Рецензии

Будущего нет: Рецензия на фильм «Айка»

Айка (Самал Еслямова), молодая девушка из средней Азии, приехала в Москву на заработки. Все складывается не в ее пользу: доходит до того, что Айка вынуждена сбежать из роддома, оставив новорожденного сына и вернуться на работу. А проблемы и не думают уходить: с каждым днем их становится только больше.

Сергей Дворцевой заинтересовался проблемой мигрантов еще в 2012 году. Острее всего его зацепил тот факт, что женщины-мигрантки вынужденно бросают своих детей в роддомах. Что их двигает на такой шаг: собственные трудности, желание дать ребенку шанс на лучшую жизнь или что-то еще? Корни конфликта уходят глубоко, и Дворцевой решил нырнуть в это с головой.

Понятное дело, что хоть проблема материнства среди мигрантов-нелегалов и стоит в фильме остро, она не является единственной. «Айка» — это довольно глобальное размышление о проблемах мигрантов-нелегалов в целом: от их тотальной бесправности и шаткого положения до чисто человеческих вопросов. Само собой, главная в фильме именно Айка: глядя на Еслямову, не остается вопросов, почему именно она получила пальмовую ветвь в Каннах. Девушка умудряется одним только телом и эмоциями выдавать такую глубину отчаяния, с которой мало кто сравнится. Добавить сюда очень телесную камеру Иоланты Дылевски, выхватывающей какие-то невероятно близкие и личные кадры – и на выходе получается личное и очень яркое переживание, словно сам побывал в самом эпицентре событий.

С первых кадров, где Айка вынуждена бежать из роддома, становится ясно, что впереди только беспросветная тьма: хорошего отношения ждать практически неоткуда, собственное тело не выносит подобный ритм, надеяться не на кого. Вишенка на торте – звонки до поры неизвестных, требующих деньги. Нечеловечность ситуации подчеркивается постоянно: фоном то и дело будут демонстрировать либо хорошую жизнь людей, либо зверей – и становится действительно не по себе от того, насколько иногда отношение к условной собаке может быть лучше, чем к живому человеку.

Дворцевой добивался реализма во всем: в кадре почти нет реальных актеров, а вот реальных мигрантов – хоть отбавляй. Длительные изучения последродвого поведения, изнурительные тренировки и множество дублей – все ради того, чтобы добиться максимальной достоверности.

Света нет и не будет: мелкие намеки на таковые превращаются в итоге в пшик, а вот тьма все сгущается с каждой минутой. «Айка» — кино тяжелое и безрадостное, и эти правила нужно принять. На весь фильм нашлось место буквально паре шуток – и те в основном идут с печальным лицом. Зато обо всех проблемах говорят прямо, наотмашь и без прикрас – неподготовленного зрителя может сбить с ног честность и первобытная жестокость, которая оставшимся за кадром берет за горло куда круче, чем яркой демонстрацией.

Понравится «Айка» явно не всем: это правда тяжелое, неприятное и интимное зрелище, со множеством откровенных и практически шокирующих сцен. Радости нет и не будет, и к этому нужно быть готовым – или же пропустить картину мимо. Это тоже всегда выход.

«Айка» в российском прокате с 14 февраля 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

13 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

19 часов назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

22 часа назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад

Мобильный кинотеатр будет курсировать в знаковых местах Москвы

С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…

2 дня назад