирует новый Гамлет.
Помимо множества режиссерских находок, нельзя не отметить художественные решения. Весь спектакль по сути черно-белый. Все и всё на сцене – задник, костюмы – исключительно монохромно. Словно мы оказались в «Городе грехов». В фильме Роберта Родригеса, правда, были отдельные цветные вкрапления, которые усиливали эффект. Есть они и тут: так, Клавдий в одном из монологов внезапно начинает отхаркивать кровь, являя зрителю алые пятна на платке, словно в «Театре» Моэма.
Так что же такое «Шекспиргамлет»? Трагедия? Точно нет. Комедия? Отчасти – безусловно. А что наша действительность? Наверное, именно поэтому и заканчивается спектакль не точкой, а многоточием, оставляя зрителю самому решить, быть или не быть такому Гамлету. А вместе с ним – быть или не быть и самому представлению.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…