Возможно, что Кантемиру Балагову придется сразиться за золотую статуэтку с Пон Джун Хо и Педро Альмодоваром.
Финишная прямая до «Оскара» открыта. Сама премия пройдет в феврале, но уже сейчас кинопродюсеры и кинокритики нервно раскладывают пасьянсы: кто же станет героем? В этом году случилась маленькая революция в награждении неголливудских картин. Теперь их номинация гордо называется «Лучший международный художественный фильм». «КиноРепортер» дает свою версию, у кого есть шансы стать первым лауреатом новой категории.
Фаворитом в номинации «Лучший международный художественный фильм» кинокритики считают «Паразитов» Пон Джун Хо — первого каннского победителя из Южной Кореи. История классового противостояния разыгрывается в декорациях роскошного дома на примере двух семей — стремящихся обрести стабильность бедняков и наивных, вечно равняющихся на Америку богачей.
Победа на смотре большой тройки — Канны, Венеция, Берлин — нередко помогает и в борьбе за «Оскара». Прошлогодний триумфатор в этой номинации — «Рома» Альфонсо Куарона — ранее увез главный приз Венеции, «Любовь» Михаэля Ханеке победила в Каннах в 2013-м, «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади годом ранее покорил Берлин, а «Сын Саула» Ласло Немеша в 2016-м взял Гран-при в Каннах.Однако вопрос не только в том, насколько мастерски Пон Джун Хо переключается между жанрами и жонглирует зрительскими эмоциями: в случае с «Оскаром» принято гадать, какая тема сегодня наиболее актуальна. Если судить по призерам Венецианского и Каннского фестивалей этого года — «Джокеру» и «Паразитам», в тренде сюжеты о классовой борьбе и возвращении достоинства обычных граждан, которых давит кастовая капиталистическая система. Пойдет ли «Оскар» в ногу с Европой или расставит свои приоритеты — невероятно занимательный вопрос.
Ту же тему поднимают «Отверженные» Ладжа Ли, который снял социальную драму о конфликтах в современной Франции в декорациях парижского района, где Гюго когда-то писал свой роман. Полицейский произвол, неравенство столицы и провинции, трения между христианами и мусульманами — на экране настоящий водоворот неудачных решений и опасных действий. Вероятно, у картины есть шансы на номинацию, но не больше.
За тему войны в лонг-листе премии Американской киноакадемии отдувается чешская «Раскрашенная птица» Вацлава Мархоула — экранизация одноименного (в чем-то автобиографического) романа Ежи Косинского про путешествие мальчика из среднеевропейской деревни по обочине войны. Мнимая радикальность «Птицы», возможно, впечатлит академиков, но вряд ли эта одиссея жестокости удостоится желаемой награды — кажется, популярность военной темы сильно переоценена.
Отголоски Великой Отечественной формируют и психологический надлом в «Дылде» Кантемира Балагова. Российская лента не теряется в общем списке на номинацию за счет актерского и художественного исполнения. История фронтовых подруг, которых связывает то ли поиск душевного тепла, то ли запретная любовь, формально вписывается в интерес современной культуры к женским фигурам.
Если же говорить о постановщицах, которые могут оказаться в шорт-листе номинации, следует выделить Мати Диоп с дебютной «Атлантикой». История пригорода Дакара, столицы Сенегала, где рабочим не платят, а женщин насильно выдают замуж, получила Гран-при жюри в Каннах, что подчеркнуло историчность смотра 2019 года, где впервые победила чернокожая женщина-режиссер.
Интерес вполне может вызвать немецкая картина «Крушители системы» Норы Финшелдт про девочку, с чьим нравом не справляются родители и социальные службы, или австрийская «Радость» Судабе Мортезай — драма нигерийки Джой, которая вынуждена зарабатывать в Вене проституцией, чтобы на что-то жить и поддерживать семью на родине. Однако они, как и очаровательный македонский док «Страна меда» Тамары Котевски и Любомира Стефанова, могут максимум претендовать на номинацию. На «Оскаре» редко случаются победы фильмов, которые профсообщество не обсуждало месяцами ранее.
Отдельно можно отметить работы известных режиссеров. Место лирической подростковой фантастики «Дитя погоды» Макото Синкая, вероятно, в анимационной номинации. «Предатель» Марко Беллоккьо с его исследованием мафии выглядит более актуальным для Италии, чем для США. «Свистуны» Корнелиу Порумбойю вообще вряд ли попадут в список, так как режиссера «Смерти господина Лазареску» игнорировали даже во времена каннских успехов.
А вот «Боль и слава» Педро Альмодовара — универсально-личное размышление о жизни и творчестве — может претендовать как минимум на место в шорт-листе, а то и на приз, если киноакадемия решит проголосовать против всех социально значимых тем.
Комментарии