Когда-то Алис (Марион Котийяр) и Луи (Мельвиль Пупо) были нормальными братом и сестрой. А потом между ними черная кошка пробежала. Махнула хвостиком – и привет. Ни любви, ни жалости, ни прощения. Казалось бы, внезапная трагедия, гибель сына Луи, должна сплотить родственников. Но безутешный отец окатывает сестру волной презрения, поскольку та не удосужилась проведать мальчика при жизни. Не заставила себя долго ждать и новая беда. Родители Алис и Луи попали в страшную аварию. Поэтому детям, смертельно обиженным друг на друга, приходится-таки зарыть топор войны.
Режиссер Арно Деплешен, семикратный номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Канн, – из тех постановщиков, чьи фильмы регулярно гостят на престижных европейских смотрах, а фамилия с уважением произносится синефилами разных стран. Звание современного классика авторского кино он носит вполне заслуженно. Его ранние работы – «Эстер Кан» (2000), «Короли и королева» (2004), «Рождественская сказка» (2008) – однозначные шедевры, хотя широкой публике эти названия мало о чем говорят.
В последние годы Деплешен снимает сплошь модных звезд: Шарлотту Генсбур в «Призраках Исмаэля» (2017), Леа Сейду в «Боже мой!» (2019) и «Внебрачных связях» (2021). Вот и Марион Котийяр, украсившая драму «Брат и сестра», стала отличной рекламой этой ленты, недавно показанной на ММКФ. В большом зале кинотеатра «Октябрь» осталось мало свободных мест, несмотря на позднее начало сеанса. Правда, история умалчивает, многим ли зрителям удалось одержать победу в неравной схватке со сном. Ибо назвать «Брата и сестру» увлекательным произведением значило бы здорово погрешить против истины.
А истина такова, что на протяжении почти двух часов фильма физически ощущаешь, как отрастает щетина. Волосы. Ногти. Иными словами, чувствуешь само течение времени, которое тянется с невыносимой, невозможной медлительностью, пока ты не вязнешь в нем, будто в густом желе. Нет, на бумаге-то «Брат и сестра» затрагивает важные, даже животрепещущие вопросы. Как найти общий язык с близким человеком после долгой разлуки. Как встретить неизбежное. Как столкнуться со смертью и найти в себе силы жить дальше.
Картины о смерти – вообще совершенно особая категория фильмов, которые сложно смотреть, а еще сложнее снимать. Снимать так, чтобы происходящее на экране не скатилось в банальную панихиду, а цепляло убийственным ощущением невосполнимой утраты, как в «Любви» Михаэля Ханеке, или интеллигентными размышлениями о границах человечности, как в предпоследней работе Франсуа Озона «Все прошло хорошо». В «Брате и сестре» нет ни того, ни другого. Зато хватает страдальческих крупных планов, черных пальто и пестрых шарфов, истерических разборок, непременно под заунывную траурную музыку, и бесконечно тоскливых разговоров об отношениях (обязательно с придыханием).
Алис – актриса. Луи – писатель. У каждого – персональная сюжетная линия, и трагедия с родителями по-своему влияет на их личную и творческую жизнь. Но две прямых не сплетаются в колючий, интригующий клубок противоречий, а так и тянутся порознь, изредка соприкасаясь, чтобы дать героям призрачный шанс на примирение. Но лед между ними упорно не тает, а между артистами безнадежно теряется химия. Тот же Мельвиль Пупо выдавал блестящие перформансы в «Летней сказке» Эрика Ромера или «И все же Лорансе» Ксавье Долана. А уж об актерских заслугах Марион Котийяр вы, несомненно, наслышаны и без нас. Но у Деплешена они демонстрируют скучный холодный профессионализм без огонька и страсти, к которому, наверное, глупо придираться, но и рукоплескать здесь решительно нечему.
Всякий раз, когда кажется, что еще немного – и на экране вспыхнут спасительные финальные титры, брат и сестра хватают тебя за руку и лениво тащат обратно. Ведь кому-то непременно нужно выступить с очередным пустопорожним монологом, прочитать стихотворение, настрочить письмецо или махнуть в Африку, на худой конец. Разумеется, под аккомпанемент все той же заунывной траурной музыки. Которая прямо-таки вынуждает выскочить на улицу и красиво зарыдать под моросящим сентябрьским дождиком – вот только снимать тебя в этот момент никто не будет. Даже на телефон.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…