Фото: Дмитрий Дубинский (пресс-служба Театра Маяковского)
В Театре имени Маяковского – вторая с начала сезона премьера, посвященная миру снов и кошмаров. Однако, в отличие от постановки по Роману Михайлову, в прямом смысле затягивающей зрителя в галюциногенный водоворот событий, «Скучная история» по одноименной повести Чехова предельно проста и размерена. Ее главные герои – светило отечественной медицины Николай Степанович (Михаил Филиппов) с женой Варварой Андреевной (Евгения Симонова) – обитают в холодном, серо-стерильном пространстве, отсылающем не то к их бедственному положению, не то к упорядоченному быту, из которого давно ушел огонь жизни.
Поначалу кажется, что супруги (они и сами облачены в серое) – единственные, кому дозволено говорить. Их дочь Лиза, прилежная слушательница консерватории, возникает в дверях утренним призраком, а служанка Агаша (Наталья Палагушкина), чеховская «говорливая и смешливая старушка», в версии Дениса Хусниярова заметно помолодела и приобрела речевой недуг. Но способность говорить не подразумевает способности вести диалог – между профессором и его женой лежит почти осязаемая пропасть, которую ни один из партнеров не может преодолеть.
Николай Степанович, предчувствующий скорую кончину, страшится собственных переживаний на этот счет и тонет в водовороте мрачных мыслей, никому не открывая их чудовищной причины. Он рассуждает об ораторском искусстве, которое отточил за 30 лет блестящей карьеры, но, обращаясь к темноте зрительного зала, все чаще вторит самому себе, сбиваясь на латынь и нелепые каламбуры.
Варваре Андреевне же не достает духу заговорить с ним о наболевшем. Симонова слишком красива и ухожена, чтобы в ней можно было признать «неуклюжую старушку», но она пускает в ход талант, и мелочная забота в ее исполнении обретает дух и плоть. Видимый трепет и нервическое придыхание исчезают, как только профессор отправляется на кафедру: робкая скованность сменяется властностью хозяйского положения, отягченного еще одним бременем.
Первый акт напоминает бесконечную петлю рефлексии. Будучи врачом, Чехов вложил в уста своего героя немало размышлений о жизни и профессии, актуальных даже в эпоху ИИ: чего только стоит реплика о том, что определить верный диагноз способен только мозг квалифицированного врача. Подсвеченные электрическим огнем анфилады, множество прямых углов и аскетизм обстановки навевают мысли о чистилище. Но пока страдающий от бессонницы Николай Степанович удивляется тому, какие мелкие мысли приходят ему в голову перед смертью, случается разительная перемена.
Старт второго акта по сути повторяет начало первого, но делает это нездорово, почти противоестественно. Мрачный фатализм оборачивается пиром во время чумы, непроницаемая серость стен – зеркальной патиной, спокойные голоса – визгливым негодованием. В инфернальном кошмаре возникает ненастоящая Лиза (Наталия Филиппова), ее паясничающий жених Гнеккер (Виталий Ленский), родной брат (Иван Ковалюнас) и даже подруги (Арина Назарова и Анастасия Горелова).
Отличить правду от вымысла невозможно: искаженную пластику поддерживают патологические вкусы, деформированную музыку – вычурные одеяния. В движение приходит все, и безвоздушное пространство оживает: если раньше профессор мучился в своем одиночестве, испытывая жгучий стыд за других, но при этом отталкивая руку того, кто и сам просил о помощи, то теперь, после оглашения собственной кончины, он обзаводится неприятно-шальной компанией, которая бесповоротно ввергает его в ужас.
В авторской инсценировке Хусниярова меняется финал, и экзистенциальный, в общем-то, сюжет приобретает мистические ноты: герой обретает возможность заглянуть в будущее, которое касается его уже опосредованно. Формально говоря, оно во многом предопределено, и именно из-за этого оценка свершившихся событий и фактов проводится с научной бесстрастностью. Она же позволяет пытливому герою без лишних тревог и страха взглянуть правде в глаза.
В спектакле при этом остаются и фирменная чеховская ирония, и непредвзятые суждения о человеческой природе, и будничное вскрытие семейных тайн. И, что самое важное, пространство для потенциального примирения – как с событиями неизбежного характера, так и с людьми, присутствие которых по неведомой причине воспринимается как должное.
Букет прописных в общем-то истин здесь подан с не самого классического ракурса: озлобиться можно от любой невзгоды, особенно, если внутренняя опора не сформировалась или разрушилась («Нездоровье победило во мне личность»), вытравить из себя раба и варвара, разбрасываясь обвинениями, не так-то просто, а понять, что твоя семья «ненастоящая» можно, выяснив, что ненастоящим по отношению к ней был ты сам.
Кстати, в «Снах моего отца 2.0» эта мысль тоже проскакивает – на одной из стен начертано: «Окружение меняется так постепенно, что ты, не замечая, миришься с этим, а затем вдруг видишь, что все уже не то».
И конечно, особую атмосферу «Скучной истории» придает исповедальная тональность: Михаил Филиппов, чей Николай Степанович – однозначный главный герой, называющий самого себя скучным человеком, на протяжении двух часов делает все, чтобы доказать обратное.
90 лет тому назад не волшебник, но мастер слова Алексей Толстой адаптировал сказку Карло Коллоди о длинноносом непоседе Пиноккио для…
С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…
Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…
Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…
Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…
Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…